Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Предвоенный период

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 816-817

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Е. Я. Марголит

Предвоенный период

Жё­ст­кая рег­ла­мен­та­ция жиз­ни об­ще­ст­ва от­ра­зи­лась в чёт­ко­сти жан­ро­вой сис­те­мы, оп­ре­де­лив­шей­ся во 2-й пол. 1930-х гг. Она бы­ла при­зва­на все­сто­рон­не от­ра­зить иде­аль­ный об­раз гос. ма­ши­ны. ­Одним из ва­ри­ан­тов гос. эпо­са ста­но­вил­ся ис­то­ри­ко-био­гра­фи­че­ский фильм, в цен­тре ко­то­ро­го – вождь, ли­дер, на­прав­ляю­щий мас­су по един­ст­вен­но пра­виль­но­му пу­ти. Ес­ли в вы­пу­щен­ном к 20-ле­тию Окт. ре­во­лю­ции 1917 ф. «Ле­нин в Ок­тяб­ре» М. И. Ром­ма (1937) ­герой на­де­лён те­ми же че­ло­ве­че­ски­ми, тя­го­тею­щи­ми к экс­цен­трич­но­сти чер­та­ми, что и Ча­па­ев или Мак­сим, то в сле­дую­щем филь­ме – «Ле­нин в 1918 го­ду» (1939) об­раз во­ж­дя ста­но­вит­ся аб­ст­ракт­но-обоб­щён­ным, его энер­гия пол­но­стью на­прав­ля­ет­ся на борь­бу с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми вра­га­ми Сов. го­су­дар­ст­ва, а ря­дом с ним ока­зы­ва­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная фи­гу­ра И. В. Ста­ли­на. Та­кой ва­ри­ант ге­роя-во­ж­дя стал ос­нов­ным в ки­но пред­во­ен­но­го пе­рио­да. По пу­ти мо­ну­мен­та­ли­за­ции по­шли Г. М. Ко­зин­цев и Л. З. Трау­берг в по­сле­дую­щих се­ри­ях три­ло­гии о Мак­си­ме – «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма» (1937) и «Вы­борг­ская сто­ро­на» (1939), где ге­рой ста­но­вил­ся со­рат­ни­ком В. И. Ле­ни­на и Ста­ли­на. В ис­то­ри­че­ских филь­мах мес­то цен­траль­ных ге­ро­ев – пред­во­ди­те­лей вос­став­ших на­род­ных масс – за­ня­ли ца­ри и пол­ко­вод­цы («Пётр Пер­вый» В. М. Пет­ро­ва, 1937–39; «Александр Нев­ский» Эй­зен­штей­на, 1938). Идеа­ли­зи­ро­ван­ная ре­аль­ность оп­ре­де­ля­ла се­бя не по от­но­ше­нию к про­шло­му или при­род­ной сти­хии, но по от­но­ше­нию к внеш­не­му вра­ж­деб­но­му ок­ру­же­нию. На­рас­тал мо­тив не­из­беж­но­сти вой­ны, по­это­му од­но из ве­ду­щих мест в жан­ро­вой сис­те­ме за­нял «обо­рон­ный» фильм. Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во филь­мов, тя­го­тею­щих к «шпи­он­ско­му» жан­ру («Ошиб­ка ин­же­не­ра Ко­чи­на» А. В. Ма­че­ре­та, 1939). Филь­мы о ре­во­лю­ци­он­ной борь­бе за­ру­беж­но­го про­ле­та­риа­та мо­ди­фи­ци­ро­ва­лись в ан­ти­фа­ши­ст­ские («Бо­лот­ные сол­да­ты» Ма­че­ре­та, 1938; «Се­мья Оп­пен­гейм» Г. Л. Ро­ша­ля, 1939).

Кадр из фильма «Цирк». Режиссёр Г. В. Александров. Марион Диксон – Л. П. Орлова, Мартынов – С. Д. Столяров. 1936.

