Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́СТЫРСКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 431

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин

ПА́СТЫРСКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ, мно­го­слой­ное го­ро­ди­ще на тер­ри­то­рии ху­то­ра Сви­но­лу­пов­ка, в 3 км за­пад­нее с. Пас­тыр­ское Сме­лян­ско­го р-на Чер­кас­ской обл. Ук­раи­ны. Рас­коп­ки В. В. Хвой­ки в 1898 и 1901, И. В. Фаб­ри­ци­ус и С. В. Кор­шен­ко в 1938, С. В. Кор­шен­ко в 1939, М. Ю. Брай­чев­ско­го в 1949 и 1955, О. М. При­ход­ню­ка в 1990–93, 1995, 1997, 1998. П. г. в пла­не име­ет гру­ше­вид­ную фор­му (ок­ру­же­но ва­лом и рвом), бо­лее уз­кая ле­во­бе­реж­ная часть (пл. ок. 5 га) от­де­ле­на от пра­во­бе­реж­ной (ок. 15 га) до­ли­ной р. Су­хой Таш­лык (Ля­на).

Ниж­ние слои от­но­сят­ся к скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре, про­сле­же­но 2 эта­па со­ору­же­ния ук­ре­п­ле­ний – 7–6 и 4–3 вв. до н. э.; стол­бо­вые кон­ст­рук­ции. Изу­ча­лись золь­ни­ки, на­зем­ные гли­но­бит­ные по­строй­ки с оча­гом, по­лу­зем­лян­ки, кур­га­ны на го­ро­ди­ще и близ не­го, рас­коп­ки ко­то­рых ве­ли В. В. Хвой­ка и Н. Е. Бран­ден­бург в 1900–01.

Серебряные украшения из клада, найденного на Пастырском городище в 1992: 1–3 – височные кольца; 4 – полый браслет; 5 – фибула (по О. М. Приходнюку).

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ис­поль­зо­вал­ся вал скиф­ско­го вре­ме­ни. Бы­ла об­жи­та в осн. ле­во­бе­реж­ная часть. Изу­ча­лись рас­по­ло­жен­ные ря­да­ми жи­лые и хо­зяйств. по­лу­зем­лян­ки, в т. ч. с пе­чью-ка­мен­кой (есть до­стро­ен­ные на ма­те­ри­ко­вом ос­тан­це) или с оча­гом в уг­лу, ямы, куз­ни­ца, ме­тал­лур­гич. горн. В пра­во­бе­реж­ной час­ти час­тич­но ис­сле­до­ва­ны 3 уг­луб­лён­ных длин­ных со­ору­же­ния (ши­ри­ной ок. 3–3,7 м; дли­ной бо­лее 30 м), имев­шие де­рев. кон­ст­рук­ции. Про­сле­же­ны «сту­пень­ки», уча­сток близ ямок, где най­де­ны ке­ра­мич. со­су­ды с зер­ном («стел­ла­жи»), мес­та кон­цен­тра­ции пряс­лиц и др.; че­ло­ве­че­ские ске­ле­ты, свя­за­ны, ве­ро­ят­но, с ги­бе­лью со­ору­же­ний в по­жа­ре. Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что это об­ществ. по­строй­ки. Леп­ная ке­ра­ми­ка име­ет ана­ло­гии в ран­не­сред­не­ве­ко­вых куль­ту­рах от Ср. По­днеп­ро­вья до Ниж­не­го По­ду­на­вья, а сде­лан­ная на кру­ге, с про­ло­щён­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том (пре­об­ла­да­ют горш­ки с ша­ро­вид­ным ту­ло­вом – пас­тыр­ско­го ти­па), – на вос­то­ке Бал­кан. Есть ам­фо­ры, из­вест­ные в При­чер­но­мо­рье. Сре­ди др. на­хо­док: жер­но­ва и осел­ки; на­раль­ни­ки, сер­пы, ко­сы, куз­неч­ные и юве­лир­ные ин­ст­ру­мен­ты (в т. ч. клад), до­ло­то, струг, то­по­ры, на­ко­неч­ни­ки ко­пий и стрел. Ук­ра­ше­ния пред­став­ле­ны на­бо­ра­ми из 2 кла­дов, вклю­чаю­щи­ми: ви­соч­ные коль­ца с под­вес­кой из по­лых ша­ри­ков или звез­до­об­раз­ной фор­мы, в т. ч. ме­ст­ной се­рии; вы­ре­зан­ные из тон­ко­го ме­тал­лич. лис­та фи­бу­лы и под­вес­ки; по­лые брас­ле­ты. Най­де­ны так­же ви­соч­ные под­вес­ки с 4 раз­но­великими ша­ри­ка­ми, фи­бу­лы (в т. ч. в ка­че­ст­ве ло­ма в кла­де юве­ли­ра) – ан­тро­по­морф­ные, обыч­ные для По­днеп­ро­вья, и паль­ча­тые дне­ст­ро-ду­най­ской под­груп­пы, де­та­ли ре­мен­ных гар­ни­ту­ров степ­но­го и ду­най­ско­го кру­га, бу­сы и др. Жен­ский убор, ха­рак­тер­ный для П. г., по­ка­за­те­лен для 2-й груп­пы днеп­ров­ских ран­не­сред­не­ве­ко­вых кла­дов, да­ти­руе­мой в рам­ках по­след­них де­ся­ти­ле­тий 7 – нач. или 1-й тре­ти 8 вв. (см. так­же Мар­ты­нов­ский клад, Харь­ев­ский клад).

