ПОДНЕБЕ́СНАЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДНЕБЕ́СНАЯ (кит. Тянься), одно из важнейших понятий традиционной кит. культуры. Впервые упоминается в древнейших памятниках кит. письменности – надписях на гадательных костях (цзягувэнь, 12–11 вв. до н. э.), однако в законченном виде сформировалось позднее. Восходит к культу Неба, который стал главенствующим в Китае с приходом к власти династии Зап. Чжоу (11–8 вв.; см. в ст. Чжоу). В рамках этого культа правитель – ван воспринимался в качестве Сына Неба (Тянь-цзы), связующего звена между Небом и Землёй, правящего по т. н. Мандату Неба (Тянь-мин), который оно могло как даровать добродетельному, так и отобрать у нерадивого или распутного правителя. В этом контексте термин «П.» трактовался не только как всё, что лежит под Небом (т. е. материальный мир), но и как законный домен вана, сфера и объект его власти. С 11 в. термин «П.» стал использоваться в качестве одного из синонимов для обозначения государств, в которых жили носители др.-кит. культуры, а затем (с 3 в. до н. э.) и кит. империи. Понятие включало представления о том, что кит. государство фактически охватывает всю обитаемую Вселенную и является мировой империей, единственным культурным государством мира. Окраинные земли, населённые «варварами», воспринимались либо как нечто исключительное (многие кит. мыслители отказывали населявшим эти земли народам в способности стать столь же культурными, как китайцы), либо как территории, которым ещё предстоит войти в состав П. под благим влиянием кит. культуры и лично кит. императора. Устойчивость этой концепции придавала многовековая изоляция Китая от др. цивилизаций: вплоть до рубежа эр кит. государство фактически не контактировало с др. странами и народами. В совр. кит. яз. термин «П.» относится к слою архаизированной, торжеств. лексики и может обозначать как собственно Китай, так и мир в целом.
В Японии термин «П.» вошёл в употребление ок. 5 в. н. э., когда страна вступила в оживлённые культурные отношения с Китаем и восприняла мн. ключевые понятия кит. культуры (примерно в это же время япон. император начал именовать себя Сыном Неба). С 13 в. понятие «П.» употреблялось для обозначения япон. государства в целом; в более поздний период П. нередко именовались и отд. крупные княжества. Термин «П.» находился в употреблении в Японии вплоть до реставрации Мэйдзи (см. Мэйдзи исин). Использование понятия «П.», заимствованного из Китая, для обозначения собств. государства отмечается также во Вьетнаме в период с 13 в., когда вьетнамцам удалось разгромить кит.-монг. войска династии Юань, до 18 в., когда после вторжения войск маньч. династии Цин в гос. идеологии Вьетнама на первый план выходит идея самоопределения страны как юж. вассала Кит. империи. В Корее по причине её сильной зависимости от Китая термин «П.», будучи хорошо известным, никогда не прилагался к собств. стране и использовался для обозначения либо Китая, либо ойкумены в целом.