Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОКРА́СС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ПОКРА́СС, рос. му­зы­кан­ты, бра­тья. Дмит­рий Яков­ле­вич [26.10(7.11). 1899, Ки­ев – 20.12.1978, Мо­ск­ва], ком­по­зи­тор, эс­т­рад­ный ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1975). В 1913–17 учил­ся в С.-Пе­терб. (Пет­рогр.) конс. как пиа­нист у М. И. Ге­ле­ве­ра. В 1917 вер­нул­ся в Ки­ев, ра­бо­тал ак­ком­па­ниа­то­ром в эс­т­рад­ных кон­цер­тах, со­чи­нял ро­ман­сы и пес­ни для ар­ти­стов варь­е­те. В го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 слу­жил в по­лит­от­де­ле 1-й Кон­ной ар­мии, на­пи­сал «Марш Бу­дён­но­го» (сло­ва А. А. Д’Актиля, 1920) – од­ну из пер­вых сов. мас­со­вых пе­сен, полу­чив­ших все­на­род­ную из­вест­ность. В 1923–26 гл. ди­ри­жёр и зав. муз. ча­стью моск. те­ат­ров «Па­лас» и «Эр­ми­таж», в 1926–36 – Моск. мю­зик-хол­ла, в 1936–1972 ру­ко­во­ди­тель эс­т­рад­но­го ор­ке­ст­ра Центр. до­ма куль­ту­ры же­лез­но­до­рож­ни­ков. С 1932 со­труд­ни­чал с бра­том Дании­лом («бра­тья По­красс»), вме­сте с ко­то­рым на­пи­сал пес­ни – «Кон­но­армей­ская» (к ф. «Ра­бо­че-кре­сть­ян­ская», сло­ва А. А. Сур­ко­ва, 1936), «Мо­ск­ва май­ская» (к ф. «Два­дца­тый май», сло­ва В. И. Ле­бе­де­ва-Ку­ма­ча, 1937), «Про­ща­ние» («Про­щаль­ная ком­со­моль­ская», сло­ва М. В. Иса­ков­ско­го), «Ес­ли зав­тра вой­на» (сло­ва Ле­бе­де­ва-Ку­ма­ча; все 1938), «Марш тан­ки­стов», «Три тан­ки­ста» (обе – к ф. «Трак­то­ри­сты», сло­ва Б. С. Лас­ки­на), мар­ши – «Марш же­лез­но­до­рож­ни­ков», «Марш тек­стиль­щи­ков», «Марш ста­ле­ва­ров», «Марш ар­тил­ле­ри­стов» и др. По­сле смер­ти Да­нии­ла со­чи­нил пес­ни «Марш мо­то­пе­хо­ты» (сло­ва Е. А. Дол­ма­тов­ско­го, 1957), «На уче­нье, как в сра­же­нье» (сло­ва О. Я. Ко­лы­че­ва, 1973), «Ве­ли­кий го­род» («Пес­ня о Мо­ск­ве», сло­ва А. При­шель­ца, 1974), «Марш БАМ» (сло­ва M. M. Вер­ши­ни­на, 1975) и др. Гос. пр. СССР (1941).

Да­ни­ил Яков­ле­вич [17(30).11.1905, Ки­ев – 16.4.1954, Мо­ск­ва], ком­по­зи­тор, эс­т­рад­ный ди­ри­жёр. В 1917–1921 учил­ся в Ки­ев­ской конс. как пиа­нист у С. В. Тар­нов­ско­го и Ф. М. Блу­мен­фель­да. С 1921 в Мо­ск­ве, брал уро­ки ком­по­зи­ции у Н. А. Ро­слав­ца. Вме­сте с бра­том Дмит­ри­ем ра­бо­тал в те­ат­ре ми­ниа­тюр «Па­лас», в 1936–51 так­же ру­ко­во­дил эс­т­рад­ным ор­ке­ст­ром Центр. до­ма куль­ту­ры же­лез­но­до­рож­ни­ков, со­чи­нял вме­сте с ним мас­со­вые пес­ни.

Са­му­ил Яков­ле­вич (1897, Ки­ев – 15.9.1939, Нью-Йорк), ком­по­зи­тор, пиа­нист. В 1913–17 учил­ся в С.-Пе­терб. (Пет­рогр.) конс. как пиа­нист у М. И. Ге­ле­ве­ра. С 1913 со­чи­нял ро­ман­сы. В 1917–23 жил в Кие­ве, вы­сту­пал как эс­т­рад­ный пиа­нист и ак­ком­па­ниа­тор. В 1920 на­пи­сал марш «Крас­ная ар­мия всех силь­ней» («Бе­лая ар­мия, чёр­ный ба­рон», сло­ва П. Гри­горь­е­ва). В 1924 эмиг­ри­ро­вал в Бер­лин. В 1927–28 жил в Па­ри­же, за­тем в США, в 1934–39 ра­бо­тал в Гол­ли­ву­де. Ав­тор му­зы­ки к 14 филь­мам, в т. ч. «Три муш­ке­тё­ра» (по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность в СССР) и «Прин­цес­соч­ка» (оба 1939).

О брать­ях П. снят до­ку­мен­таль­ный ф. «Жизнь в рит­ме мар­ша. Са­га о По­крас­сах» (2008).

Лит.: Ши­лов А. В. Из ис­то­рии пер­вых со­вет­ских пе­сен (1917–1924). М., 1963; Ле­о­но­ва М. Ф. Д. По­красс. М., 1981.

Вернуться к началу