Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МНОГОВА́ЛИКОВОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 537

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых, Р. А. Литвиненко

МНОГОВА́ЛИКОВОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬ­ТУ́РА (ба­бин­ская куль­ту­ра), общ­ность ар­хео­ло­гич. куль­тур кон­ца сред­не­го – на­ча­ла позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка (ок. 2200 – 1750 до н. э. в сис­те­ме ка­либ­ро­ван­ной ра­дио­уг­ле­род­ной хро­но­ло­гии) в сте­пи и ле­со­сте­пи от Ниж­не­го Ду­ная до Вол­ги. На­зва­на по ке­ра­ми­ке с ря­да­ми ва­ли­ков (рис.). Пер­во­на­чаль­но древ­но­сти М. к. к. рас­смат­ри­ва­лись в рам­ках ка­та­комб­ной куль­ту­ры. В нач. 1960-х гг. С. С. Бе­ре­зан­ская вы­де­ли­ла куль­ту­ру по­се­ле­ний ти­па Ба­би­но 3, за­тем – М. к. к. В совр. лит-ре бо­лее упот­ре­би­мы тер­ми­ны «ба­бин­ская куль­ту­ра», или «ба­бин­ский куль­тур­ный круг» (со­глас­но С. Н. Брат­чен­ко, ука­зав­ше­го, что мно­го­ва­ли­ко­вая ке­ра­ми­ка из­вест­на в пред­ше­ст­вую­щих и по­сле­дую­щих куль­ту­рах). В рам­ках М. к. к. Р. А. Лит­ви­нен­ко вы­де­лил 2 куль­ту­ры – днеп­ро-дон­скую («пер­вич­ную», бо­лее ран­нюю) и днеп­ро-прут­скую («вто­рич­ную» с ло­каль­ны­ми ва­ри­ан­та­ми: днеп­ро-дне­ст­ров­ским, днеп­ро-буг­ским, дне­ст­ро-прут­ским). На­ме­че­ны «пе­ри­фе­рий­ные» груп­пы: ев­па­то­рий­ская в Кры­му, дес­нин­ско-сей­мин­ская, днеп­ров­ско-при­пят­ская, по­доль­ско-во­лын­ская.

Культура многоваликовой керамики. Горшок с поселения Заваловка (Киевская область). Музей археологии Института археологии Национальной академии наук Украины. Фото П. Подуфалова

