Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́О ДУНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 65-66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Никольская

МА́О ДУНЬ (псевд., наст. имя Шэнь Янь­бин) (4.7.1896, Цин­чжэнь, пров. Чжэц­зян – 27.3.1981, Пе­кин), кит. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье вра­ча. В 1913–16 учил­ся на под­го­то­вит. от­де­ле­нии Пе­кин­ско­го ун-та. В 1920–22 гл. ре­дак­тор ж. «Сяо­шо юэбао» («Еже­ме­сяч­ник про­зы»). В 1923–26 пре­по­да­вал в Шан­хай­ском ун-те. В 1926 ра­бо­тал в от­де­ле про­па­ган­ды ЦК Го­минь­да­на. В 1927 уе­хал в Ухань, стал гл. ре­дак­то­ром газ. «Минь­го жи­бао» («Ки­тай­ская рес­пуб­ли­ка»). Де­бю­ти­ро­вал три­ло­ги­ей по­вес­тей «За­тме­ние» («Ши», 1927–1928), в ко­то­рой по­ка­зал ис­ка­ния кит. ин­тел­ли­ген­ции в 1920-е гг. В 1928–30 на­хо­дил­ся в эмиг­ра­ции в Япо­нии, где бы­ли на­пи­са­ны сб-ки рас­ска­зов «Ши­пов­ник» («Е цянь­вэй», 1929) и «Про­шло­год­няя тра­ва» («Су­ман», 1931), а так­же ро­ман «Ра­ду­га» («Хун», 1929), при­мы­каю­щие по те­ма­ти­ке к три­ло­гии. В 1930 стал ак­тив­ным чле­ном Ли­ги ле­вых пи­са­те­лей Ки­тая. В по­вес­тях «Их бы­ло трое» («Сань жэнь син», 1931), «Путь» («Лу», 1932), рас­ска­зе «Лав­ка Ли­ня» («Линь цзя пуц­зы», 1932) опи­сал по­след­ст­вия фи­нан­со­вой и по­ли­тич. не­ста­биль­но­сти в стра­не; бед­ст­вен­но­му по­ло­же­нию кре­сть­ян в ус­ло­ви­ях эко­но­мич. кри­зи­са по­свя­ще­ны по­вес­ти «Су­ро­вая зи­ма» («Цань дун», 1932), «Ве­сен­ние шел­ко­пря­ды» («Чунь цань», 1932), «Осен­ний уро­жай» («Цю шоу», 1933). Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние М. Д. – ро­ман «Пе­ред рас­све­том» («Цзы е», 1933), ри­сую­щий мас­штаб­ную кар­ти­ну жиз­ни Ки­тая нач. 1930-х гг. В 1937–45 за­ни­мал­ся из­да­тель­ской и ре­дак­тор­ской дея­тель­но­стью, пу­те­ше­ст­во­вал с лек­ция­ми по стра­не, вы­сту­пал как пуб­ли­цист. В ро­ма­нах «Рас­пад» («Фу­ши», 1941), «Тро­ну­ты ине­ем ли­стья але­ют, слов­но цве­ты вес­ной» («Шу­ан е хун сы эръ­юэ хуа», 1942), пье­се «До и по­сле празд­ни­ка Цин­мин» («Цин­мин цянь­хоу», 1945) раз­мыш­лял о со­ци­аль­ных про­бле­мах Ки­тая и пер­спек­ти­вах раз­ви­тия стра­ны. В 1946–47 по­се­тил СССР, опуб­ли­ко­вал пу­те­вые за­мет­ки «Ви­ден­ное и слы­шан­ное в СССР» («Су­лянь цзянь вэнь лу», 1948). Мин. куль­ту­ры КНР (1949–64); во вре­мя «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» под­верг­ся кри­ти­ке и го­не­ни­ям. Ав­тор кн. вос­по­ми­на­ний «Путь, мною прой­ден­ный» («Во цзо­уго­дэ дао­лу», изд. в 1981), лит.-кри­тич. ста­тей [сб-ки «Ноч­ные за­мет­ки» («Е дуо у цзи», 1958), «Во­оду­шев­ле­ние» («Гу­чуй цзи», 1959)].

Соч.: Со­чи­не­ния. М., 1956. Т. 1–3; Мао Дунь вэнь цзи. Пе­кин, 1958–1961. Т. 1–10; Из­бран­ное. Л., 1990.

Лит.: Со­ро­кин В. Ф. Твор­че­ский путь Мао Ду­ня. М., 1962.

Вернуться к началу