Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ»

Авторы: С. М. Грачёва
«Ослиный хвост». К. С. Малевич. «Полотёры». 1911–12. Стеделейкмюсеум (Амстердам).

«ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ», груп­пи­ров­ка ху­дож­ни­ков рос. аван­гар­диз­ма во гла­ве с М. Ф. Ла­рио­но­вым, воз­ник­шая по­сле рас­ко­ла объ­е­ди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет». Од­но­им. вы­став­ка («О. х.») бы­ла по­ка­за­на в Мо­ск­ве в зда­нии МУЖВЗ (март– ап­рель 1912); в ней уча­ст­во­ва­ли Ю. П. Ани­си­мов, В. С. Барт, С. П. Боб­ров, Н. С. Гон­ча­ро­ва (св. 50 кар­тин), К. М. Зда­не­вич, И. Ф. Ла­рио­нов, М. Ф. Ла­рио­нов (св. 40 кар­тин), М. В. Ле­дан­тю, К. С. Ма­ле­вич, В. Мат­вейс (Мар­ков), А. А. Мор­гу­нов, Н. Е. Ро­го­вин, Е. Я. Са­гай­дач­ный, И. А. Скуйе, В. Е. Тат­лин, А. В. Фон­ви­зин, М. З. Ша­гал, А. В. Шев­чен­ко, А. С. Яс­т­р­жемб­ский. Эпа­ти­рую­щее са­мо­на­зва­ние груп­пи­ров­ки вос­хо­дит к мис­ти­фи­ка­ции на па­риж­ской вы­став­ке Са­ло­на не­за­ви­си­мых (1910), где экс­по­ни­ро­ва­лась кар­ти­на, яко­бы на­пи­сан­ная хво­стом ос­ли­ка Ло­ло, жив­ше­го при ка­бач­ке «Про­вор­ный кро­лик» на Мон­мар­тре. На вы­став­ке «О. х.» пре­обла­да­ли ра­бо­ты в ду­хе при­ми­ти­виз­ма и на­ив­но­го ис­кус­ст­ва в со­че­та­нии с эле­мен­та­ми совр. ев­роп. иск-ва (в ча­ст­но­сти, пост­им­прес­сио­низ­ма) – ре­лиг. и жан­ро­вые ком­по­зи­ции, порт­ре­ты, пей­за­жи, на­тюр­мор­ты, де­ко­ра­тив­ные пан­но. По цен­зур­ным тре­бо­ва­ни­ям с вы­став­ки бы­ли изъ­я­ты 10 кар­тин на ре­лиг. сю­же­ты (из них 8 ра­бот Гон­ча­ро­вой, в т. ч. тет­рап­тих «Еван­ге­ли­сты», 1911, ГРМ). М. А. Во­ло­шин от­ме­чал как ху­дож. та­лант­ли­вость, са­мо­быт­ность экс­по­нен­тов «О. х.», так и их «осо­бое при­стра­стие к изо­бра­же­ни­ям сол­дат­ской жиз­ни, ла­ге­рей, па­рик­ма­хе­ров, про­сти­ту­ток и мо­золь­ных опе­ра­то­ров». Па­рал­лель­но с вы­став­кой про­шли дис­пу­ты по ост­рым во­про­сам совр. иск-ва в моск. По­ли­тех­нич. му­зее; в них при­ня­ли уча­стие Д. Д. Бур­люк, Во­ло­шин, Гон­ча­ро­ва, Н. И. Куль­бин, М. Ф. Ла­рио­нов и др.

Од­но­вре­мен­но с вы­став­кой «О. х.» в том же по­ме­ще­нии, но с отд. вы­вес­кой и са­мо­сто­ят. ка­та­ло­гом про­хо­ди­ла вы­став­ка «Сою­за мо­ло­дё­жи». Прин­ци­пи­аль­ные эс­те­тич. рас­хо­ж­де­ния М. Ф. Ла­рио­но­ва с этой и др. но­ва­тор­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми за­кон­чи­лись раз­ры­вом; сле­дую­щей вы­став­кой, уст­ро­ен­ной груп­пой Ла­рио­но­ва в 1913, ста­ла «Ми­шень».

Лит.: Шев­чен­ко АВ. Не­оп­ри­ми­ти­визм. Его тео­рия. Его воз­мож­но­сти. Его дос­ти­же­ния. М., 1913; Во­ло­шин М. Ли­ки твор­че­ст­ва. Л., 1988; Лив­шиц Б. По­лу­то­ра­гла­зый стре­лец. Л., 1989; По­спе­лов ГГ. Буб­но­вый ва­лет. М., 1990; Се­ве­рю­хин ДЯ., Лей­кинд ОЛ. Зо­ло­той век ху­до­же­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний в Рос­сии и СССР (1820–1932). СПб., 1992; Н. С. Гон­ча­ро­ва и М. Ф. Ла­рио­нов: Ис­сле­до­ва­ния и пуб­ли­ка­ции. М., 2001; Кру­са­нов АВ. Рус­ский аван­гард. 1907–1932. М., 2010. Т. 1.

Вернуться к началу