Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖО́У

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 557-558

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев; С. А. Комиссаров (археология)

ЧЖО́У (др.-кит. Тиу), по­ли­ти­ко-эт­ни­че­ская общ­ность, го­су­дар­ст­во и пе­ри­од древ­не­ки­тай­ской ис­то­рии (11–3 вв. до н. э.).

Со­глас­но ле­ген­дар­ной ге­неа­ло­гии, при­во­ди­мой Сы­ма Ця­нем, пер­во­пред­ком пра­вя­ще­го до­ма Ч. был Ци, чу­дес­но рож­дён­ный же­ной пра­ви­те­ля Ди Ку (см. У-ди), по­сле то­го как она на­сту­пи­ла в след ве­ли­ка­на. По­взрос­лев, Ци слу­жил при Яо, Шу­не и Юе (см. Ся) упра­ви­те­лем зем­ле­де­лия и по­лу­чил имя Хоу-цзи (Гос­по­дин про­са); на­де­лён мн. ат­ри­бу­та­ми бо­же­ст­ва зем­ле­де­лия. Сын Хоу-цзи уна­сле­до­вал его пост, но в свя­зи с упад­ком зем­ле­де­лия при Ся ос­та­вил его и бе­жал к зап. «вар­ва­рам», где его по­том­ки пе­ре­шли к ко­че­вой жиз­ни. В прав­ле­ние Гу­гу­на Дань­фу (12-го пра­ви­те­ля Ч. по­сле Хоу-цзи) чжо­ус­цы за­ня­ли до­ли­ну р. Вэй­хэ (Гу­ань­чжун, юг совр. пров. Шэнь­си) и вер­ну­лись к осед­лой жиз­ни и зем­ле­де­лию. Эта часть тра­диц. ис­то­рии Ч., воз­мож­но, ука­зы­ва­ет на род­ст­во чжо­ус­цев с си­но-ти­бет. ко­че­вы­ми пле­ме­на­ми Гань­су и сев.-вост. Ти­бе­та. В это вре­мя Ч. на­хо­ди­лось под силь­ным по­ли­тич. и куль­тур­ным влия­ни­ем гос-ва Шан (Инь), в эпи­гра­фи­ке от­ме­че­ны как пе­рио­ды со­юз­нич. от­но­ше­ний, так и вой­ны ме­ж­ду Ч. и Шан.

Внук Дань­фу – Чан (см. Вэнь-ван) су­мел до­бить­ся зна­чит. уси­ле­ния Ч., соз­дал ши­ро­кую ан­ти­шан­скую коа­ли­цию. Вско­ре по­сле его смер­ти, в сер. 11 в. до н. э., его сын Фа (см. У-ван) раз­гро­мил шан­ско­го ва­на и при­нял цар­ский ти­тул ван. Бла­го­да­ря уси­ли­ям У-ва­на и его бра­та Чжоу­гу­на Да­ня (ре­ген­та при вто­ром ва­не Ч. – Чэн-ва­не) Ч. уда­лось вы­стро­ить гиб­кую сис­те­му вла­сти, по­зво­лив­шую не толь­ко удер­жать за­воё­ван­ные зем­ли, но и рас­про­стра­нить своё влия­ние на зна­чи­тель­но бо́льшие тер­ри­то­рии, чем те, что на­хо­ди­лись под вла­стью Шан. Во гла­ве Ч. сто­ял ван, под его не­по­сред­ст­вен­ным управ­ле­ни­ем на­хо­ди­лись ис­кон­ные чжоу­ские зем­ли в Гу­ань­чжу­не (здесь рас­по­ла­га­лись сто­ли­цы Фэн и Хао) и осн. зем­ли Шан в совр. пров. Хэ­нань, для кон­тро­ля за ко­то­ры­ми был вы­стро­ен г. Лои (Чэн­чжоу, ны­не Ло­ян). Вос­точ­нее на­хо­ди­лись ок. 50 удель­ных кня­жеств, чьи пра­ви­те­ли (б. ч. чле­ны правя­ще­го ро­да Ч. – Цзи) счи­та­лись вас­са­ла­ми ва­на. В ос­но­ве сис­те­мы под­чи­не­ния ле­жа­ла не во­ен. мощь, а ри­ту­аль­ная зна­чи­мость ва­на как Сы­на Не­ба; счи­та­лось, что он по­лу­чал свы­ше ма­гич. си­лу дэ, по­зво­ляв­шую не толь­ко пра­вить людь­ми, но и га­ран­ти­ро­вать не­ру­ши­мость Все­лен­ной; удель­ные кня­зья, яв­ля­ясь ко дво­ру, под­но­си­ли ва­ну дань и, по­лу­чая от­вет­ные да­ры, при­об­ща­лись к бла­го­да­ти, ко­то­рую за­тем так­же пе­ре­да­ва­ли эли­там сво­их уде­лов. Убе­ди­тель­ность кон­цеп­ции бы­ла столь ве­ли­ка, что вско­ре же­ла­ние стать вас­са­лом Ч. на­ча­ли вы­ска­зы­вать да­же пра­ви­те­ли да­лё­ких вла­де­ний, чу­ж­дых шан­ской и чжо­у­ской куль­ту­ре. Так влия­ние ва­на Ч. рас­про­стра­ни­лось на весь ре­ги­он сред­не­го и ниж­не­го те­че­ния Ху­ан­хэ, про­ник­ло в зем­ли бас­сей­на Янц­зы.

