Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 156-157

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Емельянов

ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ И МИ­ФОЛО́ГИЯ, ве­ро­ва­ния на­ро­дов Древ­ней Ме­со­по­та­мии (Шу­мер, Ва­ви­лон, Ас­си­рия), рас­про­стра­нён­ные с кон. 4-го тыс. до н. э. до на­ча­ла н. э. Све­де­ния о них дош­ли из кли­но­пис­ных ис­точ­ни­ков, со­став­лен­ных на шу­мер­ском и ас­си­ро-ва­ви­лон­ском (ак­кад­ском) язы­ках. Осн. ин­сти­ту­том Ш.-а. р. и м. был храм (на вы­со­кой плат­фор­ме, к ко­то­рой с 2 сто­рон ве­ли ле­ст­ни­цы или пан­ду­сы; в глу­би­не – ста­туя бо­же­ст­ва). К кон. 3-го тыс. до н. э. в Дву­ре­чье за­сви­де­тель­ст­во­ван ещё один тип хра­ма – зик­ку­рат, храм на не­сколь­ких плат­фор­мах. Хра­мы Древ­ней Ме­со­по­та­мии об­слу­жи­ва­ло жре­че­ст­во. Жре­че­ст­во шу­мер­ско­го пе­рио­да бы­ло в осн. не­гра­мот­ным и вы­пол­ня­ло стро­го оп­ре­де­лён­ные куль­то­вые функ­ции. Жре­цы 2–1-го тыс. по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в шко­ле и не­ред­ко бы­ли со­вет­ни­ка­ми пра­ви­те­лей, со­став­ляя для них ин­ст­рук­ции по пла­ни­ро­ва­нию хо­зяй­ст­ва и го­ро­ско­пы бу­ду­щих со­бы­тий. Жри­цы ли­бо за­ни­ма­лись куль­то­вой про­сти­ту­ци­ей в поль­зу хра­ма, ли­бо да­ва­ли обет без­бра­чия, по­свя­щая се­бя бо­гу. Сре­ди осо­бен­но­стей ме­со­по­там­ской ре­ли­гии, со­хра­нив­ших­ся во все пе­рио­ды её су­ще­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия, вы­де­ля­ют­ся: идея ста­биль­но­го ми­ро­во­го по­ряд­ка, сла­бая раз­ра­бо­тан­ность пред­став­ле­ний о за­гроб­ной жиз­ни, по­чи­та­ние не­бес­ных тел и рас­те­ний, ред­кие сви­де­тель­ст­ва зоо­лат­рии, ран­няя ан­тро­по­мор­фи­за­ция бо­жеств, ци­ви­ли­зо­ван­ность ри­туа­лов (кан­ни­ба­лизм и че­ло­вече­ские жерт­во­при­но­ше­ния не встре­чают­ся, ин­цест очень ре­док). Ос­но­вой ре­лиг. куль­та был ка­лен­дар­ный ри­ту­ал. В кон. 4-го – нач. 2-го тыс. для Ш.-а. р. и м. ха­рак­те­рен клас­сич. по­ли­те­изм с ве­рой как в бо­гов, так и в без­лич­ную ма­гич. си­лу (Ме, судь­ба). Во 2-м – 1-м тыс. поя­ви­лась тен­ден­ция к вы­де­ле­нию вер­хов­но­го бо­же­ст­ва и к по­гло­ще­нию им функ­ций всех ос­таль­ных бо­гов. В этот пе­ри­од воз­ник­ла ре­лиг.-этич. ли­те­ра­ту­ра.

