УЗБЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЗБЕ́КИ (самоназвание – узбек), 1) население Узбекистана; 2) тюркоязычный народ, осн. население Узбекистана. Численность 24,9 млн. чел. (2014, офиц. оценка). Живут также на севере Афганистана (2,3 млн. чел. – 2013, оценка; в осн. в провинциях Фарьяб, Джаузджан, Сари-Пуль, Балх, Саманган, Кундуз, Баглан, север пров. Тахар), составляют вторую по численности этнич. общность Таджикистана (926,3 тыс. чел. – 2010, перепись; в осн. на севере – север Согдийской обл.), Киргизии (836,1 тыс. чел. – оценка Нац. статистич. к-та на 2014; гл. обр. на западе – на склонах Ферганского хребта и гор Алай на севере Баткенской и Ошской областей и на юге Джалал-Абадской обл.) и Туркмении (до 0,5 млн. чел.; в осн. на востоке – восток Лебапского велаята, а также долина Амударьи и её правых притоков в Лебапском велаяте и на востоке Дашогузского велаята), третью по численности общность – в Казахстане (548,8 тыс. чел., из них 480 тыс. чел. в Южно-Казахстанской обл. – 2016, офиц. данные). В России насчитывается 1,8 млн. У., из них 1,4 млн. мужчин (данные МВД на 2016); по переписи 2010 – 290 тыс. чел. Говорят на узбекском языке. Мусульмане-сунниты.
У. сложились на основе смешения земледельч. ираноязычного населения Ср. Азии с пришлыми тюркоязычными кочевниками-скотоводами; с 13 в. в их состав вливались монг. племена. Сохранилось деление на племена и субэтнич. группы, восходящие к племенам Дешт-и-Кипчака и Чагатайского улуса: сарты (оседлые группы – вероятно, потомки дотюркского населения), карлуки, канглы, кипчаки, кырки, джалаир, барласы, минги, конграты и др. В кон. 15 – 16 вв. У. (наименование восходит к тюрк. личному имени – см., напр., Узбек) называли племена, объединённые под властью Шейбанидов.
Традиц. культура типична для народов Ср. Азии. Традиц. занятия – земледелие (в горной и предгорной зоне – богарное, в речных долинах и оазисах – поливное: рис, пшеница, ячмень, просо, виноград, бахчевые и садовые культуры, хлопчатник, джут, кенаф, табак), шелководство (особенно в Ферганской долине), в горно-предгорной и пустынно-степной зонах – скотоводство (овцы, в т. ч. каракульской породы и гиссарской породы, козы, лошади, в т. ч. карабаирской и локайской пород, верблюды). Развиты обработка меди, бронзы, серебра, ювелирное дело (иск-во филиграни в Бухаре, черни – в Коканде и др.), произ-во поливной керамики (с сине-зелёным узором – в г. Риштан Ферганской обл.; с сине-голубым – в Хорезме; с коричнево-зелёным на кремовом фоне – в г. Гиждуван, Бухарской обл.), тканей (набивные хлопчатобумажные – читгарлик; с яркими полосами на тёмно-синем утке́ – алача; красно-синие полосы на белом утке – калами; шёлковые атласы и полупрозрачные платки – калгай – в Ферганской долине; полушёлковые полосатые – бекасаб и с абровым узором – адрас, см. в ст. Икат; гладкий и разноцветный бархат – в Бухаре и Самарканде), ковров и др.; ремесленники объединялись в цеха, каждый вид произ-ва имел своего легендарного покровителя (пир). Сельские поселения (кишлок) объединялись в общины, управляемые старостами (амин), и волости во главе с мингбоши. Крупные кишлаки и города делятся на самоуправляемые кварталы (махалла, гузар), с мечетью в центре, обнесённые глухими стенами и запиравшиеся на ночь. Жилище глинобитное. Усадьба имела замкнутый план, делилась на внешнюю – мужскую (ташкари), с парадной комнатой (мехмон-хона), и внутреннюю – женскую (ичкари), половины. Перед жилой комнатой (уй) располагались прихожая (дахлиз) и крытая терраса (айвон) или платформа (супа). Дом обогревался сандалом. У кочевников до 20 в. бытовала юрта.
Одежда – туникообразные рубаха (куйнек; у девушек и у мужчин в Хорезме, Бухаре, Ташкенте, долинах Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи – с горизонтальным, у женщин и у мужчин в Ферганской долине – с вертикальным разрезом до пояса) и правозапашной халат (мужские: летний – яхтак, зимний стёганый – чапан; женский со складками под рукавом – мурсак), штаны с широким шагом (иштон). Мужской и девичий головной убор – шапочка-тюбетейка (туппи, дуппи), поверх которой при выходе на улицу мужчины надевали чалму, в Хорезме – меховую шапку (чугурма); женский – высокая шапка (култа, кийгич) или чалма, повязанная поверх плотно облегающего лицо и плечи капюшона (лячак), сверху – покрывало (чорчи) или халат-накидка (паранджа, жегде); чалму традиционно носили после рождения первого ребёнка или внука. Традиц. пища – хлеб (нон), выпекаемый в тандыре, квашеное молоко (катик), мелкие (чучвара) или крупные (манти) пельмени, пирожки (сомса), плов (палов). Из праздников выделяется весенний Новый год – Ноуруз (Навруз).
Устное творчество включает проф. музыку, нар. музыку и творчество бастакоров (нац. композиторов, сочиняющих в рамках традиции). Вся традиц. музыка монодийна; в соответствии с ареалами различаются 4 осн. стиля: фергано-ташкентский, сурхандарьинско-кашкадарьинский, бухарско-самаркандский и хорезмский. Устно-проф. музыка представлена макомом, жанром катта-ашула (букв. – большая песня; фергано-ташкентский регион) и инструментальными пьесами (часто организованы в циклы, по композиц. принципам близкие макому). В трёх последних из перечисленных ареалов сохраняются варианты эпич. сказаний «Алпамиш», «Авазхон», «Ошик Гариб» и др. В инструментальном, песенном и танцевальном иск-ве существует гендерная специфика, женщины объединяются в группы созанда, халфа, яллачи (соответственно бухарско-самаркандский, хорезмский и фергано-ташкентский ареалы). Нар. песни: семейно-обрядовые – связанные со свадьбой и рождением ребёнка (ёр-ёр, келин салом, туйлар муборак и др.), похоронами (садр); трудовые (майда, ёзи и др.); приуроченные к Наврузу и др. праздникам (Руза хайит, Курбан хайит, Мавлуд и др.). В быту распространены песенно-инструментальные жанры ашула, ялла, кошик, терма, лапар, мухаммас и др. Муз. инструменты: танбур, сато (смычковый), тар, дутар, гиджак, домбра, кашгарский рубаб, чанг, най, сурнай, карнай (натуральная труба), кошнай (парный духовой язычковый), нагора (нагара – парные литавры), дойра (дайра), сафаиль (шумовой) и др. Популярен ансамбль, играющий на открытом воздухе: 2–3 карная, сурнай, нагора, иногда также дойра.