Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ППИ

Авторы: О. А. Назарова

ЛИ́ППИ (Lippi), итал. жи­во­пис­цы, отец и сын.

Фра Фи­лип­по (ди Том­ма­зо) (ок. 1406, Фло­рен­ция – 9.10.1469, Спо­ле­то) при­над­ле­жит к круп­ней­шим мас­те­рам Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Обу­чил­ся жи­во­пи­си уже по­сле всту­п­ле­ния в ор­ден кар­ме­ли­тов (1421). Не­по­средств. учи­те­ля не­из­вест­ны; на его ста­нов­ле­ние по­влия­ли жи­во­пись Ма­зач­чо и Фра Анд­же­ли­ко, скульп­ту­ра До­на­тел­ло и Лу­ки дел­ла Роб­биа, а так­же ху­дож. впе­чат­ле­ния, по­лу­чен­ные во вре­мя пре­бы­ва­ния в Сие­не (ок. 1426–28) и Па­дуе (1434). При жиз­ни Фра Фи­лип­по его иск-во це­ни­лось очень вы­со­ко: в чис­ле за­каз­чи­ков – чле­ны се­мей­ст­ва Ме­ди­чи, ар­хи­епи­скоп Фло­рен­ции, фло­рен­тий­ская синь­о­рия и др. Воз­мож­но, из­вест­ность по­зво­ли­ла ху­дож­ни­ку со­хра­нить по­ло­же­ние в об­ще­ст­ве и по­сле то­го, как он, бу­ду­чи ка­пел­ла­ном жен­ско­го мон. Сан­та-Мар­ге­ри­та в Пра­то, по­лю­бил мо­на­хи­ню Лук­ре­цию Бу­ти (ко­то­рая по­зи­ро­ва­ла ему в 1456 для од­но­го из об­ра­зов Ма­дон­ны), вме­сте с ней по­ки­нул мо­на­стырь и по­се­лил­ся в Пра­то.

Пер­вые до­ку­мен­ти­ро­ван­ные ра­бо­ты Фра Фи­лип­по вы­пол­не­ны им для мон. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции: пло­хо со­хра­нив­шая­ся фре­ска «Ут­вер­жде­ние (Ре­фор­ма) ус­та­ва ор­де­на кар­ме­ли­тов» (ок. 1428–30) и доска «Ма­дон­на с Мла­ден­цем в ок­ру­же­нии свя­тых и мо­на­хов-кар­ме­ли­тов» (Кас­тел­ло-Сфор­це­ско, Ми­лан; ве­ро­ят­но, бы­ла ча­стью ал­тар­ной пре­гра­ды). Про­из­ве­де­ния кон. 1430-х – 1440-х гг. («Ма­дон­на Кор­не­то Тар­кви­ния», 1437, Нац. га­ле­рея ста­ро­го иск-ва, Рим; «Двой­ной порт­рет», ок. 1440, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк) за­став­ля­ют пред­по­ла­гать зна­ком­ст­во Фра Фи­лип­по с ни­дерл. жи­во­пи­сью (твор­че­ст­вом Я. ван Эй­ка). В них пред­став­ле­ны но­вые для итал. иск-ва те­мы (Ма­дон­на в до­маш­ней об­ста­нов­ке, двой­ной порт­рет) и мно­го­числ. ико­но­гра­фич. ци­та­ты (ил­лю­зио­ни­стич. кар­туш с да­той и др.) из сев. жи­во­пи­си.

Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». 1465. Галерея Уффици (Флоренция).

