ЧЖАН ЦЗАЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖАН ЦЗАЙ (Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцюй, Чжан-цзы) (1020, Чанъань, ныне Сиань – 9.1.1078, Линьтун), кит. философ, литератор, педагог; один из основоположников неоконфуцианства. Из семьи чиновника и придворного учёного. Увлекался воен. делом, буддизмом и даосизмом. В 20 лет участвовал в войне против тангутов. В 36 лет в Кайфэне стал наставником двоюродных племянников Чэн Хао и Чэн И. С 1057, получив высшую учёную степень цзиньши, на гос. службе, с 1069 корректор в придворной Палате благоговения перед письменами; из-за несогласия с реформами Ван Аньши в 1070 ушёл в отставку, сосредоточившись на лит. работе и преподавании в образовавшейся вокруг него гуаньчжунской школе. В 1220 удостоился поч. имени Мин-гун (Светлый князь), в 1241 – графского титула Мэй-бо и установления именной таблички в храме Конфуция. Биографии написаны его учеником Люй Далинем (ум. 1092; включена в «Сун ши» – «Историю [эпохи] Сун», гл. 427), У Чэном (1842, изд. в 1891) и Гуй Цзэн-ци (изд. в 1913).
Осн. сочинения – «Чжэн мэн» («Исправление недоразвитости», 1076), «Цзин сюэ ли ку» («Глубина принципов каноноведения»), «И шо» («Изъяснение "Перемен"», см. «И цзин») и др. Ч. Ц. акцентировал универсальность пневмы-ци, отождествив её первичное состояние с бесформенной Великой пустотой (тай-сюй) и «пустотным вакуумом» (сюй-кун), а образование и уничтожение всех вещей вслед за Ван Чуном сравнив с застыванием и таянием льда. Движителем этих бесконечных трансформаций признал присутствующие во всём «две крайности» (лян-дуань), т. е. силы инь и ян, которые взаимно противоположны (фань) и враждебны, но в целом создают Великую гармонию (тай-хэ). Их деятельное проявление – Путь-дао, который воплощается в благодати-дэ, являющейся духом, обеспечивающим взаимное восприятие вещей, поскольку природа (син) и дух (шэнь) исходно присущи пневме. Человек также двоичен, имея «небесно-земную» и «пневменную природу», которые образуют оппозиции общего и индивидуального, рационального и чувственного, благого и внеморального, что снимается через учёбу и постижение принципов-ли с помощью врождённого «благосмыслия» (лян-чжи). Пафосом вселенского единства проникнута прозопоэтическая «Западная надпись» («Си мин», входит в «Чжэн мэн», гл. 17), где Ч. Ц. называет Небо и Землю отцом и матерью; то, что их наполняет, – своим телом, народ – единоутробными братьями, а вещи – сожителями.