Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТО́НИЙ ВЕЛИ́КИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 72-73

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
Антоний Великий. Работа сирийского мастера. 13 в. Архив «Православной энциклопедии»

АНТО́НИЙ ВЕЛИ́КИЙ (Еги­пет­ский) (’Aντνιος ὁ Μγας) (ок. 251 – ок. 356), пре­по­доб­ный, по цер­ков­но­му пре­да­нию, ос­но­ва­тель хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва. Све­де­ния о нём со­дер­жат­ся гл. обр. в его жи­тии, на­пи­сан­ном еп. Афа­на­си­ем Ве­ли­ким. Ро­дил­ся в с. Ко­ма (ны­не Ки­ман-эль-Аруз близ г. Эль-Ва­ста, Еги­пет) в се­мье за­жи­точ­ных хри­сти­ан-коп­тов. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей, в воз­рас­те 18–20 лет, ус­лы­шав в церк­ви еван­гель­ские от­рыв­ки о ду­хов­ном со­вер­шен­ст­ве (Мф. 19:21; 6:34), ре­шил вес­ти ас­ке­ти­че­ский об­раз жиз­ни. Раз­дав иму­ще­ст­во, сна­ча­ла жил воз­ле сво­его се­ла, за­тем уда­лил­ся в гроб­ни­цу, где, со­глас­но жи­тию, был ис­ку­ша­ем дья­во­лом (этот сю­жет впо­след­ст­вии стал по­пу­ля­рен в зап.-ев­роп. куль­ту­ре). Ок. 285 по­се­лил­ся в за­бро­шен­ном ук­ре­п­ле­нии и жил за­твор­ни­ком ок. 20 лет. По­сте­пен­но на го­ре Пис­пир (ны­не Дейр-эль-Мей­мун) во­круг А. В. об­ра­зу­ет­ся по­се­ле­ние мо­на­хов. Два­ж­ды (ок. 308 и ок. 337/338) А. В. по­се­тил Алек­сан­д­рию во вре­мя го­не­ний языч­ни­ков и ари­ан. Есть све­де­ния о его пу­те­ше­ст­вии на Нит­рий­скую го­ру и ос­но­ва­нии вме­сте с Ун-Аму­ном Еги­пет­ским мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния в Кел­ли­ях (Ниж­ний Еги­пет). Ок. 313 А. В. с дву­мя уче­ни­ками пе­ре­се­лил­ся в гор­ный рай­он т. н. Вост. пус­ты­ни, где на­хо­дит­ся мо­на­стырь, позд­нее на­зван­ный в его честь (мон. Св. Ан­то­ния; араб. Дейр-эль-Кад­дис-Ан­тван). Там А. В. жил до кон­ца сво­их дней.

В совр. нау­ке при­ня­то по­ла­гать, что А. В. не был пер­вым мо­на­хом, он сни­скал се­бе сла­ву «от­ца мо­на­ше­ст­ва» бла­го­да­ря ши­ро­кой по­пу­ляр­но­сти его жи­тия, пе­ре­ве­дён­но­го на мн. язы­ки (лат., сир., копт­ский и др.), и по­сле­дую­щей цер­ков­ной тра­ди­ции. Од­на­ко имя А. В., по мне­нию свящ. С. Ло­ба­чев­ско­го, «ста­ло зве­ном, свя­зав­шим всех от­дель­ных, не­из­вест­но где блуж­дав­ших от­шель­ни­ков в брат­ские об­щи­ны»; его жизнь яви­лась при­ме­ром жи­тия пер­во­го мо­на­ха и об­раз­цом для под­ра­жа­ния мно­го­численным под­виж­ни­кам как в Егип­те, так и за его пре­де­ла­ми. Из­ве­ст­но, что уче­ни­ки А. В. пос­ле его кон­чи­ны под­виза­лись в мо­на­сты­рях Ниж­не­го Егип­та, сре­ди них был и прп. Ма­ка­рий Ве­ли­кий, ос­но­ва­тель мо­на­шес­кой жиз­ни в Ски­ту (ны­не Ва­ди-эн-Нат­рун). Боль­шой ду­хов­ный ав­то­ри­тет, ко­то­рым поль­зо­вал­ся А. В. у по­сле­ду­ющих по­ко­ле­ний мо­на­хов, за­сви­де­тель­ство­ван бо­лее позд­ни­ми аги­ог­ра­фическими ис­точ­ни­ка­ми.

Под име­нем А. В. со­хра­нил­ся ряд по­сла­ний (в араб. кор­пу­се – 20), при­над­леж­ность ко­то­рых А. В. ос­та­ёт­ся спор­ной.

Па­мять 17 ян­ва­ря.

Иконография

М. Грюневальд. «Искушение святого Антония». Боковая створка алтаря церкви монастыря Святого Антония в Изенхайме. 1512–15. Музей Унтерлинден (Кольмар).

Наи­бо­лее ран­нее пред­по­ла­гае­мое изо­бра­же­ние А. В. – на тер­ра­ко­то­вой ам­пу­ле 4–6 вв. (Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон). Он изо­бра­жал­ся се­до­бо­ро­дым стар­цем в мо­на­ше­ских оде­ж­дах, в ку­ко­ле, со свит­ком, ино­гда с по­со­хом, за­вер­шён­ным Т-об­раз­ной ру­ко­ятью (в зап.-ев­роп. и по­стви­зан­тий­ском иск-ве), час­то сре­ди др. свя­тых. Сце­ны из жи­тия А. В. вклю­че­ны в Ми­но­ло­гий Ва­си­лия II (976–1025); им по­свя­ще­ны фре­ски в ба­зи­ли­ке Сан-Се­польк­ро в Бар­лет­те (Ита­лия; 12–13 вв.). В ви­зант. тра­ди­ции жи­тий­ные ико­ны А. В. встре­ча­ют­ся ред­ко, в осн. в по­стви­зан­тий­ский пе­ри­од, сре­ди про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ков крит­ской шко­лы (ико­на «Св. Ан­то­ний с 10 сце­на­ми жи­тия», нач. 16 в., Ви­зант. му­зей, Афи­ны). В Зап. Ев­ро­пе с 10 в. осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся сю­жет «Ис­ку­ше­ние св. Ан­то­ния» (фре­ски ат­риу­ма ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме, 10–11 вв.). Его раз­ра­ба­ты­ва­ли М. Грю­не­вальд, А. Дю­рер, М. Шон­гау­ер, И. Босх, П. Брей­гель Стар­ший, позд­нее А. Кар­рач­чи, Я. Тин­то­рет­то, С. Ро­за, Дж. Крес­пи. В иск-ве 20 в. эта тема при­влек­ла ху­дож­ни­ков мо­дер­на (М. Бек­манн, О. Ре­дон) и сюр­реа­ли­стов (М. Эрнст, С. Да­ли).

Лит.: Сте­фан (Ло­ба­чев­ский), свящ. Св. Ан­то­ний Ве­ли­кий: (Его жизнь, пи­са­ния и нрав­ст­вен­но-под­виж­ни­че­ское уче­ние). Одес­са, 1906; Korte G. An­to­nius der Ein­siedler in Kult, Kunst und Brauch­tum West­falens. West­falen, 1952; Atha­nase d’Al­ex­an­drie. Vie d’An­toine. P., 1994; Trebbin H. Sankt Antonius: Geschichte, Kult und Kunst. Fr./M., 1994; Ruben­son S. The let­ters of St. An­tony: monas­ticism and the mak­ing of a Saint. Min­nea­po­lis, 1995.

Вернуться к началу