НАЦИОНА́Л-РЕФОРМИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНА́Л-РЕФОРМИ́ЗМ, понятие в марксистском обществознании (гл. обр. в латиноамериканистике), обозначающее политику и идеологию обществ. кругов, которые выражают интересы нац. буржуазии развивающихся стран. В западной, а также в новейшей рос. науч. лит-ре в качестве эквивалента используется термин «национализм», оставляющий без внимания социально-классовую природу Н.-р. Понятие Н.-р. возникло в ходе внутрипартийной полемики в ВКП(б) в сер. 1920-х гг., когда лидеры «Объединённой оппозиции» (Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев), исходя из приоритетов «мировой пролетарской революции», обвинили в Н.-р. (т. е. в нац. ограниченности и склонности к реформизму в ущерб революц. действию) большинство руководства партии во главе с И. В. Сталиным, которое считало возможным построение социализма в СССР до наступления мировой революции. Впоследствии понятие Н.-р. употреблялось лишь в отношении деятельности политич. организаций нац. буржуазии в колониальных и зависимых странах. При этом подчёркивалась их антиреволюционная, соглашательская сущность, которая стала одним из гл. объектов критики их со стороны Коммунистического интернационала [в этом смысле наиболее характерны негативные оценки Гоминьдана, Индийского национального конгресса (ИНК), национал-реформистских партий в Лат. Америке]. Однозначно негативные оценки Н.-р. сохранялись в сов. политич. лит-ре до кон. 1950-х гг., когда политич. руководство СССР стало усматривать в лидерах и партиях национал-реформистского толка возможных союзников в антиимпериалистич. борьбе (ИНК под рук. Дж. Неру, Национальная партия Индонезии времён Сукарно, Нар. партия Конвента, созданная в Гане К. Нкрумой, и др.). При этом само понятие Н.-р., сохранявшее негативный оттенок, старались не использовать в отношении партий и режимов, с которыми у сов. руководителей устанавливались отношения сотрудничества. Такая переоценка была связана не только с процессами, протекавшими в мировом коммунистич. движении после 20-го съезда КПСС (1956), но и с нараставшей радикализацией нац.-освободит. движения, в котором Н.-р. играл заметную, а иногда и ведущую роль.
Внутри самого Н.-р., стратегич. целью которого оставалось осуществление модернизации при сохранении классового мира, выявились два осн. типа – умеренный и радикальный. Первый тип обнаруживал склонность к компромиссу с консервативными обществ. кругами в самих развивавшихся странах и шёл на уступки иностр. монополиям, мотивируя их необходимостью привлечения инвестиций. Как правило, политич. деятели, представлявшие умеренный тип Н.-р., ставили во главу угла импортозамещающую индустриализацию и поддержку нац. предпринимательства, стремились нейтрализовать или повести за собой рабочее движение. Представители второго (радикального) типа Н.-р. не ограничивались экономич. преобразованиями и прибегали к широким социальным реформам, которые приобретали временами революц.-демократич. и даже социалистич. окраску. Это подпитывало распространившуюся со 2-й пол. 1950-х гг. среди сов. политиков и идеологов концепцию т. н. некапиталистич. пути развития. Осуществление широкомасштабных преобразований расширяло социальную базу радикальных национал-реформистских движений, они становились массовыми и в своей деятельности выходили за рамки Н.-р., представляя собой фактически нац. демократию. Перечисленные типы не исчерпывали всё многообразие Н.-р., конкретные проявления которого зависели от уровней экономич. развития государств, сложившихся культурных и политич. традиций, степени остроты социальной борьбы. Усложняло понимание Н.-р. и то, что он мог существовать в разл. политич. и гос. формах: как в рамках буржуазной демократии (Индия, Мексика), так и в виде жёсткого авторитарного режима, когда функции гос. управления брали на себя военные (в ряде араб. и лат.-амер. стран). Случалось, что один и тот же национал-реформистский лидер в зависимости от внутри- и внешнеполитич. ситуации резко менял формы управления государством (так, Ж. Д. Варгас, правивший в 1930–45 в Бразилии в качестве диктатора, в 1951–54 руководил страной как президент, придерживавшийся демократич. принципов). Обострение междунар. ситуации, связанное с революц. событиями, вело к существенным переменам во взглядах и практич. шагах национал-реформистских лидеров и организаций. Победа Кубинской революции сопровождалась резким «поправением» национал-реформистских партий, относившихся в Лат. Америке до этого к числу прогрессивных (Демократич. действие в Венесуэле во главе с Р. Бетанкуром и партия Нац. освобождение во главе с Х. Фигересом Феррером в Коста-Рике). В то же время междунар. конфликты на Ближнем Востоке способствовали «полевению» режимов в ряде араб. стран, переходу их с позиций Н.-р. на позиции нац. демократии (в Египте эпохи Г. А. Насера, в Сирии при Х. Асаде, и др.). В период противостояния двух сверхдержав на междунар. арене государства, где у власти находились национал-реформисты, составляли костяк Движения неприсоединения. Они избегали участия в военно-политич. блоках и старались пользоваться ресурсами зап. и социалистич. государств для осуществления своих планов модернизации.
В эпоху совр. глобализации, которая существенно скорректировала роль государства-нации (см. Национальное государство), лишённого ныне прежних возможностей вмешательства в разл. сферы экономич. жизни, а также связала интересы нац. буржуазии с мировыми финансово-пром. кругами, значение Н.-р. в развивающихся странах стало уменьшаться. С развитием в них институтов гражданского общества и парт.-политич. систем всё менее востребованным оказываются популизм и апелляция к «харизматической личности», являвшиеся почти непременным атрибутом Н.-р. (что было особенно характерно для деятельности Х. Д. Перона в 1940–50-е гг.). В то же время усложнилась социальная структура в развивающихся странах, где вырастает собств. монополистич. буржуазия, ищущая более надёжных гарантий обеспечения её интересов, чем предлагают национал-реформистские режимы. Однако и поныне возможности Н.-р. далеко не исчерпаны, и он остаётся достаточно востребованным в политич. жизни стран «третьего мира».