ПЕЧА́ТЬ НЕЛЕГА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕЧА́ТЬ НЕЛЕГА́ЛЬНАЯ, издания (книги, газеты, журналы, брошюры, листовки, прокламации и др.), выходящие в свет и/или распространяющиеся нелегально, вопреки цензурным нормам или законодательству об охране авторских прав; в более узком значении – направленные на изменение существующего гос. строя. Как правило, содержат неверные сведения о месте и времени издания, издателе, цензурных разрешениях и др.; среди них велика доля анонимных изданий. Выпускаются в форме, облегчающей их распространение (уменьшенный формат, более тонкая бумага и т. д.). Уже в эпоху рукописных книг известны сочинения, которые запрещались как светской, так и церковной властью. П. н. в собств. смысле слова возникла вскоре после изобретения книгопечатания. Была тесно связана с развитием светской и церковной цензуры. Распространение, повторное тиражирование (а иногда даже чтение и обсуждение) запрещённых изданий влекли за собой наказание разной степени тяжести.
Первые печатные произведения в Европе, которые в полной мере являются П. н., – «летучие» листки-прокламации, выпускавшиеся в ходе острой полемики католиков и протестантов в эпоху Реформации и Религиозных войн в Германии, Чехии, Франции. Известно по меньшей мере 23 издания нелегальной прокламации времён Крестьянской войны 1524–26 в Германии «Zwölf Artikel» («Двенадцать статей», 1525). Составлялись списки книг, запрещённых в католич. странах (Италии, Испании, Франции и др.): списки публиковались Сорбонной (1542, 1544, 1547), Лувенским ун-том (1546, 1550, 1558). В 1559 Римско-католич. церковью выпущен первый сводный «Индекс запрещённых книг». Папские буллы запрещали печатать в католич. странах что-либо без дозволения Церкви; окончательно политика ср.-век. Римско-католич. церкви относительно легальных и нелегальных изданий оформилась после Тридентского собора 1545–63. В протестантских государствах подпадали под запрет католич. издания, а также сочинения, расходившиеся с трактовками основателей разных направлений протестантизма (напр., в 1553 в Женеве по инициативе Ж. Кальвина были уничтожены сочинения М. Сервета и сожжён их автор). С усилением светской власти большинство нелегальных изданий стало направляться против гос. власти и её представителей (напр., т. н. мазаринады во время Фронды во Франции – против кардинала Мазарини). Государство, в свою очередь, принимало меры по ограничению и ликвидации П. н. Напр., Англ. революция 17 в., а затем изданный парламентом «Акт о регулировании печати» 1649 привели к исчезновению легальной монархич. прессы. Франц. абсолютизм вёл запретит. политику в сфере печати. Вольтер, П. А. Гольбах и др. просветители распространяли многие свои произведения нелегально. Роль П. н. существенно усилилась с началом Франц. революции 18 в., а затем – наполеоновских войн. В дальнейшем нелегальные издания являлись неотъемлемым элементом и одним из важнейших факторов социальной борьбы, нац.-освободит. и мировых войн 19–20 вв., особенно с появлением политич. партий и объединений. Борьба с П. н. велась с переменным успехом, однако полностью её не удавалось искоренить (в Зап. Европе – даже в таком тоталитарном государстве, как нацистская Германия). Часть совр. П. н. тесно связана с сектантством и разл. маргинальными группировками (в частности, террористическими и экстремистскими).
С 1990-х гг. гл. способом распространения контрафактной, экстремистской лит-ры и нелегально полученной информации (напр., публикации сетевого проекта Wikileaks в 2010) стал Интернет, что резко расширило круг читателей этих произведений.
В России
появление П. н. обычно связывается с возникновением во 2-й пол. 17 в. старообрядчества и продолжением переписки книг по образцам, существовавшим до церковных реформ патриарха Никона (хотя и ранее, с нач. 16 в., в Москве церковные иерархи рекомендовали не использовать издания, выпущенные в Вел. кн-ве Литовском). Первоначально запрещённая старообрядч. лит-ра распространялась в рукописном виде. Во 2-й пол. 18 в. старообрядцы использовали типографию Благовещенского мон. в Супрасле (Речь Посполита), многочисл. старообрядч. издания в кон. 18 – нач. 19 вв. выпускались в типографиях посада Клинцы Сурожского у. Черниговской губ. (Я. К. Железнякова, Ф. К. Карташёва, Д. С. Рукавишникова). Известны нелегальные лубочные сатирич. листы, направленные против Петра I (напр., «Как мыши кота хоронили»). По распоряжению имп. Екатерины II были запрещены к продаже неск. книг масонского содержания, изданных Н. И. Новиковым (1788), а также кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Н. Радищева, которая до 1905 нелегально распространялась в списках. В 1793 в России статус нелегальных получили периодич. издания революц. Франции. Агитац. листки распространяли в войсках декабристы. Использование печатной множит. техники (литографич. камень с кон. 1840-х гг., гектограф с кон. 1870-х гг.) стимулировало развитие П. н., однако по-прежнему широкое хождение имели и рукописные (а с появлением пишущих машинок – машинописные) документы и материалы.