Се­ли­ща и се­зон­ные по­сёл­ки пре­им. близ во­ды, ре­же – в глу­би­не без­вод­ной сте­пи; из­вест­ны ук­ре­п­ле­ния в ви­де рва и ва­лов с ка­мен­ной кре­пи­дой (по­се­ле­ние Кре­мен­чук в степ­ном По­днеп­ро­вье). До­ма кар­кас­но-стол­бо­вой кон­ст­рук­ции, с гли­ня­ной об­маз­кой: на­зем­ные, под­пря­мо­уголь­ной фор­мы (ок. 4×3,5 м) с ка­мен­ным фун­да­мен­том или уг­луб­лён­ные на 20–25 см пря­мо­уголь­ной фор­мы (7×5 и 6×4 м), с от­кры­ты­ми оча­га­ми и гли­но­бит­ны­ми по­ла­ми. Для днеп­ро-дон­ской М. к. к. ха­рак­тер­ны осн. по­гре­бе­ния под кур­ган­ны­ми на­сы­пя­ми или до­сып­ка­ми, об­ра­зую­щи­ми «длин­ные» кур­га­ны. Под­пря­мо­уголь­ные ямы с де­ре­вян­ны­ми и ка­мен­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми, иног­да с под­боя­ми, де­рев. ра­ма­ми, ка­мен­ны­ми ящи­ка­ми, со­дер­жа­ли 1–2 тру­по­по­ло­же­ния, скор­чен­ных пре­им. на ле­вом бо­ку, ча­ще – го­ло­вой на вос­ток; есть вы­тя­ну­тые, ча­ще – го­ло­вой на за­пад; встре­ча­ют­ся пе­ре­за­хо­ро­не­ния; сте­ны мо­гил не­ред­ко об­ли­цо­ва­ны ко­рой, лу­бом, тро­ст­ни­ком, на дне – те же ма­те­риа­лы, по­верх ко­то­рых по­сы­пал­ся мел или ох­ра. Ос­тат­ки тризн в по­гре­баль­ных ка­ме­рах или на пе­ре­кры­тии мо­гил. Ин­вен­тарь: ред­ко ке­ра­мич. со­су­ды, обыч­ны кос­тя­ные пряж­ки, встре­ча­ют­ся де­рев. ча­ши, ка­мен­ные бу­ла­вы, неф­ри­то­вые то­по­ры, брон­зо­вые но­жи, кин­жа­лы, ук­ра­ше­ния, про­из­вод­ст­вен­ные на­бо­ры (из­го­тов­ле­ние стрел, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка). Для днеп­ро-прут­ской М. к. к. ти­пич­ны впуск­ные по­гре­бе­ния в кур­га­ны ям­ной и ка­та­комб­ной куль­тур, в оваль­ных ямах, под­бо­ях, де­рев. ко­ло­дах; ча­ще без­ын­вен­тар­ные, ред­ко встре­ча­ют­ся ко­стя­ные пряж­ки, ке­ра­ми­ка и др. Для ке­ра­ми­ки М. к. к. ха­рак­тер­ны би­ко­ни­че­ские горш­ки с утол­щён­ным вен­чи­ком; ор­на­мент по все­му ту­ло­ву из па­рал­лель­ных или об­ра­зую­щих ёлоч­ку на­леп­ных ва­ли­ков. Сре­ди ка­мен­ных из­де­лий – пес­ты, то­по­ры, бу­ла­вы, скреб­ки, на­ко­неч­ни­ки стрел; из­вест­ны брон­зо­вые но­жи, рез­цы, ши­лья и др., ли­тей­ные фор­мы для то­по­ров и ук­ра­ше­ний, со­пло. Есть кла­ды, в т. ч. Алек­санд­ров­ский, Бо­ро­дин­ский клад. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, ло­шадь). Раз­ра­ба­ты­ва­лись мед­но­руд­ные ме­сто­ро­ж­де­ния Дон­бас­са; из­вест­ны по­гре­бе­ния ли­тей­щи­ков. Но­си­те­ли М. к. к. от­но­сят­ся к гра­циль­но­му до­ли­хо­кран­но­му ев­ро­пео­ид­но­му ти­пу, не ис­клю­ча­ет­ся при­месь сре­ди­зем­но­мор­ско­го ком­по­нен­та.

Фор­ми­ро­ва­ние М. к. к. рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте ра­ди­каль­ных эко­ло­гич. из­ме­не­ний на ру­бе­же сред­не­го и позд­не­го брон­зо­во­го ве­ков, свя­зан­ных с на­сту­п­ле­ни­ем бо­лее за­суш­ли­во­го кли­ма­та. Сре­ди вост.-ев­роп. куль­тур сте­пи и ле­со­сте­пи это­го вре­ме­ни М. к. к. иг­ра­ла ве­ду­щую роль. В ней от­ме­че­но воз­ро­ж­де­ние тра­ди­ций ям­ной куль­ту­ры, в т. ч. в ре­ли­ги­оз­но-идео­ло­гич. сфе­ре (вы­со­кий со­ци­аль­ный ранг муж­ских за­хо­ро­не­ний, слож­ные ти­пы мо­гиль­ных со­ору­же­ний, по­зы по­гре­бён­ных и др.). Тра­ди­ции М. к. к. про­сле­жи­ва­ют­ся в сруб­ной куль­ту­ре, са­ба­ти­нов­ской куль­ту­ре, вост. группах тши­нец­кой куль­ту­ры.

Лит.: Брат­чен­ко С. Н. К во­про­су о сло­же­нии ба­бин­ской куль­ту­ры // Виль­нян­ские кур­га­ны в днеп­ров­ском Над­по­ро­жье. К., 1977; Куль­ту­ры эпо­хи брон­зы на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны. К., 1986; Сав­ва Е. Н. Куль­ту­ра мно­го­ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки Дне­стров­ско-Прут­ско­го меж­ду­ре­чья. Киш., 1992; Лит­ви­нен­ко Р. А. Куль­ту­ра Ба­би­но (мно­го­ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки) и ее ме­сто в сис­те­ме брон­зо­во­го ве­ка юга Вос­точ­ной Ев­ро­пы // Брон­зо­вый век Вос­точ­ной Ев­ро­пы: ха­рак­те­ри­сти­ка куль­тур, хро­но­ло­гия и пе­рио­ди­за­ция. Са­ма­ра, 2001.

Вернуться к началу