«КО́ЛОКОЛ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КО́ЛОКОЛ», первая бесцензурная обществ.-политич. газета, распространявшаяся в России. Издавалась А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым на рус. и франц. языках, печаталась в Вольной рус. типографии в Лондоне (1857–65) и Женеве (1865–67). Периодичность менялась, всего вышло 245 номеров. Первоначально «К.» рассматривался издателями как приложение к «Полярной звезде», вскоре стал самостоят. изданием. Тираж «К.» (достигал 2,5 тыс. экз.) нелегально проникал в Россию, расходился среди либерально настроенных дворян, купцов, учащейся молодёжи. «К.» читали также члены имп. фамилии, чиновники министерств и др. гос. учреждений (напр., Я. И. Ростовцев рекомендовал внимательно изучать публикации «К.» членам Редакционных комиссий). Общее редактирование осуществлял Герцен; Огарёв готовил статьи и редактировал материалы гл. обр. по финансово-экономич. и юридич. вопросам. Из более чем 2 тыс. публикаций «К.» Герцену принадлежат 1,2 тыс. статей, Огарёву – ок. 100. В работе по изданию «К.» в разное время участвовали М. А. Бакунин, П. В. Долгоруков, В. И. Касаткин, В. И. Кельсиев, польск. эмигранты С. Тхоржевский, Л. Чернецкий и др. Среди «тайных корреспондентов» газеты – И. С. Аксаков, П. В. Анненков, Н. А. Добролюбов, Н. И. Жуковский, К. Д. Кавелин, А. И. Кошелёв, Л. И. Мечников, М. Л. Михайлов, Н. Н. Обручев, А. А. Потебня, Ю. Ф. Самарин, Н. А. Серно-Соловьевич, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, Н. В. Шелгунов, М. К. Элпидин. В газете помещались статьи, не пропущенные цензурой для публикации в России, секретные правительств. документы, материалы тайных обществ, документы по истории обществ. движения в России, стихотворения и отрывки из прозаич. произведений рус. писателей и др.
В 1857–61, когда «К.» пользовался наибольшим влиянием, издатели уделяли внимание преим. крестьянскому вопросу, полагая, что крепостное право является гл. препятствием на пути к развитию и укреплению страны, рассматривали общину как основу будущих социально-экономич. отношений. Своими гл. задачами они считали содействие скорейшему освобождению крестьян с землёй, чтобы предотвратить возможное, по их мнению, кровопролитие в результате крестьянского бунта, если освобождение произойдёт без земли; сплочение ради этого всех антикрепостнич. сил, моральное давление на имп. Александра II и правительство. Публикуя многочисл. письма, записки и проекты, посвящённые освобождению крестьян, издатели стремились поддержать как антикрепостнич. силы в стране, так и правительство, которое, по их мнению, вело подспудную борьбу с «плантаторами»; они убеждали дворян, что «выкуп дешевле, чем бунт». В «К.» публиковалось множество материалов о фактах помещичьего произвола, широко освещалась работа Гл. к-та по крестьянскому делу и губернских дворянских комитетов. Газета систематически предавала огласке факты взяточничества, злоупотребления властью и казнокрадства чиновников. Обилие поступавших в редакцию обличительных материалов позволило редакторам выпускать приложение «Под суд!» (1859–1862, 13 номеров).
Получив известие об опубликовании Манифеста имп. Александра II от 19.2 (3.3).1861 об отмене крепостного права, издатели приветствовали этот акт и назвали Александра II «Освободителем», выразив надежду на продолжение реформ (отмену цензуры, телесных наказаний и т. д.). Однако вскоре Н. П. Огарёв заявил на страницах «К.», что в результате крестьянской реформы 1861 «народ царём обманут». В 1861–63 «К.» постоянно публиковал сведения о крестьянских выступлениях и об их усмирении. Уверенные, что в России весной – осенью 1863 произойдёт массовое крестьянское восстание, издатели «К.» призывали молодёжь «идти в народ» для пропаганды революц. идей. В этот период в «К.» публиковались статьи-прокламации, которые затем выпускались отдельно, а также печатались документы тайного об-ва «Земля и воля» 1860-х гг. Стремясь расширить круг читателей, Огарёв предпринял выпуск приложения «Общее вече» (1862–64, 29 номеров) – «листов», написанных «простонародным» языком.
В 1864–67 газета теряла популярность. Это было обусловлено безоговорочной поддержкой издателями осуждённого осн. частью рос. общества Польского восстания 1863–64, продолжением правительств. политики реформ, расширением гласности, размежеванием обществ.-политич. сил в России, крушением в 1863 надежд радикальных кругов на крестьянское восстание, распадом «Земли и воли», арестами лиц, связанных с «лондонскими пропагандистами». Корреспонденции из России практически перестали поступать, тираж и периодичность «К.» резко упали. В 1865 А. И. Герцен перенёс издание «К.» в Швейцарию, где группировалась т. н. молодая эмиграция (первая волна рос. революционеров), однако надежды на её поддержку не оправдались. После объявления издателей о приостановке издания газета фактически перестала выходить.
В 1868 А. И. Герцен и Н. П. Огарёв выпускали на франц. языке «К.», ориентированный на зап. читателя (вышло 15 номеров), а также «русское прибавление» к нему (7 номеров). Третью попытку возобновить издание «К.» предприняли в 1870 С. Г. Нечаев и Огарёв, которые выпустили 6 номеров «К.».
Газета факсимильно переиздана: номера за 1857–67 в 1962–64 (вып. 1–10, вып. 11 – указатель), за 1868 – в 1978–1979 (вып. 1–2), за 1870 – в 1933.