«SALVE REGINA»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«SALVE REGINA» («Са́льве Реги́на»; лат. «славься, Царица [небесная]»), в григорианском хорале один из богородичных антифонов. Звучит в конце ежедневного оффиция. В отличие от обычных антифонов, исполняется без псалма, имеет строфическую форму. Каждая строфа текста (кроме двух первых, распетых в форме секвенции) – на собственном тематическом материале. Мелодия первого тона, сложная по рельефу (амбитус больше октавы, неоднократные скачки на квинту и кварту и др.) содержит значительное количество распевов текста (до 11 разновысотных звуков на один слог).
Предположительно появился в 1-й половине 12 в. в Аквитании. Церковная традиция приписывает авторство стихов и музыки Герману из Райхенау, их создателями называют также Ансельма Луккского, Бернарда Клервоского. Светская наука считает этот антифон анонимным. В позднее Средневековье и Возрождение мелодия «S. R.» использовалась композиторами в виде кантус фирмус, а также применялась в технике alternatim (монодический антифон чередуется со строфами текста, распетыми многоголосно на новую музыку). Образцы – в мотетах Й. Окегема, Я. Обрехта (3 варианта), Жоскена Депре (2 варианта); П. де ла Рю написал на текст и музыку «S. R.» 6 мотетов в разных техниках. На текст «S. R.» (обычно использовалась только 1-я строфа) писали музыку К. Монтеверди, У. Бёрд, Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, Дж. Б. Перголези, А. Скарлатти, А. Вивальди. В 19-20 вв. композиторы нечасто обращались к тексту «S. R.»: Ф. Шуберт написал 6 вокальных сочинений для различных составов; Ф. Пуленк на его основе выстроил эффектный финал (сцена гильотинирования) оперы «Диалоги кармелиток». В 2002 хоровое сочинение «Salve Regina» создал А. Пярт.
У немецкоязычных католиков Германии, Швейцарии и Австрии распространена версия антифона, сочинённая французским композитором А. Дюмоном (1601-84), — мелодически более простая (силлабического типа), в пятом транспонированном тоне.