МНОГОВА́ЛИКОВОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МНОГОВА́ЛИКОВОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬТУ́РА (бабинская культура), общность археологич. культур конца среднего – начала позднего бронзового века (ок. 2200 – 1750 до н. э. в системе калиброванной радиоуглеродной хронологии) в степи и лесостепи от Нижнего Дуная до Волги. Названа по керамике с рядами валиков (рис.). Первоначально древности М. к. к. рассматривались в рамках катакомбной культуры. В нач. 1960-х гг. С. С. Березанская выделила культуру поселений типа Бабино 3, затем – М. к. к. В совр. лит-ре более употребимы термины «бабинская культура», или «бабинский культурный круг» (согласно С. Н. Братченко, указавшего, что многоваликовая керамика известна в предшествующих и последующих культурах). В рамках М. к. к. Р. А. Литвиненко выделил 2 культуры – днепро-донскую («первичную», более раннюю) и днепро-прутскую («вторичную» с локальными вариантами: днепро-днестровским, днепро-бугским, днестро-прутским). Намечены «периферийные» группы: евпаторийская в Крыму, деснинско-сейминская, днепровско-припятская, подольско-волынская.
Селища и сезонные посёлки преим. близ воды, реже – в глубине безводной степи; известны укрепления в виде рва и валов с каменной крепидой (поселение Кременчук в степном Поднепровье). Дома каркасно-столбовой конструкции, с глиняной обмазкой: наземные, подпрямоугольной формы (ок. 4×3,5 м) с каменным фундаментом или углублённые на 20–25 см прямоугольной формы (7×5 и 6×4 м), с открытыми очагами и глинобитными полами. Для днепро-донской М. к. к. характерны осн. погребения под курганными насыпями или досыпками, образующими «длинные» курганы. Подпрямоугольные ямы с деревянными и каменными перекрытиями, иногда с подбоями, дерев. рамами, каменными ящиками, содержали 1–2 трупоположения, скорченных преим. на левом боку, чаще – головой на восток; есть вытянутые, чаще – головой на запад; встречаются перезахоронения; стены могил нередко облицованы корой, лубом, тростником, на дне – те же материалы, поверх которых посыпался мел или охра. Остатки тризн в погребальных камерах или на перекрытии могил. Инвентарь: редко керамич. сосуды, обычны костяные пряжки, встречаются дерев. чаши, каменные булавы, нефритовые топоры, бронзовые ножи, кинжалы, украшения, производственные наборы (изготовление стрел, металлообработка). Для днепро-прутской М. к. к. типичны впускные погребения в курганы ямной и катакомбной культур, в овальных ямах, подбоях, дерев. колодах; чаще безынвентарные, редко встречаются костяные пряжки, керамика и др. Для керамики М. к. к. характерны биконические горшки с утолщённым венчиком; орнамент по всему тулову из параллельных или образующих ёлочку налепных валиков. Среди каменных изделий – песты, топоры, булавы, скребки, наконечники стрел; известны бронзовые ножи, резцы, шилья и др., литейные формы для топоров и украшений, сопло. Есть клады, в т. ч. Александровский, Бородинский клад. В основе хозяйства – скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошадь). Разрабатывались меднорудные месторождения Донбасса; известны погребения литейщиков. Носители М. к. к. относятся к грацильному долихокранному европеоидному типу, не исключается примесь средиземноморского компонента.
Формирование М. к. к. рассматривается в контексте радикальных экологич. изменений на рубеже среднего и позднего бронзового веков, связанных с наступлением более засушливого климата. Среди вост.-европ. культур степи и лесостепи этого времени М. к. к. играла ведущую роль. В ней отмечено возрождение традиций ямной культуры, в т. ч. в религиозно-идеологич. сфере (высокий социальный ранг мужских захоронений, сложные типы могильных сооружений, позы погребённых и др.). Традиции М. к. к. прослеживаются в срубной культуре, сабатиновской культуре, вост. группах тшинецкой культуры.