Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 205-206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАРС, в ми­фо­ло­гии древ­них рим­лян и др. ита­лий­ских пле­мён бог вой­ны. Ве­ро­ят­но, пер­во­на­чаль­но был хто­нич. бо­же­ст­вом пло­до­ро­дия и рас­ти­тель­но­сти, ди­кой при­ро­ды, хра­ни­те­лем об­щи­ны, по­мо­гав­шим и в вой­не, и в мир­ное вре­мя, да­вая по­бе­ду, изо­би­лие и бла­го­по­лу­чие. Как отец Ро­му­ла, М. был ро­до­на­чаль­ни­ком и хра­ни­те­лем Ри­ма. Ему как бо­гу вой­ны был по­свя­щён храм на Мар­со­вом по­ле. Позд­нее он ста­но­вит­ся ис­клю­чи­тель­но бо­гом вой­ны и как та­ко­вой был ото­жде­ст­в­лён с греч. Аре­сом (хо­тя это ото­жде­ст­в­ле­ние иг­ра­ло роль ско­рее в ли­те­ра­ту­ре, чем в ре­ли­гии). Имя М. но­сил пер­вый ме­сяц др.-рим. ка­лен­да­ря – март.

Иконография

В др.-рим. иск-ве ат­ри­бу­ты М. – ко­пьё и шлем, а так­же со­про­во­ж­даю­щие его со­ба­ка и гриф (мра­мор­ная ста­туя, 2 в. н. э., Ва­ти­кан­ские му­зеи). В рес­пуб­ли­кан­ский пе­ри­од че­ка­ни­лись мо­не­ты с го­ло­вой М. на ли­це­вой сто­ро­не и ор­лом на об­рат­ной. М. при­сут­ст­ву­ет так­же в изо­бра­же­нии важ­но­го для рим­лян ми­фа о Рее Силь­вии, от сою­за ко­то­рой с М. ро­ди­лись Ро­мул и Рем («Ал­тарь Ми­ра», 13–9 до н. э., Рим). С эпо­хи прин­ци­па­та Ав­гу­ста рас­про­стра­ня­ют­ся совм. изо­бра­же­ния М. и Ве­не­ры. Их фи­гу­ры в ка­че­ст­ве по­кро­ви­те­лей го­ро­да, да­рую­щих ему безо­пас­ность и про­цве­та­ние, бы­ли воз­двиг­ну­ты в цел­ле хра­ма Мар­са Уль­то­ра в Ри­ме (2 до н. э.; не сохр.), а так­же за­ни­ма­ли центр. ме­сто в рель­е­фах фрон­то­на (не сохр.). На­чи­ная с Ад­риа­на рим. им­пе­ра­то­ров при жиз­ни ста­ли изо­бра­жать в об­ра­зе М. (скульп­тур­ные груп­пы «Император Ад­ри­ан и его суп­ру­га Са­би­на в об­раз­ах Мар­са и Ве­не­ры», ме­ж­ду 120 и 140 н. э., пе­ре­де­ла­на ок. 175, Лувр, Па­риж; «Им­пе­рат­ри­ца Фау­сти­на-Млад­шая в об­ра­зе Ве­не­ры и Марс», ок. 176, Рим­ский нац. му­зей). Сце­ны из ми­фа о люб­ви М. и Ве­не­ры встре­ча­ют­ся в пом­пе­ян­ских фре­сках (ок. 30 н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Не­а­поль). 

Древнеримская скульптурная группа «Император Адриан и его супруга Сабина в образах Марса и Венеры». Между 120 и 140 н. э., переделана ок. 175. Лувр (Париж).

В ев­роп. иск-ве, на­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, в ми­фо­ло­гич. жи­во­пи­си рас­про­стра­ня­ют­ся сю­же­ты, по­ве­ст­вую­щие о люб­ви М. и Ве­не­ры (кар­ти­ны «Ве­не­ра и Марс» С. Бот­ти­чел­ли, ок. 1485, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Марс, Ве­не­ра и Вул­кан» Я. Тин­то­рет­то, ок. 1551, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; «Марс и Ве­не­ра, свя­зан­ные лю­бо­вью» П. Ве­ро­не­зе, 1570-е гг., Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Марс и Ве­не­ра» К. Са­ра­че­ни, ок. 1600, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид, и др.); см. так­же Арес. На кар­ти­нах Д. Ве­ла­ске­са («Марс», ок. 1640, Пра­до, Мад­рид) и П. П. Ру­бен­са («Ми­нер­ва за­щи­ща­ет мир от Мар­са», 1629–30, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) он пред­став­лен бо­гом вой­ны. Со 2-й пол. 18 в. под влия­ни­ем Про­све­ще­ния и эс­те­ти­ки клас­си­циз­ма по­яв­ля­ют­ся но­вые мо­ра­ли­зи­рую­щие сю­же­ты с уча­сти­ем М.: кар­ти­на Ж. М. Вье­на на пред­ло­жен­ный Д. Дид­ро сю­жет «Ве­не­ра де­мон­ст­ри­ру­ет Мар­су го­лу­бей, свив­ших гнез­до в его шле­ме» (1768, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Марс, обез­о­ру­жи­вае­мый Ве­не­рой и Гра­ция­ми» Ж. Л. Да­ви­да (1824, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель) и др.; соз­да­ют­ся ста­туи, под­ра­жаю­щие древ­не­рим­ским («На­по­ле­он в об­ра­зе Мар­са-ми­ро­твор­ца» А. Ка­но­вы, 1803–1806, Эпс­ли-ха­ус, Лон­дон; брон­зо­вая ко­пия 1809, га­ле­рея Бре­ра, Ми­лан; «Марс и Ку­пи­дон» Б. Тор­вальд­се­на, 1810–11, Му­зей Тор­вальд­се­на, Ко­пен­га­ген).

Вернуться к началу