Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖАНЦЗЯПО́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров
Керамическая посуда из Чжанцзяпо (по Чжан Чаншоу, Инь Вэйчжоу и др.).

ЧЖАНЦЗЯПО́, ар­хео­ло­гич. ком­плекс сер. 11 в. – ок. 770 до н. э. в чер­те совр. г. Си­ань (Ки­тай), ве­ро­ят­но, при­го­род Фэн­хао, сто­ли­цы Зап. Чжоу. Осн. рас­коп­ки в 1950–60-х гг. До­ма двух ти­пов: пря­мо­уголь­ные в пла­не, не­глу­бо­кие, пол уп­лот­нён и про­ка­лён, в цен­тре – от­вер­стие для стол­ба пи­ра­ми­даль­ной кры­ши; ок­руг­лые в пла­не, глу­би­ной бо­лее 2 м, кров­ля с опо­рой на рас­по­ло­жен­ные во­круг де­рев. бал­ки. Изу­ча­лись так­же хо­зяйств. ямы, ко­лод­цы и др. Вероятно, уча­ст­ки могиль­ни­ка – кла­но­вые. По­гре­бе­ния в пря­мо­уголь­ных ямах: ма­лых, не­ред­ко с ни­шей в стен­ке, в до­ща­том гро­бу; сред­них, с гро­бом внут­ри сру­ба-сар­ко­фа­га; боль­ших, с дро­мо­сом, в т. ч. с двух сто­рон. Ок. 1500 тру­по­поло­же­ний: вы­тя­ну­тые на спи­не, ре­же – на бо­ку, ещё ре­же – скор­чен­ные на бо­ку; со­пог­ре­бе­ния – толь­ко в 20 мо­ги­лах ран­не­го пе­рио­да. Не ме­нее 10 ям с за­хо­ро­не­ни­ем ко­лес­ни­цы и двух ло­ша­дей, ино­гда с воз­ни­цей; уни­каль­на квадри­га. Ямы с ос­тан­ка­ми от 2 до 10 лоша­дей. Най­де­ны ук­ра­ше­ния из рез­но­го неф­ри­та со сти­ли­зов. изо­бра­же­ния­ми дра­ко­нов, рыб, оле­ней, ци­кад, птиц; брон­зо­вые ри­ту­аль­ные тре­нож­ни­ки, куб­ки, ков­ши, блю­да, клев­цы, бля­хи-ум­бо­ны, древ­ней­ший кин­жал иво­ли­ст­ной фор­мы с ко­рот­ким че­ре­ном и др.; бо­лее 40 тыс. фраг­мен­тов ке­ра­ми­ки (в осн. три­по­ды, крын­ки, кор­ча­ги, ча­ши на под­до­не). В ин­вен­та­ре и кон­ст­рук­ции мо­гил про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты куль­ту­ры Шан (Инь).

Лит.: Ко­мис­са­ров С. А. Ар­хео­ло­гия За­пад­но­го Чжоу // Древ­ние куль­ту­ры Ки­тая. Но­во­сиб., 1985; Чжанц­зя­по Сич­жоу му­ди. Пе­кин, 1999.

Вернуться к началу