ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ, верования народов Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон, Ассирия), распространённые с кон. 4-го тыс. до н. э. до начала н. э. Сведения о них дошли из клинописных источников, составленных на шумерском и ассиро-вавилонском (аккадском) языках. Осн. институтом Ш.-а. р. и м. был храм (на высокой платформе, к которой с 2 сторон вели лестницы или пандусы; в глубине – статуя божества). К кон. 3-го тыс. до н. э. в Двуречье засвидетельствован ещё один тип храма – зиккурат, храм на нескольких платформах. Храмы Древней Месопотамии обслуживало жречество. Жречество шумерского периода было в осн. неграмотным и выполняло строго определённые культовые функции. Жрецы 2–1-го тыс. получали образование в школе и нередко были советниками правителей, составляя для них инструкции по планированию хозяйства и гороскопы будущих событий. Жрицы либо занимались культовой проституцией в пользу храма, либо давали обет безбрачия, посвящая себя богу. Среди особенностей месопотамской религии, сохранившихся во все периоды её существования и развития, выделяются: идея стабильного мирового порядка, слабая разработанность представлений о загробной жизни, почитание небесных тел и растений, редкие свидетельства зоолатрии, ранняя антропоморфизация божеств, цивилизованность ритуалов (каннибализм и человеческие жертвоприношения не встречаются, инцест очень редок). Основой религ. культа был календарный ритуал. В кон. 4-го – нач. 2-го тыс. для Ш.-а. р. и м. характерен классич. политеизм с верой как в богов, так и в безличную магич. силу (Ме, судьба). Во 2-м – 1-м тыс. появилась тенденция к выделению верховного божества и к поглощению им функций всех остальных богов. В этот период возникла религ.-этич. литература.
Жители Древней Месопотамии поклонялись большому числу божеств: в списках богов фигурируют боги мироздания, боги-хозяева городов, покровители семей и династий, личные боги, обожествлённые цари и герои, обожествлённые растения, небесные тела и (реже) животные, а также демонич. существа разл. происхождения. По представлениям шумеров, хозяевами мироздания и героями большинства гимнов были Ан, Энлиль, Энки, Инанна, Нанна (бог луны и счисления времени), Уту, Нинурта (бог земледелия в мирное время и покровитель воинов во время сражений, отождествлялся с царём страны), Нисаба (богиня ячменя и учёта зерна, впоследствии покровительница школы), Ишкур (бог ветра и дождя). Особое место занимают культы богов подземного мира – Нергала и Эрешкигаль. Во времена династии Аккада произошло объединение большинства шумерских божеств-демиургов со сходными по функциям семитскими богами (Энки-Эа, Нанна-Син, Инанна-Иштар, Уту-Шамаш, Ишкур-Адад). В самом конце шумерской цивилизации была предпринята попытка выделения триады гл. божеств: Ан, Энлиль, Энки. Во 2–1-м тыс. все боги разделились на верхних (Игиги) и нижних (Ануннаки); в месопотамский пантеон вошли некоторые касситские божества (Шумалия, Шукамуна, Харбе, Гидар). Однако осн. тенденцией этого времени было подчинение старого пантеона воле верховного божества (Мардук в Вавилонии, Ашшур в Ассирии).
Космогонические представления Ш.-а. р. и м. не отличаются систематичностью. Согласно одним шумерским текстам, мироздание образовалось в результате отделения Неба от Земли и их последующего брака (по 1-й из версий, их отделяет при помощи мотыги Энлиль). Согласно другим, мироздание возникло из воды по воле праматери Намму. В вавилонских текстах создателем мира провозглашался Мардук, построивший Небо и Землю из частей поверженного чудовища Тиамат.
Более устойчивы представления Ш.-а. р. и м. о происхождении и предназначении человека. Первые люди были созданы Энки из глины для того, чтобы освободить богов от тяжёлого земледельч. труда. Люди должны работать на богов, кормить их жертвами и только в последнюю очередь думать о нуждах своей семьи. Разработанных представлений об индивидуальной судьбе человека, равно как и о свободе его воли, не существовало. Однако особо выделяются размышления о судьбе и миссии правителя страны. От него требовали благочестия (в первую очередь, своеврем. принесения жертв и неукоснительного соблюдения ритуальных норм) и точного исполнения всех приказаний богов, посылаемых ими во время священного сна. Если правитель недостаточно благочестив и внимателен, боги вправе наказать его страну голодом, болезнями или даже потопом.
Посмертная участь человека воспринималась Ш.-а. р. и м. пессимистически. Человек (независимо от происхождения и статуса) попадал в мрачное помещение «страны без возврата», где находился вместе с остальными умершими и постоянно нуждался в питье и пище. Дети были обязаны кормить его жертвами, отправляя жидкие и сыпучие продукты по спец. трубочкам, находившимся в храме. Если у умершего не оставалось потомства или его забывали кормить, он мог превратиться в злого демона и, выйдя из мира мёртвых, наслать болезни на всех, кто попадался ему на пути (для защиты существовали спец. заговоры и обряды).
Этич. представления Ш.-а. р. и м. известны из ряда лит. текстов и молитвенных серий кон. 2-го тыс. Следствием политич. кризиса этой эпохи стал вопрос, почему боги не защищают людей от зла. Вавилонское общество разделилось на традиционалистов и пессимистов. Первые считали, что для привлечения божества следует увеличить количество жертв, обрядов и молитвенных обращений. Вторые полагали, что это бесполезно, поскольку боги давно перестали заниматься делами людей. Так, вавилонские пессимисты пришли к мысли о смерти как единственном благе, доступном человеку. В эпоху политич. преобладания Ассирии это привело к повсеместному господству магии. Сохранилось большое количество астрологич. и гадательных текстов 1-го тыс.
Ш.-а. р. и м. существенно повлияла на формирование некоторых сюжетов библейской книги Бытия. К числу заимствований относятся истории сотворения человека, грехопадения, потопа, Авеля и Каина, строительства вавилонской башни. Некоторые идеи вавилонской религ.-этич. мысли получили отражение в Книге Иова и Книге Экклезиаста. Не исключено опосредованное влияние шумерских гимнов на Песнь Песней книгу и псалмы.