СВА́ДЬБА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВА́ДЬБА, комплекс обрядов, отмечающих заключение брака. Брак рассматривался как одно из наиболее важных событий в жизни общества, устанавливающее союз между чужими друг другу (в ритуальном смысле – враждебными; см. Поединок ритуальный) сторонами; поэтому за правильным проведением С., соблюдением правовых и обрядовых обычаев наблюдала вся община. Наиболее развит свадебный ритуал, сопровождающийся значит. материальными затратами, в патриархальных обществах. Собственно С. предшествовала помолвка; период между помолвкой и С. часто сопровождался запретом (табу) на общение между женихом и невестой, а также их семьями. Накануне С. устраивались девичник и реже мальчишник (парнишник, молодешник) – обряды прощания, разлуки (рус. проводы, чеш. розлучени, словацк. розлуки, нем. польтерабенд и т.д.) новобрачных со своим прежним состоянием. Для невесты расставание с девичеством понималось как аналог смерти (см. Переходные обряды); она оплакивала свою «девичью волю» (см. Причитания), совершала омовение в бане, ей меняли причёску (у славян – расплетали косу как важнейший символ девичества), надевали свадебный венок и/или головное покрывало и т. п. Жених отмечал выход из сообщества неженатых сверстников (нем. буршеншафт и т.п.). Наиболее активную роль в С. играли т. н. свадебные чины – ритуальные заместители новобрачных: посажённые родители (сват и сваха, кум и кума – чаще крёстные родители; см. Кумовство), один или неск. «дружек» со стороны жениха (рус. шафер, подженишник, подкняжник, «воевода», «боярин», «большой брат», «староста», «провожатый»; нем. хохцайтсбиттер, итал. компаре, мьени у свази и т.д.) — иногда проф. знаток обряда, колдун) и невесты (брат невесты и т. п.). В день С. жених ехал за невестой в сопровождении музыкантов, а также посажёных родителей, свах, дружек и др. чинов, нёсших символич. оружие, дерево, знамя, жезл и т. п. атрибуты; свадебный «поезд» богато украшался, сани с поезжанами ехали в строго определённом порядке. Встреча поезжан с родственниками невесты имитировала ритуальный поединок: невесту «прятали», друзья жениха изображали её похищение (см. Умыкание), дружка предлагал за неё «выкуп» (см. Брачный выкуп) и т. п.; распространён мотив «подмены» как невесты (ср. библейский рассказ о подмене Рахили Лией; см. Иаков), так и жениха (чаще всего дружкой; ср. подмену Гуннара Сигурдом в эпосе о Нибелунгах). Особое значение придавалось демонстрации и перевозке приданого. Затем невеста прощалась с родным домом, и «поезд» для венчания направлялся в церковь (иногда жених и невеста ехали в церковь раздельно), после венчания – в дом жениха (на пути «поезда» устраивали шуточные преграды). Во время встречи в доме жениха невеста совершала обряды поклонения очагу, домашним духам и т.п. Все этапы С. сопровождались многочисл. табу, взаимным угощением, обменом подарками (см. Дарообмен) и символич. «выкупом», «кражей» невесты, ритуальными испытаниями молодых, величальными песнями, обрядами охранит. и эротич. характера, местами – жертвоприношениями; гл. свадебный пир после венчания – дележом каравая и др. еды, разрыванием свадебного дерева, песнями и танцами, играми, спортивными состязаниями и т. п. Часто молодые не участвовали в пире, а присутствовали за ним молча. После пира или во время его их отводили в спальню – обычно холодную горницу, кладовую, клеть, на сеновал и т. п. (иногда брачная ночь происходила сразу после помолвки в доме невесты или, напротив, длительное время спустя после С.). Во время брачной ночи спальню охранял дружка или др. чины (им же могла быть поручена дефлорация невесты), молодых окликали, за ними подсматривали, устраивали шум, танцы и песни эротич. содержания. Особое значение придавалось демонстрации девственности невесты и первым действиям молодой в новом доме (метение пола, замешивание теста, поход к колодцу и т. п.). После С. молодые обычно посещали родителей невесты; иногда молодая на первое время после С. возвращалась в родительский дом. Окончательно её инкорпорация в новую семью совершалась с рождением у неё первого ребёнка (см. Родильные обряды).