Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОМЕТЕ́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 582-583

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Пожидаева (изобразительное искусство)
«Прометей». Скульптор Ф. Г. Гордеев. Свинцовый отлив 19 в. с гипсового оригинала 1769. Русский музей (С.-Петербург).

ПРОМЕТЕ́Й (Προμηθεύς, букв. – пред­ви­дя­щий), в греч. ми­фо­ло­гии про­ви­дец, сын ти­та­на Иа­пе­та и океа­ни­ды Кли­мен­ты, брат Ат­лан­та, Эпи­ме­тея и Ме­не­тия. Со­глас­но не­ко­то­рым ми­фам, П. соз­дал лю­дей из гли­ны и во­ды, нау­чил их поль­зо­вать­ся ог­нём, а так­же разл. ре­мёс­лам и ис­кус­ст­вам. Ра­ди лю­дей П. об­ма­нул Зев­са при жерт­во­при­но­ше­нии, вве­дя обы­чай при­но­сить бо­гам не луч­шие кус­ки мя­са, а кос­ти, по­кры­тые жи­ром. Зевс раз­га­дал об­ман и ли­шил лю­дей ог­ня, но П. по­хи­тил его и вер­нул лю­дям. То­гда Зевс от­пра­вил на Зем­лю Пан­до­ру, а П. в на­ка­за­ние ве­лел при­ко­вать к ска­ле в Кол­хи­де. Орёл днём по­жи­рал пе­чень П., ко­то­рая вос­ста­нав­ли­ва­лась за ночь, по­ка Ге­ракл по во­ле Зев­са не сра­зил ор­ла стре­лой. В Афи­нах в древ­но­сти П. по­чи­тал­ся осо­бен­но гон­ча­ра­ми; в его честь уст­раи­ва­ли бег с фа­ке­ла­ми во вре­мя празд­не­ст­ва «про­ме­тейи».

Ге­си­од в по­эмах «Тру­ды и дни», «Тео­го­ния» изо­бра­зил П. хит­рым, свое­нрав­ным, но до­б­рым к лю­дям про­тив­ни­ком Зев­са. У Эс­хи­ла в тра­ге­дии «Про­ме­тей при­ко­ван­ный» П. пред­ста­ёт бла­го­де­те­лем че­ло­ве­че­ст­ва, нау­чив­шим его раз­но­об­раз­ным уме­ни­ям, ра­ди лю­дей вос­стаю­щим про­тив Зев­са и иду­щим на му­че­ния; в «Ме­та­мор­фо­зах» Ови­дия – за­щит­ни­ком че­ло­ве­ка.

В изо­бра­зит. иск-ве Древ­ней Гре­ции пре­об­ла­да­ют сю­же­ты о на­ка­за­нии П., ко­то­ро­го пред­став­ля­ют при­ко­ван­ным к ска­ле со свя­зан­ны­ми за спи­ной ру­ка­ми (крит­ская пе­чать, 650 до н. э., Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон), и о его ос­во­бо­ж­де­нии Ге­рак­лом (чер­но­фи­гур­ный ат­ти­че­ский кра­тер, 625–575 до н. э., Нац. му­зей, Афи­ны). Под воз­дей­ст­ви­ем ут­ра­чен­ной дра­мы Эс­хи­ла «Про­ме­тей-ог­не­воз­жи­га­тель» по­яв­ля­ет­ся сю­жет о пе­ре­да­че по­хи­щен­но­го ог­ня са­ти­рам (рос­пись ат­ти­че­ско­го крас­но­фи­гур­но­го ки­ли­ка, 430–420 до н. э., Му­зей «Ке­ра­мик», Афи­ны). В др.-рим. иск-ве на пер­вый план вы­хо­дит те­ма со­тво­ре­ния П. че­ло­ве­ка – в при­сут­ст­вии Афи­ны, на­де­ляю­щей его ды­ха­ни­ем (ита­лий­ский сар­ко­фаг 3 в. до н. э., Лувр, Па­риж); эта ком­по­зи­ция ста­ла об­раз­цом сце­ны «Со­тво­ре­ние че­ло­ве­ка» в ран­не­хри­сти­ан­ском ис­кус­ст­ве.

