КИТА́ЙСКИЕ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ ДРЕ́ВНИЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИТА́ЙСКИЕ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ ДРЕ́ВНИЕ, многосоставный комплекс идей, образов, верований и обрядов, развитый в «трёх учениях» (сань цзяо) – конфуцианстве, даосизме, буддизме, преобразованный в синкретизме нар. культов и сект, художественно переосмысленный в традиц. формах иск-ва и лит-ры. Это отражено в первоначальной семантике терминов, вошедших в совр. понятия цзун-цзяо («религия»), шэнь-хуа («мифология»), чуань-шо («легенды, предания, мифы»): цзун – «жертвоприношение предкам», цзяо – «(веро)учение»; шэнь – «дух, божество, святость», хуа – «речь»; чуань/чжуань – «предание, апокриф», шо – «толкование».
О древнейших религ.-мифологич. представлениях в Китае до появления в сер. 2-го тыс. до н. э. самой ранней эпиграфики – надписей на гадательных костях (цзя гу вэнь) – можно судить только по выявленным археологами культовым, ритуальным и бытовым предметам в сопоставлении с более поздней устной и письм. традицией. Эту реконструкцию в 1920-х гг. начал первооткрыватель неолитич. культуры Яншао швед. археолог и геолог Ю. Г. Андерсон, а в России осуществил В. В. Евсюков, продемонстрировавший на материалах расписной керамики Яншао истоки космогонич. мифа об отделении неба от земли, о делении пространства по четырём странам света, о двоичном строении души (хунь, по), лунарного мифа и лунного календаря и формирование образа мирового древа. Благодаря археологич. открытиям в КНР во 2-й пол. 20 в. установлен факт окрашивания (в эпоху палеолита) трупов в красный цвет, символизировавший веру в возрождение и воскрешение, который развился затем в алхимич. культ киновари (дань) как «философского камня», дарующего долголетие и бессмертие. Были также уточнены даты кит. неолита (с 11-го тыс. до н. э.) и выявлены исходные формы религ.-мифологич. представлений (политеизм, полидемонизм), связанных с погребальной обрядностью, культом мёртвых и культом плодородия, тотемизмом и анимизмом, сакрализацией животных («четыре божественных духовных [существа]»: единорог, феникс, черепаха, дракон) и природных объектов (зап. рай – гора Куньлунь, восточный – о. Пэнлай), обожествлением солнца, неба и земли.
Согласно Вэнь Идо (1899–1946), дракон (лун), в образе которого запечатлены черты самого древнего и распространённого домашнего животного – свиньи, стал гл. зооморфным символом периода зарождения кит. культуры (6–4-е тыс. до н. э.) и оставался таковым вплоть до конца имп. правления в нач. 20 в. Тогда же универсальный образ дракона приобрёл и свою космич. ипостась.
Религ.-мифологич. верования эпохи Инь (Шан), отражённые в мантической эпиграфике, сконцентрированы вокруг обожествления усопших правителей-первопредков (ди) во главе с ураническим Шан-ди. Последний наделён антропозооморфными чертами и идентифицируется как с центр. образом архаич. ритуального иск-ва – маской тао-те («пожирающее чудище»), так и с изображением вождя в головном уборе из перьев на нефритовых изделиях неолитич. культуры Лянчжу. Из обожествления усопших правителей вырос характерный для кит. цивилизации культ предков, освящённый конфуцианством и связанный со сложной дифференциацией духов и душ (ци, цзин, шэнь, гуй, хунь, по, лин).
