ПАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАН (Πάν), в греч. мифологии божество рощ, лесов, полей, лугов, покровитель пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по Геродоту и Аполлодору, сын Гермеса и Пенелопы). Родился с козлиными ногами, рогами и бородой. Был отнесён отцом на Олимп. Внешний вид и непоседливый характер П. развеселил богов (отсюда толкование его имени как «понравившийся всем»). Согласно мифу, П. бродит по лесам и горам, любит вино и веселье, вместе с сатирами, силенами и вакханками входит в свиту Диониса, преследует понравившихся ему нимф. Один из мифов гласит, что убегавшая от П. нимфа Сиринга на берегах р. Ладон превратилась в тростник. Из его стеблей П. сделал флейту (см. в ст. Сиринга) и играл на ней, вспоминая нимфу. Согласно др. мифу, П. вызвал на муз. состязание Аполлона, но проиграл ему. Царь Мидас, единственный кому больше пришлась по душе мелодия П., был наказан Аполлоном ослиными ушами. Считалось, если кто-то из людей по неосторожности нарушит покой П., он может навести на него большой страх (отсюда – панический ужас, паника). Согласно легенде, афинскому глашатаю Фидиппиду, посланному накануне Марафонской битвы в Спарту, на горе Парфений явился П. и пообещал афинянам свою помощь в борьбе с персами. После выигранного сражения афиняне воздвигли святилище П. у подножия Акрополя. В Греции, особенно в Аркадии, где, по преданию, родился П., было много святилищ этого божества. Среди т. н. гомеровских гимнов есть гимн П., созданный, возможно, в эпоху эллинизма. В рим. мифологии П. соответствуют Фавн и Сильван.
В античности (Овидий, Афиней, Павсаний и др.) П. считался создателем флейты многоствольной (получившей впоследствии назв. «флейта Пана»). Начиная с эпохи Возрождения считался изобретателем всякой флейты. Мифологич. образ П. отражён в кантате «Состязание Феба и Пана» И. С. Баха, симфонич. поэме «Пан и Сиринга» К. Нильсена, пьесе для поперечной флейты соло «Сиринга» К. Дебюсси.
Иконография
Первоначально П. изображался в зверином обличье и с флейтой: до сер. 5 в. до н. э. в греч. вазописи встречаются изображения бородатых П. с мордами козла. С сер. 5 в. до н. э. П. предстаёт то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца («Афродита и Пан, играющие в кости», этрусское бронзовое зеркало, 380–370 до н. э., Британский музей, Лондон; скульптурная группа «Афродита, Эрот и Пан», ок. 100 до н. э., Нац. музей, Афины). В дальнейшем атрибутами П. являются многоствольная или парная флейта, сосновый венок, т. н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). В европ. иск-ве, начиная с эпохи Возрождения, изображение П. встречается во многих произведениях мифологич. жанра. Его представляют в свите Диониса в сценах вакханалий (картины «Триумфальная процессия Вакха» М. ван Хемскерка, 1537–38, Худож.-историч. музей, Вена), явления Вакха Ариадне (картина Тициана, 1520–23, Нац. галерея, Лондон), «Суд Мидаса» (картина Я. Йорданса, 1636–38, Прадо, Мадрид) и др. Собственно П. посвящены сюжеты «Пан и Сиринга» (картина Я. Йорданса, 1625, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; сцена в росписях галереи Палаццо Фарнезе, худ. Аннибале Карраччи, 1598–1604), «Пан обучает молодого Дафниса игре на флейте» (картина Джулио Романо, ранее – КГ, Дрезден, не сохр.), «Триумф Пана» (картина Н. Пуссена, 1636, Нац. галерея, Лондон) и др. Изображение П. часто встречается у П. Пикассо. В рус. живописи наиболее выразит. образ П. создан М. А. Врубелем (картина «Пан», 1899, ГТГ).