ФИ́ННО-УГРОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИ́ННО-УГРОВЕ́ДЕНИЕ лингвистическое, раздел языкознания, предметом которого является описательное и сравнительно-историч. изучение финно-угорских языков, или, в более широком понимании, уральских языков. В последнем случае понятия «Ф.-у.» и «уралистика» выступают как равнозначные.
Отправными точками для формирования сравнит. Ф.-у. и тем самым для выделения его как самостоят. дисциплины были гипотезы о вост. происхождении венгров и их языковом родстве с обскими уграми (15–16 вв.; папа Пий II, Мацей из Мехова, С. фон Герберштейн), о финно-венг. родстве (сер. 17 в.; Б. Шютте, М. Фогелиус, Г. Стьерньельм), обнаружение родства прибалтийско-финских языков между собой и с саамским языком. Сведения о волжских, пермских, обско-угорских и самодийских языках (в частности, краткие списки слов) впервые стали доступными европ. науке в кон. 17 в. благодаря Н. Витсену. В 16–17 вв. созданы грамматики и словари венг., фин., эст. языков. Всё это позволило в осн. правильно очертить границы уральской языковой семьи (Г. В. Лейбниц и его сподвижники).
Представления об уральском языковом родстве были существенно уточнены на основе лексич. материала, собранного в экспедициях и с помощью анкет в 18 в. в России (Ф. Ю. фон Страленберг, Д. Г. Мессершмидт, В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, Я. Фальк). В кон. 18 в. составлены первые грамматики марийского и удмуртского языков (В. Г. Пуцек-Григорович), морд. словарь (Д. Е. Семёнов-Руднев, известный как еп. Дамаскин). Крупнейшим достижением явились труды Я. Шайновича и Ш. Дьярмати, где финно-угорское языковое родство обосновывается не только лексич., но и морфологич. сопоставлениями.
В сер. 19 в. А. М. Шёгрен, М. А. Кастрен и Ф. И. Видеман создали классич. описания большинства уральских языков, в которых была выявлена специфика их грамматич. строя и преодолена господствовавшая ранее традиция рассмотрения любых языков в схемах лат.-европ. грамматики, а также словари этих языков. Значит. вклад в изучение волжских и пермских языков и создание их письменностей внесли просветители и краеведы Ф. Васильев, И. А. Куратов, Г. С. Лыткин, П. П. Орнатов, Н. П. Попов, Н. А. Рогов, П. И. Савваитов. Сравнит. Ф.-у. окончательно сложилось в последней трети 19 в. Возникли крупные центры Ф.-у. в Венгрии и Финляндии (с 1872 кафедра алт. сравнит.-историч. языкознания в Пештском ун-те, с 1883 Финно-угорское об-во в Хельсинки). Создаются финно-угорские этимологич. словари (Й. Буденц, О. Доннер), выявляется совокупность морфологич. и фонетич. соответствий между уральскими языками, закладываются основы прауральской реконструкции (Буденц, М. П. Веске, А. Генец, Э. Н. Сетяля, И. Халас). Начинается изучение внешних связей и заимствований финно-угорских языков (А. Альквист, Н. И. Андерсон, Б. Мункачи, В. Томсен, И. Ю. Миккола). В работах Халаса и Сетяли получило детальное обоснование родство финно-угорских языков с самодийскими.
Исследования по Ф.-у. были продолжены в нач. и сер. 20 в., когда на основе принципов младограмматизма был полностью реконструирован прауральский консонантизм (Х. Паасонен, Э. Беке, И. Вихман, К. Доннер, И. Тойвонен), разрабатывались вопросы этимологии, лексикологии, исследовались заимствования (З. Гомбоц, Я. Л. Калима, Я. Мелих, И. Шебештьен-Немет, Паасонен, М. Рясянен, Тойвонен), разрабатывалась проблематика внешних генетич. связей уральской семьи (К. Б. Виклунд, Б. Коллиндер, Рясянен, О. Соважо), исследовались сравнит. морфология и синтаксис (Й. Дьёрке, И. А. Клемм, Т. Лехтисало, Ю. Марк, П. Равила, Й. Синнеи, Д. Р. Фокош-Фукс). Одновременно появились работы по синхронии и диахронии отд. уральских языков. В этот период была в значит. мере осуществлена намеченная Финно-угорским об-вом программа создания необходимых пособий (фонетич. и морфологич. описаний, словарей, сб-ков текстов, исследований по историч. грамматике и лексич. заимствованиям) для каждого из уральских языков.
В этот же период в центре внимания отеч. Ф.-у., создание которого связано с именем Д. В. Бубриха, были вопросы описат. грамматики и лексикографии (В. М. Васильев, Г. Г. Кармазин, М. Е. Евсевьев, М. Н. Коляденков, В. И. Лыткин, А. С. Сидоров, В. Н. Чернецов, Г. Д. Вербов, Г. Н. Прокофьев).
В совр. Ф.-у. в области сравнит.-историч. исследований центр науч. интересов перемещается на проблемы вокализма (вслед за полемикой в послевоенные годы о составе гласных фонем уральского праязыка и относит. значении прибалтийско-финских и вост.-хантыйских данных для реконструкции вокализма), реконструкцию «дочерних» праязыков для отд. уральских языковых групп. Изучаются вопросы пространственной и временнóй локализации уральского праязыка, «протоуральские древности» (работы П. Хайду). Завершено издание многотомных этимологич. словарей фин. и венг. языков, издан «Уральский этимологический словарь» (К. Редеи). Систематизиров. изложение основ Ф.-у. дано в трудах Э. Итконена и Хайду, в труде отеч. и венг. языковедов «Основы финно-угорского языкознания» (т. 1–3, 1974–1976), в коллективном труде специалистов из ряда стран «The Uralic languages» (1988), в кн. «Языки мира: Уральские языки», вышедшей в Москве в 1993.
Венг. и фин. исследователи интенсивно изучают историю и диалекты обско-угорских и самодийских языков. Развивается марийское языкознание. Продолжается изучение венг., прибалтийско-финских и саамского языков, особенно с использованием новейших концепций теоретич. лингвистики. Имеются центры Ф.-у. в Германии, США, Швеции, Норвегии, Австрии, Италии, Польше, Франции, Японии.
Большой вклад в отеч. Ф.-у. внесли П. А. Аристэ, В. И. Лыткин, К. Е. Майтинская, Б. А. Серебренников, проведшие многопрофильные исследования по уральским языкам. Проведены широкие исследования по всем уральским языкам на всех уровнях языка. Большие успехи достигнуты в изучении диалектологии всех уральских языков, сравнит.-историч. изучении пермских и самодийских языков. Интенсивно разрабатывается общеуралистическая проблематика, в частности вопросы фонологии и акцентологии праязыка, его генетич. связей; проводится анализ осн. тенденций в историч. развитии служебных слов и морфем, ареальных связей внутри уральской языковой семьи.