Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТА́ТУС

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Я. Порхомовский

СТА́ТУС (со­стоя­ние) в язы­ко­зна­нии, осо­бая ка­те­го­рия име­ни в аф­ра­зий­ских язы­ках, вы­ра­жаю­щая раз­лич­ные со­дер­жа­тель­ные свя­зи име­ни в вы­ска­зы­ва­нии и пред­став­ляю­щая со­бой имен­ное сло­воиз­ме­не­ние, оп­ре­де­ляе­мое син­так­си­че­ской функ­ци­ей име­ни в пред­ло­же­нии. Пред­став­ле­на в се­мит­ских язы­ках, бер­бе­ро-ли­вий­ских язы­ках, ку­шит­ских язы­ках, ви­ди­мо, так­же в древ­не­еги­пет­ском язы­ке (где си­туа­ция во мно­гом не­яс­на из-за осо­бен­но­стей гра­фи­ки), сле­ды этой сис­те­мы на­блю­да­ют­ся и в чад­ских язы­ках.

Чис­ло и ха­рак­тер С. варь­и­ру­ют в раз­ных язы­ках. Из се­мит­ских язы­ков наи­бо­лее бо­га­тая сис­те­ма пред­став­ле­на в ак­кад­ском язы­ке, где раз­ли­ча­ют­ся: скло­няе­мое со­стоя­ние (status rectus), со­пря­жён­ное со­стоя­ние (status constructus), пред­ме­сто­имён­ное со­стоя­ние (status pro­nominalis), не­оп­ре­де­лён­ное со­стоя­ние (status indeterminatus), в пре­де­лах ко­то­ро­го раз­ли­ча­ют 2 со­стоя­ния – пре­ди­ка­тив­ное (status praedicativus) и аб­со­лют­ное (status absolutus). С ут­ра­той внеш­ней флек­сии сис­те­ма С. уп­ро­ща­ет­ся. Так, в древ­не­ев­рей­ском язы­ке три С. (st. ab­solutus, st. constructus, st. prono­mi­na­lis); в араб­ском язы­ке лишь два (st. rec­tus и st. constructus), хо­тя в араб. грам­ма­ти­ках обыч­но вы­де­ля­ют­ся оп­ре­де­лён­ное и не­оп­ре­де­лён­ное со­стоя­ния (в рам­ках st. rectus). В бер­бе­ро-ли­вий­ских язы­ках иная сис­те­ма С.: про­ти­во­пос­тав­ле­ны при­сое­ди­нит. со­стоя­ние (st. annexus) и сво­бод­ное со­стоя­ние (st. liber). В др.-егип. яз. за­ве­до­мо су­ще­ст­во­вал st. const­ructus, пред­по­ло­жи­тель­но и др. со­стоя­ния. В ку­шит­ских язы­ках сис­те­мы С. силь­но варь­и­ру­ют в разл. язы­ках, наи­бо­лее пол­но они пред­став­ле­ны в бе­да­уйе и со­ма­ли.

Вернуться к началу