В эпоху Чжоу верховной божественной силой признавалось безличное и пантеистичное Небо (тянь), давшее начало всему сущему, создавшее людей с их нравственными ценностями и с населяемым ими пространством – Поднебесной (тянь ся). Считалось, что Небо направляет ход истории посредством добродетельных государей – «сыновей Неба» (тянь цзы), за чьими действиями оно наблюдает глазами народа. Если власть становится аморальной, Небо восстанавливает вселенский порядок, сменяя правителя. Поклонение Небу в дальнейшем стало гл. гос. культом, осуществлявшимся прежде всего в виде имп. жертвоприношения на круглом, подобном Небу (в отличие от квадратной Земли), алтаре, расположенном в спец. ритуальном месте – на юге столицы (совр. Храм Неба – Тяньтань в Пекине). Культ Неба, в свою очередь, послужил основой для формирования Культа императора – посредника между Небом и Землёй, наделённого при Цинь Шихуанди титулом «божественный правитель-первопредок» (хуан-ди).
С созданием письм. памятников сер. 1-го тыс. до н. э. религ.-мифологич. воззрения нашли отражение в конфуцианизированных канонах «Шу цзин», «Ши цзин», «И цзин», классич. даосских трактатах «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», филос.-энциклопедич. сводах «Люй-ши чунь цю», «Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» Ван Чуна, стихах Цюй Юаня и поэтич. антологии «Чу цы», но особенно в мифологич. энциклопедии «Шань хай цзин». Для всех этих текстов характерны противоречивые трансформации (даже в рамках одного и того же произведения) религ.-мифологич. образов в литературно-художественные, поэтические, исторические (эвгемеризация) и философские. Напр., Хунь-дунь/тунь обозначает и первозданный (водный) хаос, напоминающий взболтанное куриное яйцо, и лишённое семи отверстий человеческой головы божество центра, и собакообразное с медвежьими лапами животное или 4-крылый красный мешок с шестью ногами, и мятежного и злого царевича мифич. древности. Столь же изменчив образ Пань-гу/ху (Свернувшаяся [в кольцо] древность/Тыква под плошкой). Это и чудище с «головой дракона и телом змеи», и круглый червь, превратившийся в 5-цветного пса, и действующий в мифич. времена варвар, ставший культурным героем, изобретателем плуга и ткацкого станка.
Наиболее аутентичные источники излагают др.-кит. религ.-мифологич. представления крайне фрагментарно, без к.-л. подобия целостного эпоса или связного вероучения. Характеризуя масштабность и историч. глубину мифов, Б. Карлгрен различает «свободные» (достоверные) тексты эпохи Чжоу и «систематизирующие» (идеологически деформированные) тексты конца эпохи Чжоу и эпохи Хань. Противоречия в мифологич. образах могут объясняться происхождением из разл. регионов и позднейшей унификацией конфуцианцами и даосами. С добавлением буддийского компонента этот конгломерат стал также объектом связанной с нар. верованиями беллетризации, начало чему положил Гань Бао в «Соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов»), за которым последовали «Сюй Соу шэнь цзи» («Продолжение Записок о поисках духов»), приписываемое Тао Юаньмину, и др. вплоть до «Фэн шэнь янь-и» («Повествование о возведении в духи») Сюй Чжунлиня (16–17 вв.), «Ляо Чжай чжи и» («Странные истории из Кабинета Неудачника», рус. пер. 2000) Пу Сунлина, «Синь Ци Се» («Новые [записи] Ци Се», рус. пер. 1977) Юань Мэя и «Юэвэй цао-тан бицзи» («Заметки из хижины "Великое в малом"», рус. пер. 1974) Цзи Юня (1724–1805).
Первую в мире книгу о др.-кит. мифах (1892) подготовил в России С. М. Георгиевский. В Китае их начали изучать писатели Лу Синь и Мао Дунь и историк Гу Цзеган (1893–1980), а Юань Кэ провёл итоговую систематизацию в популярном изложении (рус. пер. 1965) и спец. словаре (1985). На Западе подобный словарь выпустил Э. Т. Вернер (1932), а в России вышел обобщающий мировые достижения том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» (т. 2, 2007). Изобразит. аспекты др.-кит. мифологии получили освещение в работах А. Доре, К. Финстербуш, Б. Л. Рифтина и А. П. Терентьева-Катанского.