УЗБЕ́КСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЗБЕ́КСКИЙ ЯЗЫ́К, язык узбеков. Гос. язык Республики Узбекистан. Как язык бытового общения распространён в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении, Афганистане (при этом признан здесь региональным офиц. языком в местах компактного проживания узбеков), а также в диаспоре. Общее число говорящих на У. я. ок. 31 млн. чел. (1-я пол. 2010-х гг., оценка), в т. ч. ок. 25 млн. чел. в Узбекистане (2013, оценка), св. 3 млн. чел. в Афганистане (2012, оценка), св. 1 млн. чел. в Таджикистане (2012, оценка), ок. 900 тыс. чел. в Киргизии (2009, перепись), ок. 500 тыс. чел. в Казахстане (2009, перепись), ок. 300 тыс. чел. в Туркмении (2013, оценка), ок. 273,5 тыс. чел. в России (2010, перепись).
У. я. один из тюркских языков [вместе с уйгурским языком образует их карлукско-уйгурскую (юго-вост.) группу]. Характеризуется разветвлённой диал. структурой, что связано со сложной этнолингвистич. историей узб. этноса (в его формировании участвовали носители карлукской, кыпчакской и огузской языковых общностей) и длительными межъязыковыми контактами, прежде всего с иранскими языками. В У. я. чётко выделяются 3 наречия [карлукское (карлуко-чигиле-уйгурское), кыпчакское, огузское], представленные в 11 диал. зонах. По фонетико-морфологич. признакам выделяют 4 типа диалектов: ташкентский, ферганский, самаркандско-бухарский и хорезмский. Различия между диалектами и говорами затрагивают гл. обр. фонетику и морфологию, менее – лексику.
Нормы совр. лит. У. я. сформированы на основе ферганско-ташкентского диал. типа. Характерная особенность фонетики лит. У. я. – 6-фонемный вокализм, что свидетельствует о разрушении сингармонизма; последнее обстоятельство обусловливает наличие стандартных в фонетич. отношении аффиксов.
В склонении лит. У. я. 6 падежей. Глагольная парадигма имеет развитую систему синтетич. и аналитических (см. Синтетизм, Аналитизм) форм наклонений и времён первичной и вторичной временнóй ориентации (4 наклонения, 12 форм времени индикатива). В диалектах отмечается большое фонетич. разнообразие глагольных показателей. Используется до 30 вспомогат. глаголов, уточняющих аспектуально-темпоральные особенности действия.
В синтаксисе развита система союзных сложных предложений.
Лит. форма У. я. исторически продолжает традиции ср.-век. лит. языков, обслуживавших гос-во Караханидов и его политич. преемников – гос-ва Тимуридов, Шейбанидов, Хорезмшахов, но обогащённых чертами локальных вариантов письм. языков, а также влиянием араб. яз. и персидского языка. Историч. корнями этих тюрк. лит. языков можно считать лит. языки Вост. и Зап. тюрк. каганатов (см. Древнетюркские языки).
Начало сложения совр. норм У. я. относится к 15 в. и связано с лит. деятельностью А. Навои, З. Бабура и их преемников. Демократизация лит. языка, сопровождавшаяся вытеснением арабско-иран. лексич. заимствований, началась с кон. 19 в. и особенно интенсивно продолжилась в сов. период (когда в У. я. вошло большое число русизмов). В независимом Узбекистане в языковой политике наметились пуристич. тенденции, проявляющиеся в стремлении очистить лит. У. я. от рус. заимствований и заменить их арабско-иран. эквивалентами или неологизмами, часто созданными по тур. образцу.
До 1928 письменность на основе араб. алфавита, в 1929–39 – лат. графики, с 1940 – рус. графики. С 1993 в Узбекистане официально введён новый вариант латинизир. алфавита, однако на практике он используется наряду с алфавитом на рус. графич. основе, причём с преобладанием последнего (кроме учебной лит-ры, офиц. изданий и СМИ).