В пе­ри­од Воз­ро­ж­де­ния под влия­ни­ем тек­ста Ови­дия П. изо­бра­жа­ет­ся тво­ря­щим из гли­ны че­ло­ве­ка как «по­до­бие бо­гов» (две кар­ти­ны Пье­ро ди Ко­зи­мо, 1515, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Страс­бур, и Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). В иск-ве Но­во­го вре­ме­ни гл. те­мой вновь ста­но­вит­ся на­ка­за­ние П. [кар­ти­ны П. П. Ру­бен­са (1610–11, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия), Я. Йор­дан­са (1640, Му­зей Валь­ра­фа-Ри­хар­ца, Кёльн)]; ре­же – по­хи­ще­ние ог­ня П. (кар­ти­на Ж. Кос­сье, 1637, Пра­до, Мад­рид).

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния про­ме­те­ев­ский сю­жет поль­зо­вал­ся зна­чит. по­пу­ляр­но­стью так­же в лит-ре. К не­му об­ра­ща­лись Дж. Бок­кач­чо, П. Каль­де­рон де ла Бар­ка, Воль­тер, И. В. Гё­те, И. Г. Гер­дер, А. В. Шле­гель, Дж. Бай­рон, П. Б. Шел­ли, А. Жид, Ф. Каф­ка и др. В Рос­сии об­раз П.-че­ло­ве­ко­люб­ца на­шёл от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве Н. П. Ога­рё­ва (стих. «Про­ме­тей»); как мя­теж­ник, спра­вед­ли­во на­ка­зан­ный Бо­гом за по­пыт­ку по­мочь «пре­зрен­но­му че­ло­ве­че­ст­ву», трак­то­ван П. в од­но­им. по­эме Вяч. И. Ива­но­ва.

К об­ра­зу П. об­ра­ща­лись ком­по­зи­то­ры Л. ван Бет­хо­вен (ба­лет «Тво­ре­ния Про­ме­тея», 1801), А. Н. Скря­бин [сим­фо­нич. по­эма «Про­ме­тей» («По­эма ог­ня»), 1910], К. Орф (муз.-сце­нич. соч. «При­ко­ван­ный Про­ме­тей», по Эс­хи­лу, 1967) и др. Хо­рео­гра­фы ис­поль­зу­ют об­раз П. с 17 в. Ба­ле­ты на му­зы­ку Бет­хо­ве­на (хо­рео­гра­фы С. Ви­га­но, С. Ли­фарь, Н. де Ва­луа, Ф. Аш­тон), Скря­би­на (хо­рео­гра­фы Л. Фул­лер, Т. Шо­ун). Так­же ба­ле­ты на сю­жет о П. ста­ви­ли М. Бе­жар, Л. В. Якоб­сон, М. Л. Лав­ров­ский и др.

Лит.: Séchan L. Le mythe de Prométhée. P., 1951; Ну­си­нов И. М. Ис­то­рия об­раза Про­ме­тея // Ну­си­нов И. М. Ис­то­рия ли­те­ра­тур­но­го ге­роя. М., 1958; Trousson R. Le thème de Prométhée dans la littérature européenne. Gen., 1964. Vol. 1–2; Turcan R. Notes sur les sarco­pha­ges «au Prométhée» // Latomus. 1968. Vol. 27; Ло­сев А. Ф. Про­ме­тей // Ми­фо­ло­ги­че­ский сло­варь. М., 1991; Jiménez Bariña­ga D. Pro­meteo: Estudio iconográfico // Es­pa­cio, Tiempo y Forma. Ser. 2: Historia Antigua. 1999. Vol. 12; Dietz K.-M. Prometheus der Vor­denker: Vom göttlichen zum menschlichen Wissen. Stuttg., 2004; Mythos Prometheus: Texte von Hesiod bis René Char / Hrsg. von W. Storch, B. Da­me­rau. 4. Aufl. Lpz., 2005; Па­ноф­ский Э. Ран­няя ис­то­рия че­ло­ве­ка в двух жи­во­пис­ных цик­лах Пье­ро ди Ко­зи­мо // Па­ноф­ский Э. Этю­ды по ико­но­ло­гии. СПб., 2009.

Вернуться к началу