Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЧЁСКА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 533

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРИЧЁСКА, важ­ная со­став­ляю­щая часть ис­кус­ст­вен­но фор­ми­руе­мо­го об­ли­ка че­ло­ве­ка (см. в ст. Оде­ж­да). В тра­диц. куль­ту­рах ма­ни­пу­ля­ци­ям с во­ло­са­ми (у муж­чин так­же – с бо­ро­дой) при­пи­сы­ва­лось сим­во­лич. и ма­гич. зна­че­ние. Во­ло­сы рас­смат­ри­ва­лись как сим­вол пло­до­ро­дия, сре­до­то­чие жиз­нен­ной си­лы и ма­гич. вли­я­ния че­ло­ве­ка. От­сю­да за­прет на стриж­ку во­лос, как мо­гу­щую ли­шить че­ло­ве­ка его си­лы (как в биб­лей­ском рас­ска­зе о Сам­со­не) или ста­ту­са (как у ме­ро­винг­ских ко­ро­лей); от­каз от стриж­ки во­лос мог так­же быть про­яв­ле­ни­ем трау­ра (см. в ст. По­мин­ки) или вы­пол­не­ни­ем ре­лиг. обе­та (напр., у на­зо­ре­ев). В др. слу­ча­ях, на­про­тив, стриж­ка во­лос при­об­ре­та­ла зна­че­ние ини­циа­ции и сим­во­ли­зи­ро­ва­ла об­ре­те­ние че­ло­ве­ком но­во­го ста­туса (напр., в хри­сти­ан­ском кре­ще­нии или по­стри­ге мо­на­ше­ском). Ту же роль вы­пол­ня­ла и вся­кая пе­ре­мена П. и ти­па го­лов­но­го убо­ра (напр., рас­пле­те­ние ко­сы как важ­ней­шая часть свадь­бы у вост. сла­вян); см. так­же Го­лов­ные убо­ры.

Лит.: Сед­лов­ская А. Н. При­чес­ки // Свод эт­но­гра­фи­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. М., 1989. Вып. 3: Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра; Тол­стой Н. И., Уса­че­ва В. В. Во­ло­сы // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1995. Т. 1.

Вернуться к началу