СЕКВЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕКВЕ́НЦИЯ (позднелатинское sequentia – последование, от лат. sequens – следующий), 1) текстомузыкальная форма и литургический жанр в традиционной службе Римско-католической церкви (до реформ 2-го Ватиканского собора). Входила в состав проприя мессы (после аллилуйи; во время постов и в заупокойной мессе – после тракта). Текст латинский, свободно сочинённый (см. в ст. Гимнография), по содержанию – свободный парафраз сюжетов и мотивов Священного Писания. Способ распева текста силлабический, с минимальными невматическими распевами.
Ранние С., относящиеся к 9–11 вв., написаны ритмической прозой (отсюда их другое историческое название – prosae); авторы – Ноткер Заика, Фульберт Шартрский, Герман из Райхенау. С 12 в. тексты С. представляют собой силлабо-тонические стихи, большей частью хореические; авторы – Адам Сен-Викторский и многие анонимы.
Для позднейшей С. характерны 3-строчные строфы (терцеты), число строф не нормировано (до 20 и более). В строфе рифмуются обычно первые два стиха (как в С. «Veni Sancte Spiritus», «Lauda Sion»), реже — все три стиха (как в «Dies irae»). Каждый из трёх стихов строфы распевается на свою музыку. Музыка каждой второй строфы из двух точно повторяет музыку первой. Двойное повторение отделов музыкальной формы и общая для двух соседних терцетов рифма (в третьей строке) придаёт целому вид структуры высшего порядка, состоящей из текстомузыкальных «метастроф». Схему типичной корреляции текста и музыки в поздней строфической С. см. в примере 1.
К середине 16 в. число текстов С. достигало приблизительно 5 тыс., мелодий было значительно меньше (вследствие широкого применения контрафактуры). Тридентский собор ограничил число С. четырьмя, в 1727 к ним добавлена С. Stabat Mater. Четыре из пяти С. (кроме ранней «Victimae paschali [laudes immolent Christiani]» – «Пасхальной жертве [возносят хвалы христиане]», предполагаемый автор текста – Випо Бургундский) относятся к строфическим, это «Veni Sancte Spiritus» («Приди, Дух Святой», текст Стефана Лангтона), «Lauda Sion [Salvatorem]» («Хвали, Сион [Спасителя]», текст Фомы Аквинского), Dies irae и Stabat Mater (указаны в примерном порядке их возникновения).
Тексты многих С. опубликованы в фундаментальной серии «Analecta hymnica medii aevi» (т. 1–55; 1886–1922). Мелодии в большинстве поныне не опубликованы.
2) Последовательное повторение мелодической фразы и/или гармонического оборота на другой высоте; приём техники музыкальной композиции. Каждое полное проведение секвенцируемого оборота именуется «звеном секвенции». С. систематизируют по типу секвенцируемого оборота (мелодические, гармонические, мелодико-гармонические); по количеству звеньев (двухзвенные, трёхзвенные и т. д.); по направлению высотного смещения (восходящие и нисходящие); по интервалу смещения («шаг секвенции»: постоянный – например, на целый тон, непостоянный – на разные интервалы); по степени точности при повторе (точные, иначе называемые «транспонирующими», и неточные); по интервальному роду (диатонические и хроматические); по качеству замкнутости в тональном ладу (немодулирующие, иначе называемые «однотональными», и модулирующие).
С. является частью важнейшего процесса гармонии – развёртывания лада во времени, создаёт в восприятии эффект динамического обновления музыки. При этом чрезмерное количество звеньев С. (больше трёх) создаёт прямо противоположный эффект механического повторения и обычно связано с неизобретательностью композитора. Многозвенные диатонические С., обильно применяемые в популярной и эстрадной музыке, среди западных музыкантов-профессионалов получили иронические названия «Розалия» (по итальянской популярной песенке «Rosalia, mia cara») и «сапожная заплатка» (нем. Schusterfleck).
С. как техника композиции отмечается уже в григорианском хорале (трёхзвенная С. в большом респонсории утрени Великого четверга «Una hora», на слове «Judaeis»), в средневековой полифонии (органумы Нотр-Дам школы, светская итальянская музыка арс нова), в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы (у А. Бюнуа, Я. Обрехта, Жоскена Депре и др.). С 16 в., с развитием инструментальной музыки и внедрением генерал-баса, значение С. постепенно возрастало. В эпоху барокко С. стала одним из излюбленных композиционных приёмов (у А. Вивальди, Г. Ф. Генделя и др.). С. встречаются у композиторов венской классической школы, у романтиков (часто у Р. Вагнера, П. И. Чайковского). Композиторы-новаторы 20 в. (в том числе авангардисты), выступавшие против «банальностей» романтической музыки, намеренно избегали секвенцирования.