Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Предвоенный период

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: Е. Я. Марголит, А. В. Шпагин

Предвоенный период

Жёсткая регламентация жизни общества отразилась в чёткости жанровой системы, определившейся во 2-й пол. 1930-х гг. Она была призвана всесторонне отразить идеальный образ государственной машины. Одним из вариантов государственного эпоса становился историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Если в выпущенном к 20-летию Октябрьской революции 1917 фильме «Ленин в Октябре» М. И. Ромма

 >>
 (1937; Государственная премия СССР, 1941) герой наделён теми же человеческими, тяготеющими к эксцентричности чертами, что и Чапаев или Максим, то в следующем фильме – «Ленин в 1918 году» (1939) образ вождя становится абстрактно-обобщённым, его энергия полностью направляется на борьбу с внешними и внутренними врагами Советского государства, а рядом с ним оказывается монументальная фигура И. В. Сталина
 >>
. Такой вариант героя-вождя стал основным в кино предвоенного периода. По пути монументализации пошли Г. М. Козинцев
 >>
 и Л. З. Трауберг
 >>
 в последующих (удостоенных в 1941 Государственной премии СССР) сериях трилогии о Максиме – «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), где герой становился соратником В. И. Ленина
 >>
 и Сталина. В исторических фильмах место центральных героев – предводителей восставших народных масс – заняли цари и полководцы («Пётр Первый» В. М. Петрова
 >>
, 1937–39; Высшая премия международной выставки в Париже, Государственная премия СССР, 1941; «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, 1938, Государственная премия СССР, 1941). Идеализированная реальность определяла себя не по отношению к прошлому или природной стихии, но по отношению к внешнему враждебному окружению. Нарастал мотив неизбежности войны, поэтому одно из ведущих мест в жанровой системе занял «оборонный» фильм. Увеличилось количество фильмов, тяготеющих к «шпионскому» жанру («Ошибка инженера Кочина» А. В. Мачерета, 1939). Фильмы о революционной борьбе зарубежного пролетариата модифицировались в антифашистские («Болотные солдаты» Мачерета, 1938; «Семья Оппенгейм» Г. Л. Рошаля
 >>
, 1939).

Жёсткость жанрового канона повлекла за собой унификацию канона эстетического, превалировала эстетика условного жизнеподобия. Исключением оказался масштабный политический фильм-диспут Ф. М. Эрмлера «Великий гражданин» (1938–39; Гран-при Международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1941), созданный на материале разгрома троцкистской оппозиции и убийства С. М. Кирова

 >>
. Совпадающий с официальной версией, он исполнен неподдельного художественного темперамента.

Успеха добивались и авторы, стремившиеся к тщательно выписанной, драматургически и актёрски острой характерности персонажа, – «Депутат Балтики» (1937; приз Международного кинофестиваля в Венеции; Гран-при Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941) и «Член правительства» (1940) А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица; «Последняя ночь» (1937; главный приз Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941) и «Машенька» (1942; Государственная премия СССР, 1943) Ю. Я. Райзмана

 >>
; «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939) С. А. Герасимова
 >>
.

В музыкальной комедии допускался некоторый отход от подобной эстетики. Г. В. Александров, испытавший сильное влияние американского кино, применил голливудские приёмы в фильмах «Цирк» (1936; Государственная премия СССР, 1941), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940). И. А. Пырьев

 >>
 свои колхозные комедии – «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939; Государственная премия СССР, 1941), «Свинарка и пастух» (1941; Государственная премия СССР, 1942) – строил по принципам обрядово-фольклорного действа. К. К. Юдин в фильмах «Девушка с характером» (1939) и «Сердца четырёх» (1941, выпуск 1945) тяготел к лирическому водевилю
 >>
. А. В. Ивановский после костюмных экранизаций русской классики в раннем звуковом кино («Иудушка Головлёв», 1934; «Дубровский», 1936) использовал свой опыт оперного режиссёра в комедиях «Музыкальная история» (1940, совместно с Г. М. Раппапортом) и «Антон Иванович сердится» (1941). Фильмы имели огромный зрительский успех, особенно благодаря артистизму и обаянию Л. П. Орловой
 >>
, М. А. Ладыниной
 >>
, З. А. Фёдоровой
 >>
, В. В. Серовой
 >>
, Л. В. Целиковской
 >>
, Б. Ф. Андреева
 >>
, Н. А. Крючкова
 >>
, П. М. Алейникова
 >>
, М. И. Жарова
 >>
, П. П. Кадочникова
 >>
, С. Я. Лемешева
 >>
, а также музыке и песням И. О. Дунаевского, братьев Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс
 >>
, Т. Н. Хренникова
 >>
, Г. С. Милютина
 >>
, Д. Б. Кабалевского
 >>
.

Постоянно росло количество кинотеатров и киноустановок (накануне Великой Отечественной войны 1941–45

 >>
 их насчитывалось около 29 тыс.). Общий тираж фильмов составлял около 500 копий. Игровых фильмов выпускалось не более 50 в год.

Лит.: Гинзбург СС. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. М., 2007; Зоркая НМ. Портреты. М., 1966; она же. На рубеже столетий. М., 1976; Ханютин ЮМ. Предупреждение из прошлого. М., 1968; Козлов ЛК. Изображение и образ. М., 1980; Листов В. С. Россия. Революция. Кинематограф: К 100-летию мирового кино. М., 1995; Фомин ВИ. Кино и власть. М., 1996; Кинематограф оттепели. М., 1998–2002. Кн. 1–2; Великий Кинемо. М., 2002; Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. 2-е изд. М., 2003; Комм Д., Руминов П. Российское кино: deadline уже близок? // Искусство кино. 2005. № 3; Российское кино: как вернуть деньги? (круглый стол) // Там же. 2005. № 4; Кто заказывает музыку? Социальный заказ в российском кино (круглый стол) // Там же. 2005. № 7; Богомолов Ю. Затянувшееся прощание. Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006; Почему российское кино не конвертируется? (круглый стол) // Там же. 2007. № 10; Падунов В. Как мы открывали российское кино // Там же. 2011. № 4; Дондурей Д. Российские мейджоры: «Мы довольны». Об итогах господдержки российского кино в 2011 году // Там же. 2012. № 2; Марголит Е. Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб., 2012; он же. В ожидании ответа. М., 2019; Кино в меняющемся мире. М., 2016. Ч. 1–2; Ковалов О. А. Из(л)учение странного. СПб., 2016; Горелов Д. В. Родина слоников. М., 2018.

Вернуться к началу