Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИТЕИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. К. Михельсон

ПОЛИТЕИ́ЗМ (греч. по­ли и θεός – бог; букв. – мно­го­бо­жие), ре­ли­гио­ведч. тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в су­ще­ст­во­ва­ние и по­чи­та­ние мно­гих бо­гов. Тер­мин «П.» обыч­но ис­поль­зу­ет­ся как про­ти­вопо­лож­ность мо­но­те­из­му. В ши­ро­ком смыс­ле к П. от­но­сят все не­мо­но­теи­стич. ре­лиг. пред­став­ле­ния. В уз­ком смыс­ле к П. от­но­сят ре­ли­гии с раз­ви­тым пан­тео­ном бо­гов (ре­ли­гии древ­них шу­ме­ров, егип­тян, гре­ков, рим­лян, скан­ди­на­вов и т. п.). В т. н. ав­раа­мич. ре­ли­ги­ях П. (в иу­да­из­ме и хри­сти­ан­ст­ве – язы­че­ст­во, в ис­ла­ме – ширк) по­ни­ма­ет­ся как «из­ме­на» еди­но­му Бо­гу.

Впер­вые тер­мин «П.» был упот­реб­лён в 1 в. н. э. иу­дей­ским мыс­ли­те­лем Фи­ло­ном Алек­сан­д­рий­ским в спо­ре с язы­ч­ни­ка­ми-гре­ка­ми, позд­нее, в 1580, – Ж. Бо­де­ном. В ре­ли­гио­ве­де­нии стал при­ме­нять­ся со 2-й пол. 19 в. пре­им. пред­ста­ви­теля­ми эво­лю­цио­низ­ма, рас­смат­ри­вав­ши­ми П. как пе­ре­ход­ную ста­дию от пер­во­быт­ных ве­ро­ва­ний к мо­но­те­из­му. В совр. ре­ли­гио­ве­де­нии ве­дут­ся спо­ры от­но­си­тель­но рас­ши­рит. трак­тов­ки П. и о пра­во­мер­но­сти при­чис­ле­ния к не­му та­ких ар­ха­ич­ных яв­ле­ний, как фе­ти­шизм, ве­ра в ду­хов (ани­мизм, ша­ма­низм), на­зы­вае­мая ино­гда по­ли­де­мо­низ­мом, в без­лич­ную ма­гич. си­лу (напр., ма­на, ма­ни­ту и др.), пред­ков культ и т. п.

При П. разл. бо­же­ст­ва по­кро­ви­тель­ст­ву­ют той или иной сфе­ре при­род­но­го и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка; ка­ж­дый из них име­ет свои ат­ри­бу­ты, ха­рак­тер, осо­бен­но­сти и функ­ции, свой культ с цен­тром по­кло­не­ния (с те­че­ни­ем вре­ме­ни эти куль­ты, как пра­ви­ло, объ­е­ди­ня­ют­ся в раз­ветв­лён­ные пан­те­о­ны, в т. ч. при гео­гра­фич. объ­е­ди­не­нии цен­тров по­кло­не­ния). Власть и си­ла та­ких бо­жеств ог­ра­ни­че­ны; напр., они мо­гут под­чи­нять­ся судь­бе, ро­ку, др. бо­гам, од­на­ко, в от­личие от лю­дей, об­ла­да­ют бес­смер­ти­ем. При том, что не­ко­то­рые бо­ги (как пра­ви­ло, бо­лее ар­ха­ич­ные) мо­гут иметь зоо­морф­ные чер­ты, в це­лом им свой­ст­ве­нен ан­тро­по­мор­физм, а так­же при­су­щи че­ло­ве­че­ские эмо­ции и же­ла­ния. Ме­ж­ду со­бой бо­ги мо­гут на­хо­дить­ся в слож­ных, в т. ч. род­ст­вен­ных, от­но­ше­ни­ях, а так­же ак­тив­но вме­ши­вать­ся в жизнь лю­дей, как са­мо­стоя­тель­но, так и по ини­циа­ти­ве по­след­них, что опи­сы­ва­ет­ся в ми­фах. По­это­му для по­ли­теи­стич. сис­тем ха­рак­тер­ны раз­ра­бо­тан­ные фор­мы ге­неа­ло­гий бо­жеств. Во гла­ве пан­те­о­нов на­хо­дит­ся вер­хов­ное бо­же­ст­во (в зем­ле­дельч. куль­ту­рах, как пра­ви­ло, это бог-гро­мо­вер­жец или со­ляр­ное бо­же­ст­во; см. Со­ляр­ные куль­ты).

Лит.: Schmidt F. The inconceivable polytheism: Studies in religious historiography. Chur, 1987; Элиа­де М. Ис­то­рия ве­ры и ре­ли­ги­оз­ных идей. М., 2001. Т. 1: От ка­мен­но­го ве­ка до элев­син­ских мис­те­рий.

Вернуться к началу