Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМСТЕРДАМ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: В. Н. Стрелецкий, Н. И. Фролова, Г. А. Шатохина-Мордвинцева

АМСТЕРДА́М (Am­ster­dam; пер­во­на­чаль­но Am­stelle­damme – «пло­ти­на на реке Ам­стел»), сто­ли­ца Ни­дер­лан­дов, в провинции Северная Голландия. Население 844,9 тыс. чел. (в границах муниципалитета, 2017; 676 тыс. чел. в 1985; 866 тыс. чел. в 1967; 872 тыс. чел. в 1958 – максимальная численность; 769 тыс. чел. в 1946; 642 тыс. чел. в 1920; 100 тыс. чел. в начале 18 в.), крупнейший по числу жителей в стране; в пределах агломерации ок. 1,35 млн. чел.

Амстердам. Панорама центральной части города.

Рас­по­ло­жен в устье реки Ам­стел, на южном бе­ре­гу залива Эйс­сел­мер. Со­еди­нён с Се­вер­ным морем дву­мя дос­туп­ны­ми для мор­ских су­дов ка­на­ла­ми: Норд­зе-ка­нал свя­зы­ва­ет А. с аван­пор­том Эй­мёй­ден, Норд­хол­ландс-ка­нал – с пор­том Ден-Хел­дер. Мор­ской порт А. – вто­рой по гру­зо­обо­ро­ту порт стра­ны по­сле Рот­тер­да­ма (97,4 млн. т грузов, 45,4 тыс. контейнеров ДФЭ и 315,6 тыс. пассажиров, 2014); со­еди­нён ка­на­лом с рекой Рейн. Круп­ный транс­порт­ный центр, в т. ч. глав­ный узел же­лезных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Ме­ж­ду­народный аэро­порт Схип­хол – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе (1916; в 9 км к юго-западу от центра города; 68,5 млн. пассажиров и 1752,5 тыс. т грузов, 2017). А. име­ет хо­рошо раз­ви­тую и раз­ветв­лён­ную сеть внут­ри­городского транс­пор­та. Мет­ро­по­ли­тен (1977).

Фото В. М. Паппе Амстердам. Канал Лелиграхт.

В 13 в. на мес­те А. су­ще­ст­во­ва­ло ры­ба­чье по­се­ле­ние, ко­то­рое рас­по­ла­га­лось на за­щит­ных дам­бах в устье р. Ам­стел. Впер­вые А. упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­те от 1275 о да­ро­ва­нии ему гра­фом Фло­ри­сом V Гол­ланд­ским тор­го­вых при­ви­ле­гий. Около 1300 по­лу­чил гор. пра­во. В 1317 при­сое­ди­нён к граф­ст­ву Гол­лан­дия и к 15 в. пре­вра­тил­ся в круп­ный тор­го­вый центр. С 1433 под вла­стью гер­цог­ст­ва Бур­гун­дия, с 1482 во вла­де­нии Габс­бур­гов. В 16 в. А. иг­рал ве­ду­щую роль в по­сред­нич. тор­гов­ле ме­ж­ду балт. и сре­ди­зем­но­мор­ски­ми стра­на­ми. В 1578 при­сое­ди­нил­ся к Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в.

 >>
С 1588 в со­ста­ве Рес­пуб­ли­ки Со­еди­нён­ных про­вин­ций
 >>
. В кон. 16 – нач. 17 вв. в А. бы­ли ос­но­ва­ны бир­жа и круп­ней­ший в то вре­мя ев­роп. банк. Упа­док Ан­твер­пе­на спо­соб­ст­во­вал пре­вра­ще­нию А. в тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ев­роп. и ми­ро­во­го зна­че­ния. В 16–17 вв. – ме­сто им­ми­гра­ции ев­ре­ев из Пор­ту­га­лии и Гер­ма­нии, гу­ге­но­тов из Фран­ции. С 1795 сто­ли­ца Ба­тав­ской рес­пуб­ли­ки
 >>
, с 1806 – Гол­ланд­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ско­го гос­под­ства (1810–14) А. пе­ре­жил вре­мен­ный упа­док. С 1814 сто­ли­ца Ко­ро­лев­ст­ва Ни­дер­лан­дов. Со 2-й пол. 19 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем пром. про­из-ва А. при­об­рёл чер­ты круп­но­го ин­дустр. цен­тра. По­строй­ка в 1865–76 Норд­зе-ка­на­ла, а позд­нее Амстердам-Рейн-ка­на­ла сти­му­ли­ро­ва­ла даль­ней­шее раз­ви­тие пром-сти, бан­ков­ско­го де­ла и тор­гов­ли, а так­же бы­строе уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­ро­да в кон. 19 – нач. 20 вв. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми (май 1940 – май 1945); неоднократно проходили антифашистские стачки (впервые в февр. 1941). То­ле­рант­ность ни­дерл. об­ще­ст­ва, в т. ч. ле­га­ли­за­ция упо­треб­ле­ния лёг­ких нар­ко­ти­ков, сде­ла­ли А. с нач. 1960-х гг. цен­тром при­тя­же­ния для хип­пи, пред­ста­ви­те­лей не­фор­маль­ных ор­га­ни­за­ций и сек­су­аль­ных мень­шинств. В кон. 20 – нач. 21 вв. при­ток в А. им­ми­гран­тов обо­ст­рил по­ло­же­ние с ра­бо­чи­ми мес­та­ми и жиль­ём, вы­звал ме­ж­эт­нич. и меж­ре­ли­ги­оз­ные кон­флик­ты.