Жё­ст­кость жан­ро­во­го ка­но­на по­влекла за со­бой уни­фи­ка­цию ка­но­на эсте­ти­че­ско­го, пре­ва­ли­ро­ва­ла эс­те­ти­ка ус­лов­но­го жиз­не­по­до­бия. Ис­клю­че­ни­ем ока­зал­ся мас­штаб­ный по­ли­ти­че­ский фильм-дис­пут Эрм­ле­ра «Ве­ли­кий гра­ж­да­нин» (1938–39), соз­дан­ный на ма­те­риа­ле раз­гро­ма троц­ки­ст­ской оп­по­зи­ции и убий­ст­ва С. М. Ки­ро­ва. Сов­па­даю­щий с офи­ци­аль­ной вер­си­ей, он ис­пол­нен не­под­дель­но­го ху­дож. тем­пе­ра­мен­та и пси­хо­ло­гиз­ма.

Ус­пе­ха до­би­ва­лись и ав­то­ры, стре­мив­шие­ся к тща­тель­но вы­пи­сан­ной, дра­ма­тур­ги­че­ски и ак­тёр­ски ост­рой ха­рактер­но­сти пер­со­на­жа, – «Де­пу­тат Бал­ти­ки» (1937), «Член пра­ви­тель­ст­ва» (1940) Зар­хи и Хей­фи­ца; «По­след­няя ночь» (1937) и «Ма­шень­ка» (1942) Ю. Я. Рай­зма­на; «Се­ме­ро сме­лых» (1936), «Ком­со­мольск» (1938) и «Учи­тель» (1939) С. А. Ге­ра­си­мо­ва.

В му­зы­каль­ной ко­ме­дии до­пус­кал­ся не­ко­то­рый от­ход от по­доб­ной эс­те­ти­ки. Алек­сан­д­ров, ис­пы­тав­ший силь­ное влия­ние аме­ри­кан­ско­го ки­но, при­ме­нил гол­ли­вуд­ские приё­мы в филь­мах «Цирк» (1936), «Вол­га-Вол­га» (1938), «Свет­лый путь» (1940). И. А. Пырь­ев свои кол­хоз­ные ко­ме­дии – «Бо­га­тая не­вес­та» (1938), «Трак­то­ри­сты» (1939), «Сви­нар­ка и пас­тух» (1941) – стро­ил по прин­ци­пам об­ря­до­во-фольк­лор­но­го дей­ст­ва. К. К. Юдин в филь­мах «Де­вуш­ка с ха­рак­те­ром» (1939) и «Серд­ца че­ты­рёх» (1945) тя­го­тел к ли­ри­че­ско­му во­де­ви­лю. А. В. Ива­нов­ский по­сле кос­тюм­ных эк­ра­ни­за­ций рус. клас­си­ки в ран­нем зву­ко­вом ки­но («Иу­душ­ка Голов­лёв», 1934, «Дуб­ров­ский», 1936) ис­поль­зо­вал свой опыт опер­но­го ре­жис­сё­ра в ко­ме­ди­ях «Му­зы­каль­ная ис­то­рия» (1940, совм. с Г. М. Рап­па­пор­том) и «Ан­тон Ива­но­вич сер­дит­ся» (1941). Филь­мы име­ли ог­ром­ный зри­тель­ский ус­пех, осо­бен­но бла­го­да­ря ар­ти­стиз­му и обая­нию Л. П. Ор­ло­вой, М. А. Ла­дыни­ной, З. А. Фё­до­ро­вой, В. В. Се­ро­вой, Л. В. Це­ли­ков­ской, Б. Ф. Ан­д­ре­ева, Н. А. Крюч­ко­ва, П. М. Алей­ни­ко­ва, М. И. Жа­ро­ва, П. П. Ка­доч­ни­ко­ва, С. Я. Ле­ме­ше­ва, а так­же му­зы­ке и пес­ням Ду­на­ев­ско­го, брать­ев Дан. Я. и Дм. Я. По­красс, Т. Н. Хрен­ни­ко­ва, Г. С. Ми­лю­ти­на, Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го.

По­сто­ян­но рос­ло ко­ли­че­ст­во ки­но­теат­ров и ки­но­ус­та­но­вок (на­ка­ну­не Великой Отечественной вой­ны их на­счи­ты­ва­лось ок. 29 тыс.). Об­щий ти­раж филь­мов со­став­лял ок. 500 ко­пий. Иг­ро­вых филь­мов вы­пус­ка­лось не бо­лее 50 в год.

Вернуться к началу