По­сте­пен­но вме­сте с от­да­ле­ни­ем сте­пе­ни род­ст­ва свя­зи ме­ж­ду уде­ла­ми и Ч. ос­ла­бе­ва­ли. В 771 11-й пре­ем­ник У-ва­на – Ю-ван был убит во вре­мя вой­ны с цю­ань-жу­на­ми и мя­теж­ны­ми вас­са­лами; чжоу­ский двор бе­жал на вос­ток, в Чэн­чжоу. Так за­вер­ши­лась эпо­ха Зап. Ч. и на­ча­лась но­вая – Вост. Ч. В это вре­мя бы­ст­ро ос­ла­бе­ва­ло влия­ние ва­на, по­те­ряв­ше­го за­пад­ную – луч­шую – часть сво­их вла­де­ний, на ко­то­рых ут­вер­ди­лось кн-во Цинь. Уси­лив­шись, пра­ви­те­ли ря­да круп­ных уде­лов на­ча­ли рас­смат­ри­вать ва­на как су­гу­бо фор­маль­ную фи­гу­ру. В пер­вый пе­ри­од Вост. Ч. – «Вёс­ны и осе­ни» (Чунь­цю) (770–481, по др. дан­ным, 476, 453 или 403) – круп­ные уде­лы, на­хо­див­шие­ся на ок­раи­нах, пы­та­лись рас­ши­рить свои зем­ли за счёт мно­го­числ. кро­шеч­ных го­ро­дов-уде­лов вдоль Ху­ан­хэ. Важ­ным фак­то­ром ста­ло дав­ле­ние, ока­зы­вае­мое на сев. кня­же­ст­ва хмонг­ским (мяо) гос-вом Чу (сред­нее те­че­ние Янц­зы), чья эли­та по­па­да­ла под всё боль­шее влия­ние чжоу­ской куль­ту­ры. Чжоу­ской аг­рес­сии про­ти­во­стоя­ли кня­же­ст­ва Ве­ли­кой Ки­тай­ской рав­ни­ны – Цзинь и Ци, а так­же Цинь. В 6 в. в борь­бу за влия­ние в чжоу­ском ареа­ле всту­пи­ли го­су­дар­ст­ва ни­зо­вий Янц­зы – У и Юэ. Вто­рой пе­ри­од Вост. Ч. – «сра­жаю­щие­ся царства» (см. Чжань­го) – на­чал­ся с рас­па­да круп­ней­ше­го из сев. уде­лов – Цзинь – на три кня­же­ст­ва – Хань, Чжао и Вэй (453). Мно­го­числ. из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в Ки­тае в это вре­мя, в осн. свя­за­ны с на­ча­лом в ре­гио­не же­лез­но­го ве­ка (6–5 вв. до н. э.): по­яв­ле­ние же­ле­за при­ве­ло к бы­ст­ро­му рос­ту на­се­ле­ния (дос­тиг­ло 50 млн. чел.), го­ро­дов (круп­ней­шие – до 250–350 тыс. чел.), чис­лен­но­сти ар­мий, прин­ци­пи­аль­но­му из­ме­не­нию ка­че­ст­ва ин­фра­струк­ту­ры и управ­ле­ния. В 344–318 пра­ви­те­ли вось­ми круп­ней­ших уде­лов при­ня­ли цар­ские ти­ту­лы, что ука­зы­ва­ет на окон­чат. рас­пад чжоу­ской сис­те­мы вла­сти. В 256, по­сле смер­ти Нань-ва­на (314–256) – 36-го вана Ч., пра­ви­те­ли Ч. по­те­ря­ли пра­во но­сить цар­ский ти­тул; в 249 Вэнь-гун, пра­ви­тель кн-ва Вост. Ч. – по­след­не­го ос­кол­ка чжоу­ско­го до­ме­на, пал в бит­ве с Цинь. В 221 кн-во Цинь, одер­жав по­бе­ду над со­пер­ни­ка­ми, объ­еди­ни­ло Ки­тай под сво­ей вла­стью, на­чав но­вую эру в кит. ис­то­рии.

Западное Чжоу. Ритуальный бронзовый треножник для мясной пищи (Дакэ-дин) из клада, найденного в 1890 в уезде Фуфын провинции Шэньси. Шанхайский музей (Китай).