Амстердам. Площадь Дам с Королевским дворцом.

Центр старого города – площадь Дам (на предполагаемом месте первой плотины на реке Амстел) с Королевским дворцом (бывшая Ратуша, 1648–55, завершена в 1665, арх. Я. ван Кам­пен

 >>
), позднеготической церковью Ньиве-керк (1409; восстановлена после пожара в сер. 17 в., реставрирована в 1959–80; барочная кафедра мастера А. Винкенбринка, 1649–64) и Национальным монументом в память о жертвах 2-й мировой войны (1956, архитектор Я. Й. П. Ауд
 >>
, скульптор Дж. Радекер и др.). Планировку старого города определяет пояс концентрических и радиальных каналов (преимущественно 17 в.; всего около 50 каналов, а также свыше 500 мостов; пояс включён в список Всемирного наследия
 >>
). На берегах каналов расположены исторические жилые дома (в основном богатых торговцев; например, «Де Долфейн», 1599–1602, архитектор Х. де Кейсер, «Хёйс мет де Хофден», 1622, оба в формах голландского Ренессанса; «Коймансхёйс», 1625, архитектор ван Кампен, «Триппенхёйс», 1660–64, архитектор Ю. Вингбонс, оба в стиле классицизма) и склады, здания гильдий и компаний (штаб-квартира Ост-Индской компании, 1606, расширена в 1633, и др.), бегинаж (комплекс зданий средневековой общины бегинок; основан в 14 в.), Городской приют (Бургервесхёйс; 16 – 1-я пол. 17 вв., архитекторы Х. и П. де Кейсеры, ван Кампен и др.; ныне городской музей), приют Амстелхоф (1682; ныне музей «Эрмитаж-Амстердам», реконструкция, 2009, арх. Х. ван Хесвейк). От городских укреплений сохранились ворота Синт-Антониспорт (кон. 15 в., перестроены в здание весовой палаты «Ваг») и несколько башен (кон. 15 – нач. 16 вв.). Среди церквей – протестантские Ауде-керк (14 в. – 16 вв.), Зёйдеркерк (1603–11, башня, 1614, архитектор Х. де Кейсер), Вестеркерк (1620–31, башня, 1638, архитекторы Х. и П. де Кейсеры), Нордеркерк (1620–23, архитектор Х. де Кейсер), католическая базилика Св. Николая (1884–87, архитектор А. Блейс). В Еврейском квартале – дом-музей Рембрандта
 >>
 (где художник жил в 1639–58; 1606–07, перестроен в 1627–28) и Португальская синагога в стиле классицизма (1671–74, открыта в 1675, арх. Э. Бауман). Между историческим центром и рекой Эй на искусственном острове расположен Центральный вокзал в формах т. н. голландского неоренессанса
 >>
 (1889; архитектор П. Й. Х. Кёйперс), изменивший своим крупным размером градостроительный масштаб А. С юга к центру А. примыкает «Музейный квартал» – площадь Мюсеумплейн со зданиями музеев Рейксмюсеум
 >>
, Стеделейкмюсеум
 >>
 и концертного зала «Консертгебау» (все построены в конце 19 в. в формах т. н. голландского неоренессанса), а также музея В. Ван Гога
 >>
 (в русле позднего модернизма
 >>
; 1973, архитектор Г. Ритвелд; новое крыло, 1998, архитектор Курокава
 >>
 Кисё) и парком Вонделпарк. Здание Биржи (1897–1903, архитектор Х. П. Берлаге
 >>
; ныне конференц-центр) стало одной из новых доминант центра А. В 1883–1920 вокруг А. была создана цепь укреплений (включена в список Всемирного наследия). Острый дефицит жилья ликвидировался в 1-й пол. 20 в. путём строительства к югу от центра А. крупных кооперативных жилых кварталов по проектам архитекторов т. н. амстердамской школы (М. де Клерка
 >>
