ЛИ́ППИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ППИ (Lippi), итал. живописцы, отец и сын.
Фра Филиппо (ди Томмазо) (ок. 1406, Флоренция – 9.10.1469, Сполето) принадлежит к крупнейшим мастерам Раннего Возрождения. Обучился живописи уже после вступления в орден кармелитов (1421). Непосредств. учителя неизвестны; на его становление повлияли живопись Мазаччо и Фра Анджелико, скульптура Донателло и Луки делла Роббиа, а также худож. впечатления, полученные во время пребывания в Сиене (ок. 1426–28) и Падуе (1434). При жизни Фра Филиппо его иск-во ценилось очень высоко: в числе заказчиков – члены семейства Медичи, архиепископ Флоренции, флорентийская синьория и др. Возможно, известность позволила художнику сохранить положение в обществе и после того, как он, будучи капелланом женского мон. Санта-Маргерита в Прато, полюбил монахиню Лукрецию Бути (которая позировала ему в 1456 для одного из образов Мадонны), вместе с ней покинул монастырь и поселился в Прато.
Первые документированные работы Фра Филиппо выполнены им для мон. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции: плохо сохранившаяся фреска «Утверждение (Реформа) устава ордена кармелитов» (ок. 1428–30) и доска «Мадонна с Младенцем в окружении святых и монахов-кармелитов» (Кастелло-Сфорцеско, Милан; вероятно, была частью алтарной преграды). Произведения кон. 1430-х – 1440-х гг. («Мадонна Корнето Тарквиния», 1437, Нац. галерея старого иск-ва, Рим; «Двойной портрет», ок. 1440, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) заставляют предполагать знакомство Фра Филиппо с нидерл. живописью (творчеством Я. ван Эйка). В них представлены новые для итал. иск-ва темы (Мадонна в домашней обстановке, двойной портрет) и многочисл. иконографич. цитаты (иллюзионистич. картуш с датой и др.) из сев. живописи.
В алтарных образах Фра Филиппо стремился приблизиться к живописности нидерл. мастеров, добиваясь многослойности и светоносности цвета, превосходящих возможности темперы, в которой он работал; таким образом его живопись подготавливала переход к масляной живописи в итал. иск-ве. В его больших алтарях – «Алтарь Барбадори» («Мадонна с Младенцем и святыми Фредианом и Августином», 1437–39, Лувр, Париж), «Коронование Богоматери» (1443–47), «Мадонна с Младенцем и святыми Франциском, Дамианом, Косьмой и Антонием Падуанским» (ок. 1445; оба – галерея Уффици, Флоренция) – формируется новая концепция единого глубокого живописного пространства: сочетая интерьер и пейзаж, оно наполняется объёмными фигурами, окутанными возд. средой. Всё более сложными становятся перспективные построения, что особенно заметно в сценах «Благовещения» (ок. 1443 и ок. 1450, оба – Старая пинакотека, Мюнхен; ок. 1445, ц. Сан-Лоренцо, Флоренция; 1450-е гг., Нац. галерея старого иск-ва, Рим). В образах Мадонны с Младенцем (Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция; 1465, галерея Уффици) Фра Филиппо с тонкой живописностью пишет формы, имитирующие скульптурные рельефы; в «Мадонне с Младенцем в окружении сцен из жизни св. Анны» (1452, Палаццо Питти, Флоренция) использует форму тондо, выстраивая сложную центрич. композицию. Ряд работ на тему «Поклонение Младенцу» (ок. 1460, Гос. музеи, Берлин; ок. 1455 и ок. 1463, оба – галерея Уффици) – первые ночные сцены в живописи кватроченто.
В Прато Фра Филиппо расписал хор ц. Св. Стефана (1452–66). В расположенных напротив друг друга историях св. Иоанна Крестителя и св. Стефана художник выстраивает разл. типы пространства: глубокая перспектива, созданная архит. кулисами; гористые ландшафты и др. Тщательно продуманные композиция и размещение фигур, особый линейный ритм (развитый затем С. Боттичелли) наделяют эти росписи особым динамизмом. По заказу коммуны Сполето Фра Филиппо выполнил роспись в ром. соборе Сан-Руфино (1466–69; завершена Фра Диаманте и Филиппино Липпи), использовав вогнутую поверхность апсиды для создания глубокого пейзажного пространства и разделив композицию на 3 части иллюзорными колоннами, повторяющими колонны, фланкирующие апсиду.
В Прато вокруг Фра Филиппо и Фра Диаманте сложилась обширная мастерская; учениками Фра Филиппо были С. Боттичелли, Филиппино Липпи и, возможно, А. дель Верроккьо.
Филиппино (ок. 1457, Прато – 18.4.1504, Флоренция) учился в Сполето у отца, с 1472 – у С. Боттичелли во Флоренции. Влиянием обоих мастеров отмечены ранние работы Филиппино, большинство из которых приписаны ему по стилистич. признакам [«Мадонна с Младенцем», кон. 1470-х – нач. 1480-х гг., галерея Уффици; «Товий и ангел», ок. 1475–80, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон; «Поклонение Младенцу», сер. 1480-х гг., Эрмитаж, С.-Петербург; состоящее из двух тондо «Благовещение», 1483–84, Гор. пинакотека, Сан-Джиминьяно; также кассоне с историями Есфири, Лукреции (Палаццо Питти) и Вирджинии – Лувр, Париж]. Ок. 1485–86 Филиппино завершает росписи Мазаччо и Мазолино в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, сознательно подражая художникам 1420-х гг., однако ему свойственны меньшая монументальность пластич. масс и бо́льшая приверженность к линейному ритму. Собств. стиль зрелых работ Филиппино («Явление Богоматери св. Бернарду», 1485–87, ц. Бадия, Флоренция; «Поклонение волхвов», 1496, галерея Уффици, и др.) отличается динамизмом, который достигается удлинением фигур, сложным ритмом ярких цветовых пятен и прихотливым узором линий.
Пребывание в Риме в 1488–93 открыло для Филиппино античное иск-во, повлиявшее на все его дальнейшие работы. Расписывая капеллу Карафа в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1488–1493), он вдохнул жизнь в сложную доминиканскую иконографич. программу, поместив её в декорации рим. античности. В росписи капеллы Строцци в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1487–1502) Филиппино преображает реальную архитектуру готич. капеллы с помощью написанных гризайлью антикизирующих колонн и рельефов, создав единый ансамбль, включающий в себя витражи (по его рисункам) и надгробие работы Б. Росселлино. Экспрессивные сцены из житий св. Филиппа и св. Иоанна Евангелиста разворачиваются на фоне фантастич. «античной» архитектуры и обрамлены изысканными гротесками. Сохранилось большое число рисунков Филиппино (штудии, зарисовки античных памятников, наброски и др.). Среди последователей Филиппино – сотрудничавший с ним Раффаэллино дель Гарбо.