МОРДО́ВСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРДО́ВСКИЕ ЯЗЫКИ́, подгруппа финно-волжских языков. Распространены в Мордовии, Татарии, Башкирии, Чувашии, а также в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Моск. областях; см. также Мордва. Число говорящих на М. я. ок. 432 тыс. чел. (2010, перепись).
К М. я. относятся мокшанский язык и эрзянский язык. Вокализм включает 7 фонем в мокшанском яз. и 5 фонем в эрзянском яз., консонантизм соответственно 33 и 28 фонем. В прамордовском яз. реконструируется фонологически значимое разноместное ударение (фактически без изменений сохранившееся в говоре с. Пшеново мокшанского яз.). Прамордовская система гласных по-разному развивалась в ударной и безударной позиции. В безударной позиции происходила нейтрализация фонологич. противопоставлений и все гласные переходили в u, или i, или ə в зависимости от типа основы и ряда прафинно-волжского гласного 1-го слога. В совр. мокшанском яз. ударение уже не является смыслоразличительным, правила его постановки формулируются в терминах, описывающих фонологич. структуру словоформы. В современном же эрзянском яз. ударные и безударные слоги фактически не различаются.
М. я. свойствен сингармонизм. Ряд гласных в словоформе во 2-м и последующих слогах зависит от ряда гласного 1-го слога («лопа» ‘лист’, «веле» ‘село’). Фонемы а, i, в мокшанском яз. также ə могут употребляться в словах с гласными как переднего, так и заднего ряда. Сингармонизм в М. я. определённым образом связан с мягкостью – твёрдостью: мягкие согласные прерывают цепочку гласных заднего ряда в слове, создавая позицию для употребления фонем переднего ряда. В М. я., в отличие от большинства уральских языков, допустимо стечение согласных в начале слова.
В морфологии различия между эрзянским и мокшанским языками заключаются в первую очередь в системе флексий: часто одни и те же ряды склонения и спряжения имеют разл. личные окончания.
У имени в М. я. 3 склонения: основное, указательное (формы с постпозитивным определённым артиклем), притяжательное (формы с притяжат. суффиксом). Но состав падежей в мокшанском и эрзянском языках совпадает не полностью. Наиболее явные различия между эрзянской и мокшанской системами флексий наблюдаются в указат. и притяжат. склонениях.
Есть особый разряд местоимений – усилительные, которые образуются путём присоединения к основе личного местоимения определённого постпозитивного артикля.
В системе числительных значения ‘восемь’ и ‘девять’ выражаются по модели «два до десяти», «один до десяти». Существует особая грамматич. форма собират. числительных.
Типологич. особенность глагольного спряжения М. я., отличающая их от большинства др. уральских языков, – наличие объектного, безобъектного, отрицат. спряжений и богатая система наклонений. В объектном спряжении в эрзянском языке 3 наклонения, в мокшанском 6 наклонений и 2 времени (настоящее-будущее и прошедшее). В безобъектном спряжении 7 наклонений [изъявительное (в котором 4 времени – настоящее, 1-е прошедшее, 2-е прошедшее, будущее), сослагательное, желательное, побудительное, повелительное, условное, условно-сослагательное]. В отрицат. спряжении 5 наклонений и 2 времени (настоящее и прошедшее).
Категория рода в М. я. отсутствует.
В синтаксисе между М. я. значит. различий не наблюдается. По сравнению с большинством др. уральских языков специфич. синтаксич. особенностями М. я. являются: существование категории предикативности у имени, наличие послеложных и изафетных конструкций (см. Послелог, Изафет). По количеству послелогов они не имеют равных среди др. финно-угорских языков. Но интенсивное формирование системы послелогов относится к довольно позднему времени, что подтверждается тем, что большинство из них содержит суффиксы совр. падежей.
В лексике М. я. представлено значит. число заимствований. Самые древние – из тюркских языков (наибольшее число заимствований), иранских языков и балтийских языков. Заимствования из рус. яз. более поздние, но они широко представлены уже в первых памятниках на М. я., записанных в 18 в. Недостаточно изучены заимствования из др. территориально близких финно-угорских языков – марийского, пермских.
Общая для обоих М. я. письменность на основе рус. алфавита создана в сер. 18 в. Об изучении М. я. см. в ст. Финно-угроведение.