, П. Л. Крамера, Й. М. ван дер Мея) при поддержке члена городского совета Ф. Вибаута, согласно генплану «Ньивен Зёйд» (1917, архитектор Берлаге). Также создавались жилые пригороды типа «город-сад» на противоположном от центра А. берегу реки Эй, в современном округе Амстердам-Норд. В 1930-е гг. в стиле модернизма в южной части А. были построены «школа на открытом воздухе» (1929–32, архитекторы Я. Дёйкер, Б. Бейвут), жилой комплекс «Зомердейкстрат» (1934, архитекторы П. Занстра, Я. Гизен, К. Сеймонс), экспериментальные дома «драйв-ин» (со встроенными гаражами на первом этаже; 1936, архитекторы В. ван Тейен, М. Стам, Л. Безе), 12-этажный многоквартирный дом «Волкенкраббер» (1-е высотное здание А.; 1932, архитектор Я. Ф. Стал), а в центре А. – кинотеатр «Cineac» (1934, архитектор Дёйкер). В духе ар деко
 >>
 были возведены театр Тушинского (1921, архитектор Х. Л. де Йонг; ныне кинотеатр) и кинотеатр «City Theater» (1935, архитекторы Я. Вилс, О. Розендал). Во 2-й половине 20 в. А. ван Эйк работал в русле архитектурного «структурализма» (детский приют, 1960; жилой комплекс в районе Ньивмаркт, 1975; жилой дом для родителей-одиночек «Хубертусхёйс», 1978). С 1990-х гг. активно строятся высотные здания: небоскрёбы «Рембрандт» (1995, архитектурные бюро «Skidmore, Owings & Merrill», «ZZ+P Architecten»; высота 150 м, самое высокое здание А.) и «Мондриан» (2001, архитектурное бюро «ZZ+P Architecten») в районе Омвал, башни делового района Зёйдас («Виньоли», 2005, архитектор Р. Виньоли; «Ито», 2005, архитектор Ито Тоёо; «Вивальди», 2008, архитектор Н. Фостер
 >>
; «UNStudio», 2009, архитектурное бюро «UNStudio», и др.). В конце 20 – начале 21 вв. на берегах и искусственных островах реки Эй, часто на месте портовых сооружений, строятся жилые и офисные корпуса (жилой комплекс «Борнео-Споренбург», 1990-е гг., архитектурное бюро «West 8» и др.; многоквартирный дом «Силодам» – реконструированный склад, 2003, архитектурное бюро MVRDV; квартал смешанной застройки «Эйдок», 2013, архитектурные бюро «Claus en Kaan» и SeARCH, и др.), здания учреждений культуры (музей науки NEMO, 1997, архитектор Р. Пиано
 >>
; гор. консерватория, 2008, архитектурное бюро «de Architekten Cie.»; Нидерландский институт кино EYE, 2012, архитектурное бюро «Delugan Meissl»). Формируются и реконструируются прибрежные районы (Оверхукс, Эйбург и др.). В начале 21 в. создан парк культуры «Вестергасфабрик» (2004, бюро ландшафтной архитектуры «Gustafson Porter», архитектурное бюро «Mecanoo»; реконструкция газового завода рубежа 19–20 вв.), возведены вокзал Бейлмер-Арена (Bijlmer ArenA; 2007, архитектор Н. Гримшо), здание компании «G-Star Raw» (2014, архитектурное бюро ОМА
 >>
).

А. – ве­ду­щий в Ни­дер­лан­дах центр куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и НИОКР. В го­ро­де рас­по­ло­же­ны Ко­ро­лев­ская ака­де­мия на­ук и ис­кусств Ни­дер­лан­дов (ос­но­ва­на в 1808), уни­вер­си­тет А. (круп­ней­ший в стра­не – св. 30 тыс. сту­ден­тов, 2016; ос­но­ван в 1632) и Сво­бод­ный ун-т (1880), Ни­дер­ланд­ский институт те­ат­ра. Круп­ней­шие библиотеки: уни­вер­си­тет­ская (ос­но­ва­на в 1578), го­род­ская (1919), Ко­ро­лев­ско­го тро­пического института (1910) и др. Мор­ской (1916), Ис­то­ри­че­ский (1926) му­зеи, Те­ат­раль­ный му­зей и др.