Жи­те­ли Древ­ней Ме­со­по­та­мии по­кло­ня­лись боль­шо­му чис­лу бо­жеств: в спи­сках бо­гов фи­гу­ри­ру­ют бо­ги ми­ро­зда­ния, бо­ги-хо­зяе­ва го­ро­дов, по­кро­ви­те­ли се­мей и ди­на­стий, лич­ные бо­ги, обо­же­ст­в­лён­ные ца­ри и ге­рои, обо­же­ст­в­лён­ные рас­те­ния, не­бес­ные те­ла и (ре­же) жи­вот­ные, а так­же де­мо­нич. су­ще­ст­ва разл. про­ис­хо­ж­де­ния. По пред­став­ле­ни­ям шу­ме­ров, хо­зяе­ва­ми ми­ро­зда­ния и ге­роя­ми боль­шин­ст­ва гим­нов бы­ли Ан, Эн­лиль, Эн­ки, Инан­на, Нан­на (бог лу­ны и счис­ле­ния вре­ме­ни), Уту, Ни­нур­та (бог зем­ле­де­лия в мир­ное вре­мя и по­кро­ви­тель вои­нов во вре­мя сра­же­ний, ото­жде­ст­в­лял­ся с ца­рём стра­ны), Ни­са­ба (бо­ги­ня яч­ме­ня и учё­та зер­на, впо­след­ст­вии по­кро­ви­тель­ни­ца шко­лы), Иш­кур (бог вет­ра и до­ж­дя). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют куль­ты бо­гов под­зем­но­го ми­ра – Нер­га­ла и Эреш­ки­галь. Во вре­ме­на ди­на­стии Ак­ка­да про­изош­ло объ­е­ди­не­ние боль­шин­ст­ва шу­мер­ских бо­жеств-де­ми­ур­гов со сход­ны­ми по функ­ци­ям се­мит­ски­ми бо­га­ми (Эн­ки-Эа, Нан­на-Син, Инан­на-Иш­тар, Уту-Ша­маш, Иш­кур-Адад). В са­мом кон­це шу­мер­ской ци­ви­ли­за­ции бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка вы­де­ле­ния триа­ды гл. бо­жеств: Ан, Эн­лиль, Эн­ки. Во 2–1-м тыс. все бо­ги раз­де­ли­лись на верх­них (Иги­ги) и ниж­них (Анун­наки); в ме­со­по­там­ский пан­те­он во­шли не­ко­то­рые кас­сит­ские бо­же­ст­ва (Шу­ма­лия, Шу­ка­му­на, Хар­бе, Ги­дар). Од­на­ко осн. тен­ден­ци­ей это­го вре­ме­ни бы­ло под­чи­не­ние ста­ро­го пан­те­о­на во­ле вер­хов­но­го бо­же­ст­ва (Мар­дук в Ва­ви­ло­нии, Аш­шур в Ас­си­рии).

Кос­мо­го­ни­че­ские пред­став­ле­ния Ш.-а. р. и м. не от­ли­ча­ют­ся сис­те­ма­тич­но­стью. Со­глас­но од­ним шу­мер­ским тек­стам, ми­ро­зда­ние об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те от­де­ле­ния Не­ба от Зем­ли и их по­сле­дую­ще­го бра­ка (по 1-й из вер­сий, их от­де­ля­ет при по­мо­щи мо­ты­ги Эн­лиль). Со­глас­но дру­гим, ми­ро­зда­ние воз­ник­ло из во­ды по во­ле пра­ма­те­ри Нам­му. В ва­ви­лон­ских тек­стах соз­да­те­лем ми­ра про­воз­гла­шал­ся Мар­дук, по­стро­ив­ший Не­бо и Зем­лю из час­тей по­вер­жен­но­го чудо­ви­ща Тиа­мат.

Бо­лее ус­той­чи­вы пред­став­ле­ния Ш.-а. р. и м. о про­ис­хо­ж­де­нии и пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­ка. Пер­вые лю­ди бы­ли соз­да­ны Эн­ки из гли­ны для то­го, что­бы ос­во­бо­дить бо­гов от тя­жё­ло­го зем­ле­дельч. тру­да. Лю­ди долж­ны ра­бо­тать на бо­гов, кор­мить их жерт­ва­ми и толь­ко в по­след­нюю оче­редь ду­мать о ну­ж­дах сво­ей се­мьи. Раз­ра­бо­тан­ных пред­став­ле­ний об ин­ди­ви­ду­аль­ной судь­бе че­ло­ве­ка, рав­но как и о сво­бо­де его во­ли, не су­ще­ст­во­ва­ло. Од­на­ко осо­бо вы­де­ля­ют­ся раз­мыш­ле­ния о судь­бе и мис­сии пра­ви­те­ля стра­ны. От не­го тре­бо­ва­ли бла­го­чес­тия (в пер­вую оче­редь, свое­врем. при­не­се­ния жертв и не­укос­ни­тель­но­го со­блю­де­ния ри­ту­аль­ных норм) и точ­но­го ис­пол­не­ния всех при­ка­за­ний бо­гов, по­сы­лае­мых ими во вре­мя свя­щен­но­го сна. Ес­ли пра­ви­тель не­дос­та­точ­но бла­го­чес­тив и вни­ма­те­лен, бо­ги впра­ве на­ка­зать его стра­ну го­ло­дом, бо­лез­ня­ми или да­же по­то­пом.