Часть объ­ек­тов, в т. ч. боль­шая ке­ра­мич. ур­на с ос­тат­ка­ми тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не, най­ден­ная ме­ж­ду кус­ка­ми гли­ны не­да­ле­ко от ско­п­ле­ния кам­ней («свя­ти­ли­ще»), не име­ют дос­то­вер­ной куль­тур­но-хро­но­ло­гич. при­вяз­ки. С П. г. свя­зы­ва­ют и од­ну из круп­ней­ших в Вост. Ев­ро­пе кол­лек­цию фи­бул, не­од­но­крат­но при­вле­кав­шую вни­ма­ние спе­циа­ли­стов, но боль­шин­ст­во этих ве­щей (так­же как не­ко­то­рые ук­ра­ше­ния и пред­ме­ты во­ору­же­ния) яв­ля­ют­ся по­куп­ка­ми, т. е. их при­над­леж­ность П. г. не до­сто­вер­на.

Вы­дви­гав­шие­ся вер­сии о свя­зях П. г. с тра­ди­ция­ми чер­ня­хов­ской куль­ту­ры и ряд др. не под­дер­жи­ва­ют­ся совр. спе­циа­ли­ста­ми. М. И. Ар­та­мо­нов вы­де­лял осо­бую «пас­тыр­скую куль­ту­ру», свя­зы­вае­мую с кут­ри­гу­ра­ми (по Ар­та­мо­но­ву – ме­ст­ное ира­но­языч­ное на­се­ле­ние, тюр­ки­зи­ро­ван­ное бул­га­ра­ми), но эта ат­ри­бу­ция встре­ча­ет силь­ные контр­ар­гу­мен­ты мно­го­числ. про­тив­ни­ков. Ряд ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют П. г. ре­мес­лен­ным и, воз­мож­но, по­ли­тич. цен­тром, где при­сут­ст­во­ва­ло как ме­ст­ное на­се­ле­ние, в т. ч. вост.-сла­вян­ское, близ­кое но­си­те­лям куль­ту­ры Лу­ки-Рай­ко­вец­кой, так и вы­ход­цы из По­ду­на­вья.

Лит.: Tiтенко Г. Т. Роз­коп­ки пам’яток cкiфсь­кого ча­су на Пас­тирсь­ко­му городи­щi // Ар­хео­ло­гiчнi пам’ятки УРСР. Київ, 1956. Т. 6; Гав­ри­ту­хин И. О., Об­лом­ский А. М. Га­по­нов­ский клад и его куль­тур­но-ис­то­ри­че­ский кон­текст. М., 1996; При­ход­нюк О. М. Пас­тирсь­ке го­ро­ди­ще. Київ; Чернiвцi, 2005; Ко­мар А. В. Что та­кое «пас­тыр­ская куль­ту­ра» // Про­блеми на прабъ­лгар­ска­та ис­то­рия и кул­ту­ра. Со­фия, 2007. Т. 4–1; Гор­ба­нен­ко С. А., Жу­рав­ль­ов О. П., Паш­ке­вич Г. О. Сiльське гос­по­дар­ст­во жителiв Пас­тирсь­ко­го го­ро­ди­ща. Київ, 2008.

Вернуться к началу