МАРС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРС, в мифологии древних римлян и др. италийских племён бог войны. Вероятно, первоначально был хтонич. божеством плодородия и растительности, дикой природы, хранителем общины, помогавшим и в войне, и в мирное время, давая победу, изобилие и благополучие. Как отец Ромула, М. был родоначальником и хранителем Рима. Ему как богу войны был посвящён храм на Марсовом поле. Позднее он становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греч. Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Имя М. носил первый месяц др.-рим. календаря – март.
Иконография
В др.-рим. иск-ве атрибуты М. – копьё и шлем, а также сопровождающие его собака и гриф (мраморная статуя, 2 в. н. э., Ватиканские музеи). В республиканский период чеканились монеты с головой М. на лицевой стороне и орлом на обратной. М. присутствует также в изображении важного для римлян мифа о Рее Сильвии, от союза которой с М. родились Ромул и Рем («Алтарь Мира», 13–9 до н. э., Рим). С эпохи принципата Августа распространяются совм. изображения М. и Венеры. Их фигуры в качестве покровителей города, дарующих ему безопасность и процветание, были воздвигнуты в целле храма Марса Ультора в Риме (2 до н. э.; не сохр.), а также занимали центр. место в рельефах фронтона (не сохр.). Начиная с Адриана рим. императоров при жизни стали изображать в образе М. (скульптурные группы «Император Адриан и его супруга Сабина в образах Марса и Венеры», между 120 и 140 н. э., переделана ок. 175, Лувр, Париж; «Императрица Фаустина-Младшая в образе Венеры и Марс», ок. 176, Римский нац. музей). Сцены из мифа о любви М. и Венеры встречаются в помпеянских фресках (ок. 30 н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь).
В европ. иск-ве, начиная с эпохи Возрождения, в мифологич. живописи распространяются сюжеты, повествующие о любви М. и Венеры (картины «Венера и Марс» С. Боттичелли, ок. 1485, Нац. галерея, Лондон; «Марс, Венера и Вулкан» Я. Тинторетто, ок. 1551, Старая Пинакотека, Мюнхен; «Марс и Венера, связанные любовью» П. Веронезе, 1570-е гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Марс и Венера» К. Сарачени, ок. 1600, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид, и др.); см. также Арес. На картинах Д. Веласкеса («Марс», ок. 1640, Прадо, Мадрид) и П. П. Рубенса («Минерва защищает мир от Марса», 1629–30, Нац. галерея, Лондон) он представлен богом войны. Со 2-й пол. 18 в. под влиянием Просвещения и эстетики классицизма появляются новые морализирующие сюжеты с участием М.: картина Ж. М. Вьена на предложенный Д. Дидро сюжет «Венера демонстрирует Марсу голубей, свивших гнездо в его шлеме» (1768, Эрмитаж, С.-Петербург), «Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями» Ж. Л. Давида (1824, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) и др.; создаются статуи, подражающие древнеримским («Наполеон в образе Марса-миротворца» А. Кановы, 1803–1806, Эпсли-хаус, Лондон; бронзовая копия 1809, галерея Брера, Милан; «Марс и Купидон» Б. Торвальдсена, 1810–11, Музей Торвальдсена, Копенгаген).