ПА́СТЫРСКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́СТЫРСКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ, многослойное городище на территории хутора Свинолуповка, в 3 км западнее с. Пастырское Смелянского р-на Черкасской обл. Украины. Раскопки В. В. Хвойки в 1898 и 1901, И. В. Фабрициус и С. В. Коршенко в 1938, С. В. Коршенко в 1939, М. Ю. Брайчевского в 1949 и 1955, О. М. Приходнюка в 1990–93, 1995, 1997, 1998. П. г. в плане имеет грушевидную форму (окружено валом и рвом), более узкая левобережная часть (пл. ок. 5 га) отделена от правобережной (ок. 15 га) долиной р. Сухой Ташлык (Ляна).
Нижние слои относятся к скифской археологической культуре, прослежено 2 этапа сооружения укреплений – 7–6 и 4–3 вв. до н. э.; столбовые конструкции. Изучались зольники, наземные глинобитные постройки с очагом, полуземлянки, курганы на городище и близ него, раскопки которых вели В. В. Хвойка и Н. Е. Бранденбург в 1900–01.
В раннем Средневековье использовался вал скифского времени. Была обжита в осн. левобережная часть. Изучались расположенные рядами жилые и хозяйств. полуземлянки, в т. ч. с печью-каменкой (есть достроенные на материковом останце) или с очагом в углу, ямы, кузница, металлургич. горн. В правобережной части частично исследованы 3 углублённых длинных сооружения (шириной ок. 3–3,7 м; длиной более 30 м), имевшие дерев. конструкции. Прослежены «ступеньки», участок близ ямок, где найдены керамич. сосуды с зерном («стеллажи»), места концентрации пряслиц и др.; человеческие скелеты, связаны, вероятно, с гибелью сооружений в пожаре. Высказывалось предположение, что это обществ. постройки. Лепная керамика имеет аналогии в раннесредневековых культурах от Ср. Поднепровья до Нижнего Подунавья, а сделанная на круге, с пролощённым геометрич. орнаментом (преобладают горшки с шаровидным туловом – пастырского типа), – на востоке Балкан. Есть амфоры, известные в Причерноморье. Среди др. находок: жернова и оселки; наральники, серпы, косы, кузнечные и ювелирные инструменты (в т. ч. клад), долото, струг, топоры, наконечники копий и стрел. Украшения представлены наборами из 2 кладов, включающими: височные кольца с подвеской из полых шариков или звездообразной формы, в т. ч. местной серии; вырезанные из тонкого металлич. листа фибулы и подвески; полые браслеты. Найдены также височные подвески с 4 разновеликими шариками, фибулы (в т. ч. в качестве лома в кладе ювелира) – антропоморфные, обычные для Поднепровья, и пальчатые днестро-дунайской подгруппы, детали ременных гарнитуров степного и дунайского круга, бусы и др. Женский убор, характерный для П. г., показателен для 2-й группы днепровских раннесредневековых кладов, датируемой в рамках последних десятилетий 7 – нач. или 1-й трети 8 вв. (см. также Мартыновский клад, Харьевский клад).
Часть объектов, в т. ч. большая керамич. урна с остатками трупосожжения на стороне, найденная между кусками глины недалеко от скопления камней («святилище»), не имеют достоверной культурно-хронологич. привязки. С П. г. связывают и одну из крупнейших в Вост. Европе коллекцию фибул, неоднократно привлекавшую внимание специалистов, но большинство этих вещей (также как некоторые украшения и предметы вооружения) являются покупками, т. е. их принадлежность П. г. не достоверна.
Выдвигавшиеся версии о связях П. г. с традициями черняховской культуры и ряд др. не поддерживаются совр. специалистами. М. И. Артамонов выделял особую «пастырскую культуру», связываемую с кутригурами (по Артамонову – местное ираноязычное население, тюркизированное булгарами), но эта атрибуция встречает сильные контраргументы многочисл. противников. Ряд исследователей считают П. г. ремесленным и, возможно, политич. центром, где присутствовало как местное население, в т. ч. вост.-славянское, близкое носителям культуры Луки-Райковецкой, так и выходцы из Подунавья.