ЧЖО́У
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖО́У (др.-кит. Тиу), политико-этническая общность, государство и период древнекитайской истории (11–3 вв. до н. э.).
Согласно легендарной генеалогии, приводимой Сыма Цянем, первопредком правящего дома Ч. был Ци, чудесно рождённый женой правителя Ди Ку (см. У-ди), после того как она наступила в след великана. Повзрослев, Ци служил при Яо, Шуне и Юе (см. Ся) управителем земледелия и получил имя Хоу-цзи (Господин проса); наделён мн. атрибутами божества земледелия. Сын Хоу-цзи унаследовал его пост, но в связи с упадком земледелия при Ся оставил его и бежал к зап. «варварам», где его потомки перешли к кочевой жизни. В правление Гугуна Даньфу (12-го правителя Ч. после Хоу-цзи) чжоусцы заняли долину р. Вэйхэ (Гуаньчжун, юг совр. пров. Шэньси) и вернулись к оседлой жизни и земледелию. Эта часть традиц. истории Ч., возможно, указывает на родство чжоусцев с сино-тибет. кочевыми племенами Ганьсу и сев.-вост. Тибета. В это время Ч. находилось под сильным политич. и культурным влиянием гос-ва Шан (Инь), в эпиграфике отмечены как периоды союзнич. отношений, так и войны между Ч. и Шан.
Внук Даньфу – Чан (см. Вэнь-ван) сумел добиться значит. усиления Ч., создал широкую антишанскую коалицию. Вскоре после его смерти, в сер. 11 в. до н. э., его сын Фа (см. У-ван) разгромил шанского вана и принял царский титул ван. Благодаря усилиям У-вана и его брата Чжоугуна Даня (регента при втором ване Ч. – Чэн-ване) Ч. удалось выстроить гибкую систему власти, позволившую не только удержать завоёванные земли, но и распространить своё влияние на значительно бо́льшие территории, чем те, что находились под властью Шан. Во главе Ч. стоял ван, под его непосредственным управлением находились исконные чжоуские земли в Гуаньчжуне (здесь располагались столицы Фэн и Хао) и осн. земли Шан в совр. пров. Хэнань, для контроля за которыми был выстроен г. Лои (Чэнчжоу, ныне Лоян). Восточнее находились ок. 50 удельных княжеств, чьи правители (б. ч. члены правящего рода Ч. – Цзи) считались вассалами вана. В основе системы подчинения лежала не воен. мощь, а ритуальная значимость вана как Сына Неба; считалось, что он получал свыше магич. силу дэ, позволявшую не только править людьми, но и гарантировать нерушимость Вселенной; удельные князья, являясь ко двору, подносили вану дань и, получая ответные дары, приобщались к благодати, которую затем также передавали элитам своих уделов. Убедительность концепции была столь велика, что вскоре желание стать вассалом Ч. начали высказывать даже правители далёких владений, чуждых шанской и чжоуской культуре. Так влияние вана Ч. распространилось на весь регион среднего и нижнего течения Хуанхэ, проникло в земли бассейна Янцзы.
Постепенно вместе с отдалением степени родства связи между уделами и Ч. ослабевали. В 771 11-й преемник У-вана – Ю-ван был убит во время войны с цюань-жунами и мятежными вассалами; чжоуский двор бежал на восток, в Чэнчжоу. Так завершилась эпоха Зап. Ч. и началась новая – Вост. Ч. В это время быстро ослабевало влияние вана, потерявшего западную – лучшую – часть своих владений, на которых утвердилось кн-во Цинь. Усилившись, правители ряда крупных уделов начали рассматривать вана как сугубо формальную фигуру. В первый период Вост. Ч. – «Вёсны и осени» (Чуньцю) (770–481, по др. данным, 476, 453 или 403) – крупные уделы, находившиеся на окраинах, пытались расширить свои земли за счёт многочисл. крошечных городов-уделов вдоль Хуанхэ. Важным фактором стало давление, оказываемое на сев. княжества хмонгским (мяо) гос-вом Чу (среднее течение Янцзы), чья элита попадала под всё большее влияние чжоуской культуры. Чжоуской агрессии противостояли княжества Великой Китайской равнины – Цзинь и Ци, а также Цинь. В 6 в. в борьбу за влияние в чжоуском ареале вступили государства низовий Янцзы – У и Юэ. Второй период Вост. Ч. – «сражающиеся царства» (см. Чжаньго) – начался с распада крупнейшего из сев. уделов – Цзинь – на три княжества – Хань, Чжао и Вэй (453). Многочисл. изменения, происходившие в Китае в это время, в осн. связаны с началом в регионе железного века (6–5 вв. до н. э.): появление железа привело к быстрому росту населения (достигло 50 млн. чел.), городов (крупнейшие – до 250–350 тыс. чел.), численности армий, принципиальному изменению качества инфраструктуры и управления. В 344–318 правители восьми крупнейших уделов приняли царские титулы, что указывает на окончат. распад чжоуской системы власти. В 256, после смерти Нань-вана (314–256) – 36-го вана Ч., правители Ч. потеряли право носить царский титул; в 249 Вэнь-гун, правитель кн-ва Вост. Ч. – последнего осколка чжоуского домена, пал в битве с Цинь. В 221 кн-во Цинь, одержав победу над соперниками, объединило Китай под своей властью, начав новую эру в кит. истории.
Археология «додинастического» периода в истории этноса Ч. (13–11 вв.) представлена памятниками в обл. Чжоуюань, которые связывают с легендарной «столицей» Ции, основанной Гугун Даньфу; в погребальном обряде и инвентаре прослеживается влияние древних цянов, носителей культуры Сыва. Огромный эпиграфич. материал по периоду «обретения» Ч. собств. государства получен при раскопках в Фэнчуцунь. В обнаруженных там в составе гадательных надписей числовых символах, объединённых в группы по 6 знаков, мн. учёные видят зарождение системы гексаграмм «И цзина». Для раннего этапа Зап. Ч. наиболее важны памятники столичного двоеградья Фэнхао и связанного с ним комплекса находок в Чжанцзяпо. В ходе т. н. реформ Чжоу-гуна чжоусцы становятся элитой мн. уделов, созданных на значит. части территории совр. Китая, что прослеживается в яньском могильнике Люлихэ и др. После переноса столицы Ч. на восток (в Лои; см. Лоян) продолжался рост могущества уделов, некоторые из них стали региональными гегемонами. К периоду Вост. Ч. относится, напр., городище Линьцзы, столица гос-ва Ци, городище Хоума, руины последней столицы гос-ва Цзинь г. Синьтянь, городище Пиншань, где располагалась столица гос-ва Чжуншань, созданного белыми ди. В состав этих памятников входят кладбища правителей и их приближённых. Важны также результаты исследований могильников Тяньма (гос-во Цзинь), Цзянлин (гос-во Чу), Шанцуньлин (гос-во Зап. Го), циньские некрополи (гос-во Цинь), где фиксируются как региональные различия, так и базовое единство культуры гос-ва и эпохи Чжоу.
В эпоху Ч. (особенно Вост. Ч.) были заложены основы мировоззрения, в рамках которого Поднебесная резко противопоставлялась окружавшим её варварам. Значит. успехов достигли ремесло и наука, были созданы осн. тексты др.-кит. философии. Во времена Вост. Ч. – эпоху раздоров и войн, государство Зап. Ч., представления о котором сильно отличались от реальности, стало восприниматься как «золотой век». Этот образ лёг в основу представлений об идеальном государстве (сформированных Конфуцием и др.) и поныне оказывает значит. влияние на гос. идеологию и управление в Китае.