По­смерт­ная участь че­ло­ве­ка вос­при­ни­ма­лась Ш.-а. р. и м. пес­си­ми­сти­че­ски. Че­ло­век (не­за­ви­си­мо от про­ис­хо­ж­де­ния и ста­ту­са) по­па­дал в мрач­ное по­ме­ще­ние «стра­ны без воз­вра­та», где на­хо­дил­ся вме­сте с ос­таль­ны­ми умер­ши­ми и по­сто­ян­но ну­ж­дал­ся в пи­тье и пи­ще. Де­ти бы­ли обя­за­ны кор­мить его жерт­ва­ми, от­прав­ляя жид­кие и сы­пу­чие про­дук­ты по спец. тру­боч­кам, на­хо­див­шим­ся в хра­ме. Ес­ли у умер­ше­го не ос­та­ва­лось по­том­ст­ва или его за­бы­ва­ли кор­мить, он мог пре­вра­тить­ся в зло­го де­мо­на и, вый­дя из ми­ра мёрт­вых, на­слать бо­лез­ни на всех, кто по­па­дал­ся ему на пу­ти (для за­щи­ты су­ще­ст­во­ва­ли спец. за­го­во­ры и об­ря­ды).

Этич. пред­став­ле­ния Ш.-а. р. и м. из­вест­ны из ря­да лит. тек­стов и мо­лит­венных се­рий кон. 2-го тыс. След­ст­ви­ем по­ли­тич. кри­зи­са этой эпо­хи стал во­прос, по­че­му бо­ги не за­щи­ща­ют лю­дей от зла. Ва­ви­лон­ское об­ще­ст­во раз­де­ли­лось на тра­ди­цио­на­ли­стов и пес­си­ми­стов. Пер­вые счи­та­ли, что для при­вле­че­ния бо­же­ст­ва сле­ду­ет уве­ли­чить ко­ли­че­ст­во жертв, об­ря­дов и мо­лит­вен­ных об­ра­щений. Вто­рые по­ла­га­ли, что это бес­по­лез­но, по­сколь­ку бо­ги дав­но пе­ре­ста­ли за­ни­мать­ся де­ла­ми лю­дей. Так, ва­ви­лон­ские пес­си­ми­сты при­шли к мыс­ли о смер­ти как един­ст­вен­ном бла­ге, дос­туп­ном че­ло­ве­ку. В эпо­ху по­ли­тич. пре­об­ла­да­ния Ас­си­рии это при­ве­ло к по­все­ме­ст­но­му гос­под­ству ма­гии. Со­хра­ни­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во ас­т­ро­ло­гич. и га­да­тель­ных тек­стов 1-го тыс.

Ш.-а. р. и м. су­ще­ст­вен­но по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние не­ко­то­рых сю­же­тов биб­лей­ской кни­ги Бы­тия. К чис­лу за­им­ст­во­ва­ний от­но­сят­ся ис­то­рии со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка, гре­хо­па­де­ния, по­то­па, Аве­ля и Каи­на, строи­тель­ст­ва ва­ви­лон­ской баш­ни. Не­ко­то­рые идеи ва­ви­лон­ской ре­лиг.-этич. мыс­ли по­лу­чи­ли от­раже­ние в Кни­ге Ио­ва и Кни­ге Экк­ле­зиа­ста. Не ис­клю­че­но опо­сре­до­ван­ное влия­ние шу­мер­ских гим­нов на Песнь Пес­ней кни­гу и псал­мы.

Лит.: Dijk J. J. A. van. Sumerische Re­ligion // Handbuch der Religionsgeschichte. Gött., 1971. Bd 1; Я от­крою те­бе со­кро­вен­ное сло­во: Ли­те­ра­ту­ра Ва­ви­ло­нии и Ас­си­рии. М., 1981; Клоч­ков И. С. Ду­хов­ная куль­ту­ра Ва­ви­ло­нии. М., 1983; Bottéro J., Kramer S. N. Lorsque les dieux faisaient l’homme: Mytho­logie mésopotamienne. P., 1989; Дья­ко­нов И. М. Ар­хаи­че­ские ми­фы Вос­то­ка и За­па­да. М., 1990; Black J., Green А. Gods, demons and symbols of ancient Mesopotamia. Austin, 1992; Якоб­сен Т. Со­кро­ви­ща тьмы: Ис­то­рия ме­со­по­там­ской ре­ли­гии. М., 1995; От на­чала на­чал: Ан­то­ло­гия шу­мер­ской по­эзии. СПб., 1997; Фос­се Ш. Ас­си­рий­ская ма­гия. СПб., 2001; Емель­я­нов В. В. Ри­ту­ал в древ­ней Ме­со­по­та­мии. СПб., 2003; он же. Ре­ли­гия древ­ней Ме­со­по­та­мии в со­вре­мен­ной ис­то­рио­гра­фии // Ис­то­рио­гра­фия ис­то­рии Древ­не­го Во­сто­ка. М., 2008. Т. 1; он же. Шу­мер­ский ка­лен­дар­ный ри­ту­ал (ка­те­го­рия МЕ и ве­сен­ние празд­ни­ки). СПб., 2009; Hrůša I. Ancient Mesopotamian religion: A descriptive intro­duc­tion. Münster, 2015.

Вернуться к началу