 Кон­церт­ный зал и ор­кестр «Кон­серт­ге­бау»

 >>
(1888). Ни­дер­ланд­ская опе­ра (1946). Ни­дер­ланд­ский национальный ба­лет (1961). Ам­стер­дам­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1951), Ни­дер­ланд­ский ка­мер­ный ор­кестр (1955). Общество современной му­зы­ки «Гау­деа­мус» (1945). А. – один из цен­тров воз­ро­ж­де­ния ста­рин­ной му­зы­ки. Гол­ланд­ский музыкальный фес­ти­валь (лет­ний еже­год­ный, с 1947). Ам­стер­дам­ская консерватория (1884).

Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь до­ку­мен­таль­но­го ки­но, Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь дет­ско­го ки­но и др.

Крупный спортивный центр Европы. В 1928 был столицей IX Олимпийских игр, к началу которых возведён Олимпийский стадион (Olympisch Stadion; 31,6 тыс. мест) со спец. башней для Олимпийского огня. Футбольный клуб «Аякс»

 >>
 принимает соперников на «Амстердам Арене» («Amsterdam ArenA»; 1996; св. 51 тыс. мест), где в 2000 проходили матчи чемпионата Европы по футболу, в 1998 – финал Лиги чемпионов УЕФА. С 1975 ежегодно (с 1999 в октябре) проводится Амстердамский марафон, с 1985 традиционный легкоатлетич. шоссейный пробег (Dam tot Damloop) на 10 миль (ок. 16 км) по маршруту А. – Зандам. С 1889 проводятся междунар. шахматные турниры.

А. – один из ве­ду­щих бан­ков­ско-фи­нан­со­вых цен­тров Ев­ро­пы, круп­ней­ший тор­го­во-фи­нан­со­вый и пром. центр стра­ны; здесь на­хо­дят­ся прав­ле­ния ве­ду­щих ком­мер­че­ских бан­ков (ABN AMRO, Rabobank), пред­ста­ви­тель­ст­ва и офи­сы круп­ных транс­на­цио­наль­ных ком­па­ний («Unilever», «Royal Dutch Shell», «Akzo Nobel», «Philips» и др.), тор­го­вая и фон­до­вая бир­жа. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (элек­тро­тех­ни­ка и элек­тро­ни­ка, авиа-, су­до-, при­бо­ро­строе­ние, про­из-во пром. обо­ру­до­ва­ния) и хи­ми­че­ская (про­из-во по­ли­ме­ров, в т. ч. пла­ст­масс, син­те­тич. кау­чу­ка, ми­нер. удоб­ре­ний, а так­же ла­ко­кра­соч­ной и фар­ма­цев­тич. про­дук­ции). В при­го­ро­дах А. – круп­ный неф­те­пе­ре­гон­ный за­вод «Mobil Oil», са­мо­лё­то­строи­тель­ный за­вод «Fokker» (в Схип­хо­ле). А. – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе цен­тров швей­ной пром-сти. Раз­ви­ты так­же обув­ная, по­ли­гра­фич., пи­ще­вку­со­вая (тра­ди­ци­он­но свя­за­на с пе­ре­ра­бот­кой при­воз­но­го сы­рья и по­луфаб­ри­ка­тов – ка­као, ко­фе, та­ба­ка, ко­ко­со­во­го мас­ла, а так­же ме­ст­ных или при­воз­ных са­хар­ной свёк­лы, кар­то­фе­ля и др.) от­рас­ли. Тра­диц. юве­лир­ное про­из-во, гра­не­ние ал­ма­зов и тор­гов­ля ими. В 1970–2000-е гг. чис­ло за­ня­тых в пром-сти рез­ко со­кра­ти­лось, од­но­вре­мен­но ус­ко­рен­но раз­ви­ва­лись разл. от­рас­ли сек­то­ра ус­луг.

Лит.: Wattjes J. G., Warners F. A. Am­ster­dam­s bouwkunst en stad­sschoon 1306–1942. Amst., 1948; Casciato M. The Amsterdam school. Rotterdam, 1996; Кал­мар Я. Н. Ам­стер­дам. М., 1999; Ам­стер­дам. М., 2003; Amsterdam. N. Y., 2004; Kemme G., Bekkers G. Amsterdam architecture. Bussum, 2010.

 

Вернуться к началу