ЛЮЛИХЭ́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮЛИХЭ́, археологич. комплекс у совр. пос. Люлихэ в Фаншань, пригородном районе Пекина (Китай), связанный в осн. со столицей кн-ва Янь (удельного кн-ва в гос-ве Зап. Чжоу). Открыт У. Лянцаем в 1945; после обследования в 1962 образован особый Люлихэский археологич. отряд, который провёл широкомасштабные раскопки в 1973–77, 1981–86, 1995–97.
Прямоугольное городище (выявленные размеры стен: 300, 829, 300 м) в основном относят к периоду Зап. Чжоу (с кон. 11 в. или нач. 10 в. до н. э.), имеет стены толщиной ок. 10 м из утрамбованной земли (толщина 1 слоя 3–5 см), ров, водосток, выложенный галькой. Раскопано ок. 80 хозяйственных ям и земляные фундаменты строений периода Зап. Чжоу, остатки здания периода Чжаньго (сер. 5 – кон. 3 вв. до н. э.). Среди находок – гадательные кости с надписями (в т. ч. периода строительства), полуцилиндрич. черепица, показательная для дворцов знати, керамич. формы для литья из бронзы и др. свидетельства столичного статуса города. Близ юго-зап. угла городища раскопано 2 могилы культуры нижнего слоя Сяцзядянь (среди находок – керамич. триподы с цилиндрич. туловом и полыми ножками, бронзовые кольца, серьги; не позднее 13–12 вв. до н. э.). К востоку от городища – обширный синхронный ему грунтовый некрополь. Раскопано ок. 290 могил, прямоугольных в плане, иногда с уступом. Преобладают одиночные трупоположения, вытянутые на спине, редко – скорченные на боку, головой ориентированы в пределах сев. сектора. Внутри малых могил (ок. 2,5 × 1,2 м) нередко находится дощатый гроб; в средних могилах (ок. 3,5: 2 м) он помещался в саркофаг (редко – двойной) из досок; большие могилы (до 7,7 × 5,4 м) имели коридоры-дромосы, сопогребения (человеческие жертвы). Прослежено более 20 захоронений колесниц и лошадей, эти захоронения расположены к северу от осн. могилы; обычно 1 колесница, как правило, целая, с парой или четвёркой лошадей в уборе; наибольшее количество – 42 лошади – в захоронении М1100, сверху на них помещены не менее 14 разобранных колесниц. Среди находок – многочисл. бронзовые ритуальные треножники, «чайники», в т. ч. покрытые надписями, маски (рис.); клевцы, трезубцы, наконечники копий и стрел, защитные накладки и пластины, шлем, умбоны щитов (некоторые вещи ритуально испорчены); конские удила, псалии, налобники, застёжки, накладки на узду; детали колесниц. Керамика типична для раннего Чжоу (триподы со сплошными и полыми ножками, баночные сосуды для зерна, чаши с высокой ножкой, крынки на поддоне); есть изделия из фарфора; выделяется обилие лаковых сосудов с резным узором, часто с аппликацией золотой фольгой и вставками из перламутра и бирюзы. Подвески, серьги, бусы, гребень из нефрита, агата, раковин, слоновой кости.
Благодаря надписям, радиоуглеродным датам и др. установлено, что могильник и городище связаны с 1-й столицей кн-ва Янь на протяжении всего периода Зап. Чжоу (кон. 11 – сер. 8 вв. до н. э.). Самая большая могила (М1193, с 4 дромосами) принадлежала первому яньскому правителю Кэ, который получил инвеституру и титул «хоу» через Тай-бао (он же Чжао-гун Ши, сподвижник первых чжоуских царей У-вана и Чэн-вана). Поскольку сам Чжао-гун, получивший удел в Янь, не смог оставить высокий пост в чжоуской столице, он направил туда одного из своих потомков. В надписи на треножнике «Цзинь-дин» (могила М253) сказано, что яньский хоу посылал своего чиновника Цзиня в гос. центр чжоусцев Цзунчжоу (Фэнхао), чтобы принести жертвы духу Тай-бао, который почитался как основатель местной династии. В надписи на сосуде «Цзюй-дин» (могила М251) сообщается о том, что яньский хоу одарил раковинами (выполняли роль денег) подчинённого ему аристократа Цзюя, носившего титул «бо». Эти материалы, чёткое соответствие богатства могилы типу погребальных сооружений и др. факты свидетельствуют об иерархич. структуре власти в чжоуских уделах. В составе могильника выделяется сектор, где предположительно хоронили выходцев из гос-ва Инь, насильно переселённых на север победителями-чжоусцами; но не исключено, что иньцы начали осваивать этот район раньше (на поселении Люцзядянь, в 300 м от могильника Л., найдена керамика позднего Инь, 12–11 вв. до н. э.). Среди керамики Л. представлены и сосуды местной культуры Вэйфан-3, которую многие кит. учёные связывают с народом туфан, часто упоминаемым в иньских гадательных надписях. Т. о., культура кн-ва Янь складывалась за счёт взаимодействия раннечжоуских, позднеиньских и местных (вэйфанских) компонентов.