ПОЛИТЕИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИТЕИ́ЗМ (греч. поли… и θεός – бог; букв. – многобожие), религиоведч. термин, обозначающий веру в существование и почитание многих богов. Термин «П.» обычно используется как противоположность монотеизму. В широком смысле к П. относят все немонотеистич. религ. представления. В узком смысле к П. относят религии с развитым пантеоном богов (религии древних шумеров, египтян, греков, римлян, скандинавов и т. п.). В т. н. авраамич. религиях П. (в иудаизме и христианстве – язычество, в исламе – ширк) понимается как «измена» единому Богу.
Впервые термин «П.» был употреблён в 1 в. н. э. иудейским мыслителем Филоном Александрийским в споре с язычниками-греками, позднее, в 1580, – Ж. Боденом. В религиоведении стал применяться со 2-й пол. 19 в. преим. представителями эволюционизма, рассматривавшими П. как переходную стадию от первобытных верований к монотеизму. В совр. религиоведении ведутся споры относительно расширит. трактовки П. и о правомерности причисления к нему таких архаичных явлений, как фетишизм, вера в духов (анимизм, шаманизм), называемая иногда полидемонизмом, в безличную магич. силу (напр., мана, маниту и др.), предков культ и т. п.
При П. разл. божества покровительствуют той или иной сфере природного и социального порядка; каждый из них имеет свои атрибуты, характер, особенности и функции, свой культ с центром поклонения (с течением времени эти культы, как правило, объединяются в разветвлённые пантеоны, в т. ч. при географич. объединении центров поклонения). Власть и сила таких божеств ограничены; напр., они могут подчиняться судьбе, року, др. богам, однако, в отличие от людей, обладают бессмертием. При том, что некоторые боги (как правило, более архаичные) могут иметь зооморфные черты, в целом им свойственен антропоморфизм, а также присущи человеческие эмоции и желания. Между собой боги могут находиться в сложных, в т. ч. родственных, отношениях, а также активно вмешиваться в жизнь людей, как самостоятельно, так и по инициативе последних, что описывается в мифах. Поэтому для политеистич. систем характерны разработанные формы генеалогий божеств. Во главе пантеонов находится верховное божество (в земледельч. культурах, как правило, это бог-громовержец или солярное божество; см. Солярные культы).