Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ЕВСКИЙ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ КО́МПЛЕКС

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 653

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Козюба

КИ́ЕВСКИЙ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ КО́М­ПЛЕКС, ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в чер­те г. Ки­ев и в его бли­жай­ших ок­ре­ст­но­стях. Зна­че­ние К. а. к. оп­ре­де­ля­ет рас­по­ло­же­ние на сты­ке лес­ной и ле­со­степ­ной зон, связь с од­ним из важ­ней­ших вод­ных пу­тей Вост. Ев­ро­пы – по Днеп­ру. Рас­по­ло­же­ние К. а. к. в гра­ни­цах или не­по­да­лё­ку от го­ро­да с бо­га­той ис­то­ри­ей оп­ре­де­ли­ло по­вы­шен­ный ин­те­рес к его древ­но­стям, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло на­ли­чие в Кие­ве круп­ных на­уч. цен­тров. Ис­сле­до­ва­ния К. а. к. на­ча­лись в 1820–30-х гг., ко­гда К. А. Лох­виц­ким бы­ли рас­ко­па­ны Де­ся­тин­ная и Ири­нин­ская церк­ви, Зо­ло­тые во­ро­та и др. па­мят­ни­ки др.-рус. ар­хи­тек­ту­ры. Наи­бо­лее ак­тив­ные рас­коп­ки ве­лись на ру­бе­же 19 и 20 вв. [В. В. Хвой­ка (Хвой­ко), Д. В. Ми­лев и др.], в 1930-е гг. (Ф. Н. Мов­ча­нов­ский, М. К. Кар­гер, Г. Ф. Кор­зу­хи­на и др.) и на­чи­ная с 1970-х гг. (П. П. То­лоч­ко, Г. Ю. Ива­кин, М. А. Са­гай­дак, И. И. Мов­чан и др.). Все­го из­вест­но св. 100 па­мят­ни­ков (боль­шин­ст­во мно­го­слой­ные).

Киевский археологический комплекс: 1 – бивень мамонта с изображением головы птицы с Кирилловской стоянки; 2 – керамическая статуэтка с трипольского поселения около Чапаевки; 3 – кера...

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки от­но­сят­ся к позд­не­му па­лео­ли­ту (пе­ри­од Мад­лен), в т. ч. Ки­рил­лов­ская сто­ян­ка – один из пер­вых па­мят­ни­ков па­лео­ли­та, ис­сле­до­ван­ных в Рос. им­пе­рии [рас­коп­ки В. В. Хвой­ки в 1893–99: вскры­то ок. 10 тыс. м2; най­де­ны сле­ды жи­лищ, би­вень ма­мон­та с гра­ви­ров­кой (рис., 1), фраг­мен­ты ока­ме­нев­ших ство­лов кед­ра (диа­метр до 2 м) со сле­да­ми ог­ня и об­ра­бот­ки и др.]. Ме­зо­лит и не­олит пред­став­ле­ны бо­лее 10 сто­ян­ка­ми, в осн. на пес­ча­ных дю­нах по обо­им бе­ре­гам Днеп­ра; эне­о­лит – три­поль­ской куль­ту­рой, в т. ч. по­се­ле­ни­ем и пе­ще­рой (древ­ней­шая ис­кус­ст­вен­ная в Ев­ро­пе) над Смо­ро­дин­ским спус­ком (ис­сле­до­ва­ния В. Б. Ан­то­но­ви­ча в 1875 и Т. А. Боб­ров­ско­го в 1999), по­се­ле­ни­ем и мо­гиль­ни­ком с тру­по­по­ло­же­ния­ми близ с. Ча­па­ев­ка (дав­шим назв. од­но­му из ти­пов позд­не­го эта­па три­поль­ской куль­ту­ры; рас­коп­ки В. А. Круц), мо­гиль­ни­ком Крас­ный Ху­тор, где В. Н. Да­ни­лен­ко и М. Л. Ма­ка­ре­вич рас­ко­па­но 195 тру­по­сож­же­ний. Брон­зо­вый и ран­ний же­лез­ный ве­ка пред­став­ле­ны разл. па­мят­ни­ка­ми ям­ной куль­ту­ры, сред­не­днеп­ров­ской куль­ту­ры, тши­нец­кой куль­ту­ры, мно­го­ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ры, бе­ло­гру­дов­ской и свя­зан­ной с ней чер­но­лес­ской куль­ту­ры, ми­ло­град­ской куль­ту­ры. Пред­по­ла­га­ют, что в рай­оне К. а. к. про­хо­ди­ла сев. гра­ни­ца пле­мён ски­фов-па­ха­рей, упо­мя­ну­тых Ге­ро­до­том в опи­са­нии Ски­фии; с ни­ми свя­зы­ва­ют 2 ог­ром­ных го­ро­ди­ща на юге К. а. к. (Круг­ли­ков­ское – 1000 га и Хо­тов­ское – 30 га; ис­сле­до­ва­ния Е. А. Пет­ров­ской, Е. Ф. По­кров­ской). 