В ал­тар­ных об­раз­ах Фра Фи­лип­по стре­мил­ся при­бли­зить­ся к жи­во­пис­но­сти ни­дерл. мас­те­ров, до­би­ва­ясь мно­го­слой­но­сти и све­то­нос­но­сти цве­та, пре­вос­хо­дя­щих воз­мож­но­сти тем­пе­ры, в ко­то­рой он ра­бо­тал; та­ким об­ра­зом его жи­во­пись под­го­тав­ли­ва­ла пе­ре­ход к мас­ля­ной жи­во­пи­си в итал. иск-ве. В его боль­ших ал­та­рях – «Ал­тарь Бар­ба­до­ри» («Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми Фре­дианом и Ав­гу­сти­ном», 1437–39, Лувр, Па­риж), «Ко­ро­но­ва­ние Бо­го­ма­те­ри» (1443–47), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми Фран­ци­ском, Да­миа­ном, Кось­мой и Ан­то­ни­ем Па­ду­ан­ским» (ок. 1445; оба – га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) – фор­ми­ру­ет­ся но­вая кон­цеп­ция еди­но­го глу­бо­ко­го жи­во­пис­но­го про­стран­ст­ва: со­че­тая ин­терь­ер и пей­заж, оно на­пол­ня­ет­ся объ­ём­ны­ми фи­гу­ра­ми, оку­тан­ны­ми возд. сре­дой. Всё бо­лее слож­ны­ми ста­но­вят­ся пер­спек­тив­ные по­строе­ния, что осо­бен­но за­мет­но в сце­нах «Бла­го­ве­ще­ния» (ок. 1443 и ок. 1450, оба – Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; ок. 1445, ц. Сан-Ло­рен­цо, Фло­рен­ция; 1450-е гг., Нац. га­ле­рея ста­ро­го иск-ва, Рим). В об­раз­ах Ма­дон­ны с Мла­ден­цем (Па­лац­цо Ме­ди­чи-Рик­кар­ди, Фло­рен­ция; 1465, га­ле­рея Уф­фи­ци) Фра Фи­лип­по с тон­кой жи­во­пис­ностью пи­шет фор­мы, ими­ти­рую­щие скульп­тур­ные рель­е­фы; в «Ма­дон­не с Мла­ден­цем в ок­ру­же­нии сцен из жиз­ни св. Ан­ны» (1452, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция) ис­поль­зу­ет фор­му тон­до, вы­страи­вая слож­ную цен­трич. ком­по­зи­цию. Ряд ра­бот на те­му «По­кло­не­ние Мла­ден­цу» (ок. 1460, Гос. му­зеи, Бер­лин; ок. 1455 и ок. 1463, оба – га­ле­рея Уф­фи­ци) – пер­вые ноч­ные сце­ны в жи­во­пи­си кват­ро­чен­то.

В Пра­то Фра Фи­лип­по рас­пи­сал хор ц. Св. Сте­фа­на (1452–66). В рас­по­ло­жен­ных на­про­тив друг дру­га ис­то­ри­ях св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и св. Сте­фа­на ху­дож­ник вы­страи­ва­ет разл. ти­пы про­стран­ст­ва: глу­бо­кая пер­спек­ти­ва, соз­дан­ная ар­хит. ку­ли­са­ми; го­ри­стые ланд­шаф­ты и др. Тща­тель­но про­ду­ман­ные ком­по­зи­ция и раз­ме­ще­ние фи­гур, осо­бый ли­ней­ный ритм (раз­ви­тый за­тем С. Бот­ти­чел­ли) на­де­ля­ют эти рос­пи­си осо­бым ди­на­миз­мом. По за­ка­зу ком­му­ны Спо­ле­то Фра Фи­лип­по вы­пол­нил рос­пись в ром. со­бо­ре Сан-Ру­фи­но (1466–69; за­вер­ше­на Фра Диа­ман­те и Фи­лип­пи­но Лип­пи), ис­поль­зо­вав во­гну­тую по­верх­ность ап­си­ды для соз­да­ния глу­бо­ко­го пей­заж­но­го про­стран­ст­ва и раз­де­лив ком­по­зи­цию на 3 час­ти ил­лю­зор­ны­ми ко­лон­на­ми, по­вто­ряю­щи­ми ко­лон­ны, флан­ки­рую­щие ап­си­ду.

В Пра­то во­круг Фра Фи­лип­по и Фра Диа­ман­те сло­жи­лась об­шир­ная мас­тер­ская; уче­ни­ка­ми Фра Фи­лип­по бы­ли С. Бот­ти­чел­ли, Фи­лип­пи­но Лип­пи и, воз­мож­но, А. дель Вер­рок­кьо.

Филиппино Липпи. Фрагмент росписи и алтарный образ капеллы Карафа в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (Рим). 1488–93.

