Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВСТРОАЗИА́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Пейрос

АВСТРОАЗИА́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́ (аус­т­ро­ази­ат­ские язы­ки), се­мья язы­ков, рас­про­стра­нён­ных в Юго-Вост. Азии и на вос­то­ке Ин­дии. Вклю­ча­ют­ся в ги­по­те­тич. мак­ро­се­мью ав­ст­риче­ских язы­ков. Об­щее чис­ло го­во­ря­щих на А. я. бо­лее 80 млн. чел. (сер. 1990-х гг., оцен­ка). Боль­шин­ст­во А. я. ис­поль­зу­ет­ся не­боль­ши­ми груп­па­ми го­во­ря­щих (в осн. в гор­ных рай­о­нах), ок­ру­жён­ных ино­языч­ным на­се­ле­ни­ем. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют вьет­нам­ский язык и кхмер­ский язык.

Ав­стро­а­зи­ат­ская семья включает более 150 язы­ков и, в со­от­вет­ст­вии с об­ще­при­знан­ной в совр. нау­ке клас­си­фи­ка­ци­ей, де­лит­ся на три осн. вет­ви: мунда язы­ки, ни­ко­бар­ские язы­ки и мон-кхмер­ские язы­ки (по­след­ние объ­еди­ня­ют осн. чис­ло А. я.). Ра­нее к А. я. оши­боч­но от­но­сили язык на­ха­ли. Су­ще­ст­во­ва­ли и др. клас­си­фи­ка­ции А. я.

Ти­по­ло­гич. раз­но­об­ра­зие внут­ри А. я. ис­клю­чи­тель­но ве­ли­ко. В це­лом для них ха­рак­тер­ны бо­га­тый во­ка­лизм при от­но­си­тель­но бед­ном кон­со­нан­тиз­ме, на­ли­чие разл. ти­пов фо­на­ций глас­ных. Во мно­гих А. я. фо­но­ло­гич­но про­ти­во­пос­тав­ле­ние дол­гих и крат­ких глас­ных, на­ли­чие им­п­ло­зии (от­сут­ст­вия взры­ва при про­из­не­се­нии ко­неч­нос­ло­го­во­го со­глас­но­го). Рас­про­стра­не­ны то­наль­ные язы­ки (напр., вьет­нам­ский), в т. ч. чис­то ре­ги­ст­ро­вые (пе­ар­ские язы­ки), но встре­ча­ют­ся и ато­наль­ные (груп­па ка­ту мон-кхмер­ских язы­ков). На­ря­ду с мо­но­сил­ла­бич. язы­ка­ми [вьет­нам­ский, ва (в Ки­тае) и др.; см. Мо­но­сил­ла­бизм] пред­став­ле­ны язы­ки с дву­слож­ной струк­турой кор­ня (язы­ки мун­да); для мн. язы­ков ха­рак­тер­но на­ли­чие двух ти­пов слогов – силь­ных и сла­бых (пред­ше­ст­вую­щих силь­ным).

А. я. пре­им. изо­ли­рую­щие язы­ки, с со­хра­не­ни­ем пре­фик­са­ции. Лишь в язы­ках мун­да раз­ви­та агг­лю­ти­на­ция, а из аф­фик­сов пре­об­ла­да­ют суф­фик­сы и ин­фик­сы. В ря­де групп раз­ви­та мор­фо­логия (пре­фик­са­ция, ин­фик­са­ция, ре­же суф­фик­са­ция). Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что про­то­ав­ст­роа­зи­ат­ское сло­во бы­ло мно­го­слож­ным и ато­наль­ным, а в мор­фо­ло­гии и в сло­во­об­ра­зо­ва­нии ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась аф­фик­са­ция. Обыч­ная струк­ту­ра про­сто­го предложения – «субъ­ект + пре­ди­кат + объ­ект», но в язы­ках мун­да пре­ди­кат сто­ит в кон­це (см. По­ря­док слов).

Бóльшая часть А. я. ос­та­ёт­ся бес­пись­мен­ной. Из­вест­ны над­пи­си на мон­ском язы­ке с 6 в. и на кхмер­ском яз. с 7 в. (на инд. гра­фич. ос­но­ве); для вьетн. яз. с 14 в. ис­поль­зо­ва­лась пись­мен­ность на кит. иерог­ли­фич. основе, с 17 в. – на лат. гра­фич. ос­но­ве; бо­лее позд­ние пись­мен­но­сти для ря­да А. я. (кха­си, мун­да, не­ко­то­рых язы­ков Вьет­на­ма) – так­же на лат. ос­но­ве, для языка ва (в Китае) – на кит. основе. Для некоторых языков мунда используются также оригинальные письменности, созданные миссионерами, и инд. письменности соседних народов.

Пер­вые опи­са­ния А. я. бы­ли сде­ла­ны в 17 в.; тем не ме­нее в нач. 21 в. име­ют­ся дан­ные (пре­им. спи­ски слов) мень­ше чем о по­ло­ви­не А. я. Ис­то­рия се­мьи ис­сле­ду­ет­ся с нач. 20 в. (ра­бо­ты В. Шмид­та, вы­де­лив­ше­го А. я. в отд. се­мью), од­на­ко из-за ог­ра­ни­чен­но­сти де­ск­рип­тив­ных дан­ных за­мет­ный про­гресс в этой об­лас­ти по­ка не дос­тиг­нут.

Лит.: Schmidt W. Die Sprachen der Sakai und Semang auf Malacca und ihr Verhä ltnis zu den Mon-Khmer-Sprachen // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volken­kunde. 1901. Vol. 52. № 8; Pinnow H.-J. Versuch einer histo­rischen Lautlehre der Kharia-Sprache. Wies­baden, 1959; Huff­man F. E. Bibliography and index of mainland Southeast Asian languages and lin­guistics. New Haven, 1986; Parkin R. A guide to Austroasiatic speakers and their languages. Honolulu, 1991; Peiros I. Com­pa­rative lin­guis­tics in Southeast Asia. Canberra, 1998.

Вернуться к началу