Ар­хео­ло­гия «до­ди­на­сти­че­ско­го» пе­рио­да в ис­то­рии эт­но­са Ч. (13–11 вв.) пред­став­ле­на па­мят­ни­ка­ми в обл. Чжоую­ань, ко­то­рые свя­зы­ва­ют с ле­ген­дар­ной «сто­ли­цей» Ции, ос­но­ван­ной Гу­гун Дань­фу; в по­гре­баль­ном об­ря­де и ин­вен­та­ре про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние древ­них ця­нов, но­си­те­лей куль­ту­ры Сы­ва. Ог­ром­ный эпи­гра­фич. ма­те­ри­ал по пе­рио­ду «об­ре­те­ния» Ч. собств. го­су­дар­ст­ва по­лу­чен при рас­коп­ках в Фэн­чу­цунь. В об­на­ру­жен­ных там в со­ста­ве га­да­тель­ных над­пи­сей чи­сло­вых сим­во­лах, объ­е­ди­нён­ных в груп­пы по 6 зна­ков, мн. учё­ные ви­дят за­ро­ж­де­ние сис­те­мы гек­са­грамм «И цзи­на». Для ран­не­го эта­па Зап. Ч. наи­бо­лее важ­ны па­мят­ни­ки сто­лич­но­го двое­гра­дья Фэн­хао и свя­зан­но­го с ним ком­плек­са на­хо­док в Чжанц­зя­по. В хо­де т. н. ре­форм Чжоу-гу­на чжо­ус­цы ста­но­вят­ся эли­той мн. уде­лов, соз­дан­ных на зна­чит. час­ти тер­ри­то­рии совр. Ки­тая, что про­сле­жи­ва­ет­ся в янь­ском мо­гиль­ни­ке Лю­ли­хэ и др. По­сле пе­ре­но­са сто­ли­цы Ч. на вос­ток (в Лои; см. Ло­ян) про­дол­жал­ся рост мо­гу­ще­ст­ва уде­лов, не­ко­то­рые из них ста­ли ре­гио­наль­ны­ми ге­ге­мо­на­ми. К пе­рио­ду Вост. Ч. от­но­сит­ся, напр., го­ро­ди­ще Линь­цзы, сто­ли­ца гос-ва Ци, го­ро­ди­ще Хо­ума, руи­ны по­след­ней сто­ли­цы гос-ва Цзинь г. Синь­тянь, го­ро­ди­ще Пин­шань, где рас­по­ла­га­лась сто­ли­ца гос-ва Чжун­шань, соз­дан­но­го бе­лы­ми ди. В со­став этих па­мят­ни­ков вхо­дят клад­би­ща пра­ви­те­лей и их при­бли­жён­ных. Важ­ны так­же ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний мо­гиль­ни­ков Тянь­ма (гос-во Цзинь), Цзян­лин (гос-во Чу), Шан­цунь­лин (гос-во Зап. Го), цинь­ские нек­ро­по­ли (гос-во Цинь), где фик­си­ру­ют­ся как ре­гио­наль­ные раз­ли­чия, так и ба­зо­вое един­ст­во куль­ту­ры гос-ва и эпо­хи Чжоу.

В эпо­ху Ч. (осо­бен­но Вост. Ч.) бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ми­ро­воз­зре­ния, в рам­ках ко­то­ро­го Под­не­бес­ная рез­ко про­ти­во­пос­тав­ля­лась ок­ру­жав­шим её вар­ва­рам. Зна­чит. ус­пе­хов дос­тиг­ли ре­мес­ло и нау­ка, бы­ли соз­да­ны осн. тек­сты др.-кит. фи­ло­со­фии. Во вре­ме­на Вост. Ч. – эпо­ху раз­до­ров и войн, государство Зап. Ч., пред­став­ле­ния о ко­то­ром силь­но от­ли­ча­лись от реаль­но­сти, ста­ло вос­при­ни­мать­ся как «зо­ло­той век». Этот об­раз лёг в ос­но­ву пред­став­ле­ний об иде­аль­ном го­су­дар­ст­ве (сфор­ми­ро­ван­ных Кон­фу­ци­ем и др.) и по­ны­не ока­зы­ва­ет зна­чит. влия­ние на гос. идео­ло­гию и управ­ле­ние в Ки­тае.

Лит.: Cheng Te-k’un. Chou China. Camb., 1963; Крю­ков М. В., Соф­ро­нов М. В., Че­бок­са­ров Н. Н. Древ­ние ки­тай­цы: про­бле­мы эт­но­ге­не­за. М., 1978; Ко­мис­са­ров С. А. Ком­плекс воо­ру­же­ния древ­не­го Ки­тая. Эпо­ха позд­ней брон­зы. Но­во­сиб., 1988; Shaughnessy E. L. Sources of Western Zhou history. Berk., 1991; Крю­ков В. М. Текст и ри­ту­ал. М., 2000; Чжун­го као­гу­сюэ: Лян Чжоу цзю­ань. Пе­кин, 2004; Fal­kenhausen L. von. Chinese society in the age of Confucius (1000–250 BC). Los Ang., 2006; Li Feng. Landscape and power in early China. Camb., 2006.

Вернуться к началу