Фи­лип­пи­но (ок. 1457, Пра­то – 18.4.1504, Фло­рен­ция) учил­ся в Спо­ле­то у от­ца, с 1472 – у С. Бот­ти­чел­ли во Фло­рен­ции. Влия­ни­ем обо­их мас­те­ров от­ме­че­ны ран­ние ра­бо­ты Фи­лип­пи­но, боль­шин­ст­во из ко­то­рых при­пи­са­ны ему по сти­ли­стич. при­зна­кам [«Ма­дон­на с Мла­ден­цем», кон. 1470-х – нач. 1480-х гг., галерея Уффици; «Товий и ангел», ок. 1475–80, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон; «По­кло­не­ние Мла­ден­цу», сер. 1480-х гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; со­стоя­щее из двух тон­до «Бла­го­ве­ще­ние», 1483–84, Гор. пи­на­ко­те­ка, Сан-Джи­минь­я­но; так­же кас­со­не с ис­то­рия­ми Ес­фи­ри, Лук­ре­ции (Па­лац­цо Пит­ти) и Вир­д­жи­нии – Лувр, Па­риж]. Ок. 1485–86 Фи­лип­пи­но за­вер­ша­ет рос­пи­си Ма­зач­чо и Ма­зо­ли­но в ка­пел­ле Бран­кач­чи в ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции, соз­на­тель­но под­ра­жая ху­дож­ни­кам 1420-х гг., од­на­ко ему свой­ст­вен­ны мень­шая мо­нумен­таль­ность пла­стич. масс и бо́ль­шая при­вер­жен­ность к ли­ней­но­му рит­му. Собств. стиль зре­лых ра­бот Фи­лип­пи­но («Яв­ле­ние Бо­го­ма­те­ри св. Бер­нар­ду», 1485–87, ц. Ба­дия, Фло­рен­ция; «По­кло­не­ние вол­хвов», 1496, га­ле­рея Уф­фи­ци, и др.) от­ли­ча­ет­ся ди­на­миз­мом, ко­то­рый дос­ти­га­ет­ся уд­ли­не­ни­ем фи­гур, слож­ным рит­мом яр­ких цве­то­вых пя­тен и при­хот­ли­вым узо­ром ли­ний.

Пре­бы­ва­ние в Ри­ме в 1488–93 от­кры­ло для Фи­лип­пи­но ан­тич­ное иск-во, по­вли­яв­шее на все его даль­ней­шие ра­бо­ты. Рас­пи­сы­вая ка­пел­лу Ка­ра­фа в ц. Сан­та-Ма­рия-со­пра-Ми­нер­ва в Ри­ме (1488–1493), он вдох­нул жизнь в слож­ную до­ми­ни­кан­скую ико­но­гра­фич. про­грам­му, по­мес­тив её в де­ко­ра­ции рим. ан­тич­но­сти. В рос­пи­си ка­пел­лы Строц­ци в ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции (1487–1502) Фи­лип­пи­но пре­об­ра­жа­ет ре­аль­ную ар­хи­тек­ту­ру го­тич. ка­пел­лы с по­мо­щью на­пи­сан­ных гри­зай­лью ан­ти­ки­зи­рую­щих ко­лонн и рель­е­фов, соз­дав еди­ный ан­самбль, вклю­чаю­щий в се­бя вит­ра­жи (по его ри­сун­кам) и над­гро­бие ра­бо­ты Б. Рос­сел­ли­но. Экс­прес­сив­ные сце­ны из жи­тий св. Фи­лип­па и св. Ио­ан­на Еван­ге­ли­ста раз­во­ра­чи­ва­ют­ся на фо­не фан­та­стич. «ан­тич­ной» ар­хи­тек­ту­ры и об­рам­ле­ны изы­скан­ны­ми гро­те­ска­ми. Со­хра­ни­лось боль­шое чис­ло ри­сун­ков Фи­лип­пи­но (шту­дии, за­ри­сов­ки ан­тич­ных па­мят­ни­ков, на­бро­ски и др.). Сре­ди по­сле­до­вате­лей Фи­лип­пи­но – со­труд­ни­чав­ший с ним Раф­фа­эл­ли­но дель Гар­бо.

Лит.: Marchini G. Filippo Lippi. Mil., 1975; Sale R. Filippino Lippi’s Strozzi chapel in San­ta Maria Novella. N. Y., 1979; Ruda J. Filippo Lippi studies… N. Y., 1982; idem. Fra Filippo Lippi: life and work with a complete catalogue. L., 1993; Berti L., Baldini U. Filippino Lippi. Firenze, 1991; Фос­си Г. Фи­лип­по Лип­пи. М., 1997; Goldner G. R., Bambach C. C. The dra­wings of Filippino Lippi and his circle. N. Y., 1997; Holmes M. Fra Filippo Lippi, the Car­me­lite painter. New Haven, 1999; Zambrano P., Nelson J. K. Filippino Lippi. Mil., 2004.

Вернуться к началу