Широкое распространение произведений П. н. в России началось во 2-й пол. 19 в. Большое значение приобрела вольная русская печать – издания рус. эмиграции, печатавшиеся за границей и нелегально доставлявшиеся в Россию. Эти произведения, как правило, были направлены против самодержавной власти. За границей печатались для распространения в России и издания, авторы или публикаторы которых, не ставя перед собой целей политич. борьбы, стремились преодолеть цензурные ограничения. Начало вольной русской печати положил «Катехизис русского народа» И. Г. Головина (Париж, 1849). Произведения нелегальной и запрещённой в России печати собирало Третье отделение Собств. Е. И. В. канцелярии (позднее – Деп-т полиции МВД), с 1855 их также приобретала Имп. публичная б-ка (ныне РНБ) для хранения в особом секретном фонде. Первым издательским центром рос. П. н. являлась Вольная рус. типография, основанная А. И. Герценом в Лондоне при содействии польск. эмигрантов. Её первое издание – листовка «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству» (1853) о необходимости выступить с инициативой освобождения крестьян от крепостного права. Типография издавала альм. «Полярная звезда», выпустила 9 сб-ков «Голоса из России» (1856–60). Общероссийское значение имела газ. «Колокол» Герцена и Н. П. Огарёва (Лондон, Женева, 1857–67). Систематич. выпуск изданий П. н. за рубежом с целью распространения в России начался в 1859 в связи с подготовкой крестьянской реформы 1861 (А. И. Кошелёв и др.). К распространению в России запрещались издания кн. П. В. Долгорукова.
С 1860-х гг. рос. П. н. была представлена в осн. изданиями революц. организаций и групп (в т. ч. эмигрантских). В нач. 1860-х гг. в России возникли нелегальные типографии. Первые широко известные нелегальные прокламации – «Великорусс» (автор не установлен, С.-Петербург, 4 выпуска, 1861, 1863), «К молодому поколению» (Н. В. Шелгунов, при участии М. Л. Михайлова; 1861, отпечатана в Лондоне), «Молодая Россия» (наиболее радикальная; автор – П. Г. Заичневский; напечатана в Рязанской губ., распространялась в С.-Петербурге, 1862). Одновременно началась целенаправленная борьба государства с нелегальной печатью.
Дальнейшее развитие П. н. вплоть до сер. 1880-х гг. связано преим. с революц. организациями народничества. В 1870–79 действовали ок. 20 подпольных типографий (в Москве, Киеве, С.-Петербурге, Одессе и др.), которые выпускали агитац.-пропагандистские брошюры и издали св. 60 прокламаций и воззваний. Произведения П. н. тайно печатались и в некоторых легальных типографиях, которые до сер. 1890-х гг. специально создавались для издания П. н. (напр., типография М. А. Куколь-Яснопольского в С.-Петербурге в 1865–67).
В 1865–1917 гл. заграничным центром рос. П. н. была Швейцария (Женева, Берн, Цюрих). В кон. 19 в. наибольшее значение имела издательская деятельность Фонда вольной русской прессы, а также «Группы старых народовольцев» (1890-е гг., Париж), выпускавшей брошюры, прокламации, сб. «Материалы для истории русского социально-революционного движения» (вып. 1–7, 1893–96). Первым общероссийским социал-демократич. органом печати стала газ. «Искра» (1900–05). Появились издания либерального толка: ж. «Освобождение» (Штутгарт, Париж, 1902–05), газеты «Листок Освобождения» (Париж, 1904–05) и «Листок Союза Освобождения» (1905), сыгравшие значит. роль в консолидации оппозиции.
В связи с практически полной ликвидацией предварит. цензуры (согласно Временным правилам о печати 1905–06) мн. нелегальные издания обрели легальный статус, на положении нелегальной осталась радикальная печать (при этом мн. революц. партии выпускали наряду с нелегальными и легальные газеты и журналы). После Февр. революции 1917 все цензурные ограничения отменены (запрещены лишь крайне правые издания), но с обострением политич. борьбы были запрещены большевистские издания.