Для кон. 1-го тыс. до н. э. – 5 в. н. э. за­фик­си­ро­ва­ны па­мят­ни­ки за­ру­би­нец­кой куль­ту­ры (в т. ч. го­ро­ди­ща и свя­зан­ный с од­ним из них Пи­ро­гов­ский мо­гиль­ник, где А. И. Ку­бы­ше­вым и Е. В. Мак­си­мо­вым рас­ко­па­но бо­лее 150 по­гре­бе­ний) и ки­ев­ской куль­ту­ры (па­мят­ни­ки из ок­ре­ст­но­стей Кие­ва, изу­чен­ные В. Н. Да­ни­лен­ко, да­ли ей на­зва­ние), тра­ди­ции ко­то­рых мн. спе­циа­ли­сты рас­це­ни­ва­ют как ран­не­сла­вян­ские. В 4 – нач. 5 вв. по тер­ри­то­рии К. а. к. про­хо­ди­ла сев. гра­ни­ца по­ли­эт­нич­ной чер­ня­хов­ской куль­ту­ры. Ко 2-й четв. 1-го тыс. от­но­сят­ся и мно­го­числ. кла­ды рим. мо­нет [в рай­оне Львов­ской пл. – неск. ты­сяч мо­нет (1875), у Ки­рил­лов­ско­го мон. – 350 мо­нет (1887), в Обо­лонь­ском кла­де – ок. 200 мо­нет (1876) и др.], им­порт­ные из­де­лия, в осн. из Сев. При­чер­но­мо­рья, и др. на­ход­ки. Сре­ди па­мят­ни­ков бес­спор­но сла­вян­ской праж­ской куль­ту­ры вы­де­ля­ют­ся 2 ло­каль­ных ва­ри­ан­та: по­се­ле­ние на Обо­ло­ни – близ­ко па­мят­ни­кам По­ле­сья 5 в.; на Ста­ро­ки­ев­ской го­ре (эти ма­те­риа­лы по­слу­жи­ли для мас­штаб­но­го празд­но­ва­ния 1500-ле­тия Кие­ва в 1982) – па­мят­ни­кам Зап. Во­лы­ни сер. 6 – нач. 7 вв. К 3-й четв. 1-го тыс. от­но­сят­ся так­же на­ход­ки фи­бул, ви­зант. мо­нет и др., в т. ч. ря­да ук­ра­ше­ний, свя­зан­ных с мас­те­ра­ми кон. 7 в. или нач. 8 в. кру­га Пас­тыр­ско­го го­ро­ди­ща.

Эти па­мят­ни­ки при­над­ле­жат к «до­ки­ев­ско­му» пе­рио­ду К. а. к. и не от­ра­жа­ют не­пре­рыв­ную по­сту­па­тель­ную тра­ди­цию, ре­зуль­та­том ко­то­рой ста­ло фор­ми­ро­ва­ние г. Ки­ев (о па­мят­ни­ках К. а. к. др.-рус. пе­рио­да и 14–18 вв. см. в ст. Ки­ев).

Лит.: Хвой­ко В. В. Древ­ние оби­та­те­ли Сред­не­го Прид­не­про­вья и их куль­ту­ра в дои­сто­ри­че­ские вре­ме­на. К., 1913; Брай­чев­ский М. Ю. Ко­гда и как воз­ник Ки­ев. К., 1964; Те­ле­гин Д. Я. Там, где вы­рос Ки­ев. К., 1982.

Вернуться к началу