Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖАН ЦЗАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 553-554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЖАН ЦЗАЙ (Чжан Цзы­хоу, Чжан Хэн­цюй, Чжан-цзы) (1020, Чанъ­ань, ны­не Си­ань – 9.1.1078, Линь­тун), кит. фи­ло­соф, ли­те­ра­тор, пе­да­гог; один из ос­но­во­по­лож­ни­ков не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. Из се­мьи чи­нов­ни­ка и при­двор­но­го учё­но­го. Ув­ле­кал­ся во­ен. де­лом, буд­диз­мом и дао­сиз­мом. В 20 лет уча­ст­во­вал в вой­не про­тив тан­гу­тов. В 36 лет в Кай­фэ­не стал на­став­ни­ком двою­род­ных пле­мян­ни­ков Чэн Хао и Чэн И. С 1057, по­лу­чив выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши, на гос. служ­бе, с 1069 кор­рек­тор в при­двор­ной Па­ла­те бла­го­го­ве­ния пе­ред пись­ме­на­ми; из-за не­со­гла­сия с ре­фор­ма­ми Ван Ань­ши в 1070 ушёл в от­став­ку, со­сре­до­то­чив­шись на лит. ра­бо­те и пре­по­да­ва­нии в об­ра­зо­вав­шей­ся во­круг не­го гу­ань­чжун­ской шко­ле. В 1220 удо­сто­ил­ся поч. име­ни Мин-гун (Свет­лый князь), в 1241 – граф­ско­го ти­ту­ла Мэй-бо и ус­та­нов­ле­ния имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция. Био­гра­фии на­пи­са­ны его уче­ни­ком Люй Да­ли­нем (ум. 1092; вклю­чена в «Сун ши» – «Ис­то­рию [эпо­хи] Сун», гл. 427), У Чэ­ном (1842, изд. в 1891) и Гуй Цзэн-ци (изд. в 1913).

Осн. со­чи­не­ния – «Чжэн мэн» («Ис­прав­ле­ние не­до­раз­ви­то­сти», 1076), «Цзин сюэ ли ку» («Глу­би­на прин­ци­пов ка­но­но­ве­де­ния»), «И шо» («Изъ­яс­не­ние "Пе­ре­мен"», см. «И цзин») и др. Ч. Ц. ак­цен­ти­ро­вал уни­вер­саль­ность пнев­мы-ци, ото­жде­ст­вив её пер­вич­ное со­стоя­ние с бес­фор­мен­ной Ве­ли­кой пус­то­той (тай-сюй) и «пус­тот­ным ва­ку­умом» (сюй-кун), а об­ра­зо­ва­ние и унич­то­же­ние всех ве­щей вслед за Ван Чу­ном срав­нив с за­сты­ва­ни­ем и тая­ни­ем льда. Дви­жи­те­лем этих бес­ко­неч­ных транс­фор­ма­ций при­знал при­сут­ст­вую­щие во всём «две край­но­сти» (лян-ду­ань), т. е. си­лы инь и ян, ко­то­рые вза­им­но про­тиво­по­лож­ны (фань) и вра­ж­деб­ны, но в це­лом соз­да­ют Ве­ли­кую гар­мо­нию (тай-хэ). Их дея­тель­ное про­яв­ле­ние – Путь-дао, ко­то­рый во­пло­ща­ет­ся в бла­го­да­ти-дэ, яв­ляю­щей­ся ду­хом, обес­пе­чи­ваю­щим вза­им­ное вос­при­ятие ве­щей, по­сколь­ку при­ро­да (син) и дух (шэнь) ис­ход­но при­су­щи пнев­ме. Че­ло­век так­же двои­чен, имея «не­бес­но-зем­ную» и «пнев­мен­ную при­ро­ду», ко­то­рые об­ра­зу­ют оп­по­зи­ции об­ще­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го, ра­цио­наль­но­го и чув­ст­вен­но­го, бла­го­го и вне­мо­раль­но­го, что сни­ма­ет­ся че­рез учё­бу и по­сти­же­ние прин­ци­пов-ли с по­мо­щью вро­ж­дён­но­го «бла­го­смыс­лия» (лян-чжи). Па­фо­сом все­лен­ско­го един­ст­ва про­ник­ну­та про­зо­по­эти­че­ская «За­пад­ная над­пись» («Си мин», вхо­дит в «Чжэн мэн», гл. 17), где Ч. Ц. на­зы­ва­ет Не­бо и Зем­лю от­цом и ма­те­рью; то, что их на­пол­ня­ет, – сво­им те­лом, на­род – еди­но­ут­роб­ны­ми брать­я­ми, а ве­щи – со­жи­те­ля­ми.

Соч.: [В кн.:] Source book in Chinese philoso­phy / Transl., compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1963; [В кн.:] Reflections on things at hand: The Neo-Confucian anthology / Com­pi­led by Chu Hsi and Lü Tsu-chien. N. Y., 1967; Rechtes Auflichten / Cheng-meng. Hamb., 1996; [В кн.:] Ше­дев­ры ки­тай­ской клас­си­че­ской про­зы в пе­ре­во­дах ака­де­ми­ка В. М. Алек­сее­ва. М., 2012. Кн. 2; Ис­прав­ле­ние не­ра­зум­ных (Чжэн мэн). М., 2013.

Лит.: Tang Chün-i. Chang Tsai’s theory of mind and its metaphysical basis // Philosophy east and West. 1956. Vol. 6. № 2; Kasoff I. E. The thought of Chang Tsai. Camb., 1984; Ве­ли­кие мыс­ли­те­ли Вос­то­ка. М., 1999.

Вернуться к началу