Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЯ́КСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 613

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи

АЯ́КСЫ (греч. Αας, лат. Ajax), в греч. ми­фо­ло­гии два ге­роя, сра­жав­шие­ся в Тро­ян­ской вой­не на сто­ро­не гре­ков-ахей­цев. Аякс Те­ла­мо­нид, сын ге­роя Те­ла­мона и Пе­ри­беи, пра­внук Зев­са, двою­род­ный брат Ахил­ла, царь о. Са­ла­мин, при­вед­ший под Трою 12 ко­раб­лей. В храб­ро­сти он ус­ту­па­ет толь­ко Ахил­лу. Ог­ром­но­го рос­та («боль­шой Аякс»), гроз­ный, мо­гу­чий, с тя­жё­лым копь­ём и щи­том, по­кры­тым ме­дью, в бою он срав­ним лишь с бо­гом Аре­сом, ме­чет ог­ром­ные кам­ни, при его по­яв­ле­нии раз­бе­га­ют­ся тро­ян­цы, он по­мо­га­ет ахей­цам вы­не­сти те­ло Пат­рок­ла, уби­ва­ет в ру­ко­паш­ной схват­ке 12 тро­ян­цев, по­сле ги­бе­ли Ахил­ла за­щи­ща­ет от вра­гов те­ло ге­роя и по­это­му счи­та­ет се­бя впра­ве уна­сле­до­вать дос­пе­хи уби­то­го. Од­на­ко дос­пе­хи не­спра­вед­ли­во (су­дьи – тро­ян­цы или со­юз­ни­ки ахей­цев) при­су­ж­да­ют­ся Одис­сею, и А. Те­ла­мо­нид го­тов но­чью пе­ре­бить ахей­ских во­ж­дей. Но Афи­на, спа­сая ахей­цев, пом­ра­ча­ет ра­зум ге­роя, и его жерт­вой ста­но­вит­ся ста­до. Ко­гда рас­су­док воз­вра­ща­ет­ся к не­му, он не мо­жет пе­ре­жить по­зо­ра и кон­ча­ет жизнь са­мо­убий­ст­вом. Тень А. Те­ла­мо­ни­да, на­хо­дясь в аи­де, не от­ве­ча­ет на при­вет­ст­вие Одис­сея, со­хра­няя и в цар­ст­ве смер­ти су­ро­вую не­пре­клон­ность. А. Те­ла­мо­нид по­чи­тал­ся на Са­ла­ми­не как ге­рой. Там ему по­свя­щён храм, в Ат­ти­ке и на Са­ла­ми­не от­ме­чал­ся празд­ник Аян­тии.

Аякс Ои­лид («ма­лый Аякс»), сын Ои­лея и Эрио­пи­ды (Эри­о­пы), царь Лок­ри­ды (Ср. Гре­ция). Ис­кус­ный копь­е­ме­та­тель, в бе­ге ус­ту­па­ет толь­ко Ахил­лу. Его вои­ны – луч­шие луч­ни­ки и пращ­ни­ки. Сла­вит­ся буй­ст­вом и дер­зо­стью. При взя­тии Трои он со­вер­ша­ет на­си­лие над Кас­сан­д­рой, до­че­рью ца­ря При­ама, ис­кав­шей за­щи­ту у ал­та­ря Афи­ны. Раз­гне­ван­ная бо­ги­ня раз­би­ла бу­рей ко­рабль А. Ои­ли­да и др. ахей­цев. Ге­рой спас­ся, ух­ва­тив­шись за ска­лу, но По­сей­дон рас­ко­лол её тре­зуб­цем, и он по­гиб. По ре­ше­нию ора­ку­ла жи­те­ли Лок­ри­ды ис­ку­па­ли свя­то­тат­ст­во А. Ои­ли­да ты­ся­чу лет, еже­год­но по­сы­лая в Трою двух дев при­слу­жи­вать в хра­ме Афи­ны. Со­глас­но Апол­ло­до­ру и По­ли­бию, этот обы­чай пре­кра­тил­ся в 4 в. до н. э.

Оба ге­роя от­но­сят­ся к древ­ним ми­фоло­гич. об­раз­ам, гор­дым и дерз­ким, ино­гда иду­щим про­тив во­ли бо­гов. Воз­мож­но, что они ко­гда-то со­став­ля­ли один це­ло­ст­ный об­раз, ко­то­рый пре­тер­пел мо­ди­фи­ка­цию, пред­став в ви­де ге­ро­ев, близ­ких по ду­ху, но от­ли­чаю­щих­ся ско­рее внеш­ни­ми чер­та­ми. Мо­жет быть, Лок­ри­да – древ­няя ро­ди­на ге­ро­ич. ар­хе­ти­па. Час­тые совм. вы­сту­п­ле­ния обо­их А. в «Илиа­де» пред­по­ла­га­ют их пер­во­на­чаль­ное един­ст­во.

Лит.: Mühll P. Der grosse Aias. Basel, 1930.

Вернуться к началу