П. н. вновь получила распространение в связи с установлением цензуры в Сов. России. Нелегальными были издания противников большевиков в Гражд. войне 1917–22. Попытки их библиографирования, предпринятые в РСФСР (1920) и на Украине (1921), не были реализованы [исключение – «Книжная летопись Иркутска за годы революции (1917–19 гг.)» Г. И. Поршнева, 1920]. В нач. 1920-х гг. в крупнейших библиотеках для хранения П. н. и изданий, относившихся к категориям «Для служебного пользования» и «Секретно», организованы спецхраны, доступ к которым был максимально ограничен. Эмигрантские газеты и журналы с 1921 получал спецхран Рос. книжной палаты, позднее – также Марксизма-ленинизма институт. В кон. 1920-х гг. запрещён ввоз в СССР произведений печати, изданных за рубежом на рус. яз. Издание нелегальных произведений в СССР практически прекратилось с развёртыванием массовых репрессий в 1930-е гг.
С наступлением хрущёвской «оттепели» часть ранее запрещённой лит-ры вернулась из спецхранов («Список книг, подлежащих возвращению в общие фонды библиотек», 1964), вновь получила широкое распространение П. н. – как изданная за границей (т. н. тамиздат), так и подготовленная в СССР (обычно в машинописном виде, т. н. самиздат). Чаще всего П. н. распространяли диссиденты и близкие к ним правозащитные и оппозиц. кружки. Среди наиболее известных публикаций «тамиздата»: «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1958), сб. «Из-под глыб» (1974), «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына (1973), «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева (1976). В СССР нелегально распространялись периодич. издания рус. зарубежья – журналы Народно-трудового союза «Посев» и «Грани», ж. «Вестник Русского христианского движения» (Париж, Нью-Йорк; в 1949–1974 «Вестник Русского студенческого христианского движения»), газ. «Русская мысль» (Париж, с 1947) и др. Циркулировали разл. произведения – от не прошедших в СССР цензуру лит. сочинений («Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Реквием» А. А. Ахматовой и др.), религ.-филос. трудов до политич. или публицистич. произведений («Письмо вождям Советского Союза» А. Д. Сахарова и др.). В числе крупнейших периодич. изданий самиздата: «Хроника текущих событий» (№ 1–64, 1968–83, сост. Н. Е. Горбаневская и др.), разл. издания Комиссии прав человека в СССР (1-я пол. 1970-х гг.), сов. отделения орг-ции «Amnesty international» («Международная амнистия», 1974–83), Моск. Хельсинкской группы (с 1976). П. н. популяризировалась зарубежным радиовещанием на рус. яз. (Рус. служба Би-Би-Си, «Голос Америки», «Немецкая волна» и др.) и иностр. спецслужбами.
Во время перестройки практически вся П. н. стала легальной, в библиотеках спецхраны были открыты для читателей (1986), а затем упразднены (1990).
В РФ, где по Конституции 1993 цензура запрещена, не допускается произ-во, хранение и распространение информац. материалов, признанных экстремистскими. «Федеральный список экстремистских материалов» составляется Мин-вом юстиции РФ на основе судебных решений (впервые опубл. 14.7.2007, 14 названий; в 2014 – св. 2,3 тыс. решений). В список включены разл. издания, в т. ч. листовки и брошюры, книги, отд. номера периодич. изданий и публикации в них, а также аудио- и видеоматериалы, отд. записи на веб-сайтах и др.
Ряд произведений П. н. в дореволюц. России и СССР переиздан: «Революционная журналистика семидесятых годов» (1905), «Чёрный передел. Орган социалистов-федералистов. 1880–1881 гг.» (1923), «Литература партии "Народная воля"» (1930), «"Колокол" газета А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Вольная русская типография. 1857–1867» (факсимильное изд., вып. 1–11, 1962–64), «Самиздат века» (1997), «Антология самиздата: Неподцензурная литература в СССР, 1950–1980-е» (т. 1–3, 2005) и др.
Практически в каждой стране мира имеются обширные коллекции произведений П. н. Наиболее крупное собрание произведений рос. П. н. хранится в РНБ (св. 16 тыс. ед. хр. за 1853–1917). Крупные собрания нелегальных изданий имеются также в Б-ке РАН в С.-Петербурге, Гос. обществ.-политич. б-ке, Гос. архиве РФ, Рос. гос. архиве социально-политич. истории, РГИА, Музее совр. истории России.