Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Предвоенный период

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит, А. В. Шпагин

Предвоенный период

Жёсткая регламентация жизни общества отразилась в чёткости жанровой системы, определившейся во 2-й пол. 1930-х гг. Она была призвана всесторонне отразить идеальный образ государственной машины. Одним из вариантов государственного эпоса становился историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Если в выпущенном к 20-летию Октябрьской революции 1917 фильме «Ленин в Октябре» М. И. Ромма (1937; Государственная премия СССР, 1941) герой наделён теми же человеческими, тяготеющими к эксцентричности чертами, что и Чапаев или Максим, то в следующем фильме – «Ленин в 1918 году» (1939) образ вождя становится абстрактно-обобщённым, его энергия полностью направляется на борьбу с внешними и внутренними врагами Советского государства, а рядом с ним оказывается монументальная фигура И. В. Сталина. Такой вариант героя-вождя стал основным в кино предвоенного периода. По пути монументализации пошли Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг в последующих (удостоенных в 1941 Государственной премии СССР) сериях трилогии о Максиме – «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), где герой становился соратником В. И. Ленина и Сталина. В исторических фильмах место центральных героев – предводителей восставших народных масс – заняли цари и полководцы («Пётр Первый» В. М. Петрова, 1937–39; Высшая премия международной выставки в Париже, Государственная премия СССР, 1941; «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, 1938, Государственная премия СССР, 1941). Идеализированная реальность определяла себя не по отношению к прошлому или природной стихии, но по отношению к внешнему враждебному окружению. Нарастал мотив неизбежности войны, поэтому одно из ведущих мест в жанровой системе занял «оборонный» фильм. Увеличилось количество фильмов, тяготеющих к «шпионскому» жанру («Ошибка инженера Кочина» А. В. Мачерета, 1939). Фильмы о революционной борьбе зарубежного пролетариата модифицировались в антифашистские («Болотные солдаты» Мачерета, 1938; «Семья Оппенгейм» Г. Л. Рошаля, 1939).

Жёсткость жанрового канона повлекла за собой унификацию канона эстетического, превалировала эстетика условного жизнеподобия. Исключением оказался масштабный политический фильм-диспут Ф. М. Эрмлера «Великий гражданин» (1938–39; Гран-при Международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1941), созданный на материале разгрома троцкистской оппозиции и убийства С. М. Кирова. Совпадающий с официальной версией, он исполнен неподдельного художественного темперамента.

Успеха добивались и авторы, стремившиеся к тщательно выписанной, драматургически и актёрски острой характерности персонажа, – «Депутат Балтики» (1937; приз Международного кинофестиваля в Венеции; Гран-при Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941) и «Член правительства» (1940) А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица; «Последняя ночь» (1937; главный приз Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941) и «Машенька» (1942; Государственная премия СССР, 1943) Ю. Я. Райзмана; «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939) С. А. Герасимова.

В музыкальной комедии допускался некоторый отход от подобной эстетики. Г. В. Александров, испытавший сильное влияние американского кино, применил голливудские приёмы в фильмах «Цирк» (1936; Государственная премия СССР, 1941), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940). И. А. Пырьев свои колхозные комедии – «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939; Государственная премия СССР, 1941), «Свинарка и пастух» (1941; Государственная премия СССР, 1942) – строил по принципам обрядово-фольклорного действа. К. К. Юдин в фильмах «Девушка с характером» (1939) и «Сердца четырёх» (1941, выпуск 1945) тяготел к лирическому водевилю. А. В. Ивановский после костюмных экранизаций русской классики в раннем звуковом кино («Иудушка Головлёв», 1934; «Дубровский», 1936) использовал свой опыт оперного режиссёра в комедиях «Музыкальная история» (1940, совместно с Г. М. Раппапортом) и «Антон Иванович сердится» (1941). Фильмы имели огромный зрительский успех, особенно благодаря артистизму и обаянию Л. П. Орловой, М. А. Ладыниной, З. А. Фёдоровой, В. В. Серовой, Л. В. Целиковской, Б. Ф. Андреева, Н. А. Крючкова, П. М. Алейникова, М. И. Жарова, П. П. Кадочникова, С. Я. Лемешева, а также музыке и песням И. О. Дунаевского, братьев Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренникова, Г. С. Милютина, Д. Б. Кабалевского.

Постоянно росло количество кинотеатров и киноустановок (накануне Великой Отечественной войны 1941–45 их насчитывалось около 29 тыс.). Общий тираж фильмов составлял около 500 копий. Игровых фильмов выпускалось не более 50 в год.

Лит.: Гинзбург СС. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. М., 2007; Зоркая НМ. Портреты. М., 1966; она же. На рубеже столетий. М., 1976; Ханютин ЮМ. Предупреждение из прошлого. М., 1968; Козлов ЛК. Изображение и образ. М., 1980; Листов В. С. Россия. Революция. Кинематограф: К 100-летию мирового кино. М., 1995; Фомин ВИ. Кино и власть. М., 1996; Кинематограф оттепели. М., 1998–2002. Кн. 1–2; Великий Кинемо. М., 2002; Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. 2-е изд. М., 2003; Комм Д., Руминов П. Российское кино: deadline уже близок? // Искусство кино. 2005. № 3; Российское кино: как вернуть деньги? (круглый стол) // Там же. 2005. № 4; Кто заказывает музыку? Социальный заказ в российском кино (круглый стол) // Там же. 2005. № 7; Богомолов Ю. Затянувшееся прощание. Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006; Почему российское кино не конвертируется? (круглый стол) // Там же. 2007. № 10; Падунов В. Как мы открывали российское кино // Там же. 2011. № 4; Дондурей Д. Российские мейджоры: «Мы довольны». Об итогах господдержки российского кино в 2011 году // Там же. 2012. № 2; Марголит Е. Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб., 2012; он же. В ожидании ответа. М., 2019; Кино в меняющемся мире. М., 2016. Ч. 1–2; Ковалов О. А. Из(л)учение странного. СПб., 2016; Горелов Д. В. Родина слоников. М., 2018.

Вернуться к началу