Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КО́ВЕНТ-ГА́РДЕН»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 383

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«Ковент-Гарден». Здание театра. Фото. Ок. 1897.

«KО́ВЕНТ-ГА́РДЕН» («Covent Garden») [по назв. рай­она в Лон­до­не; от convent garden – мо­на­стыр­ский сад; офиц. назв. Ко­ро­лев­ский опер­ный дом (Royal Opera House)], круп­ней­ший опер­ный те­атр Ве­ли­ко­бри­та­нии; од­на из са­мых пре­стиж­ных ми­ро­вых опер­ных сцен. Те­атр ос­нован англ. те­ат­раль­ным дея­те­лем и ак­тё­ром Дж. Ри­чем, от­крыт в 1732 пье­сой «Свет­ские обы­чаи» У. Кон­гри­ва. В 18 – 1-й пол. 19 вв. здесь су­ще­ст­во­ва­ло нес­коль­ко са­мо­сто­ят. трупп; на­ря­ду с дра­ма­тич., опер­ны­ми, ба­лет­ны­ми спек­так­ля­ми уст­раи­ва­лись цир­ко­вые пред­став­ле­ния, ста­ви­лись бал­лад­ные опе­ры. Пер­вая опе­ра на сце­не «К.-Г.»  «Вер­ный пас­тух» Г. Ф. Ген­де­ля (1734); до 1737 по­став­ле­но нес­коль­ко опер Ген­де­ля, пред­на­зна­чен­ных им для это­го те­ат­ра («Арио­дант», «Аль­ци­на», «Бе­ре­ни­ка» и др.). По­сле смер­ти Ри­ча в 1761 те­атр воз­гла­вил пе­вец Дж. Бирд, в ре­пер­туа­ре ста­ли пре­об­ла­дать муз. спек­так­ли: ста­ви­лись опе­ры В. А. Мо­цар­та, К. M. фон Ве­бе­ра и дру­гих нем., франц. и итал. ком­по­зито­ров, в т. ч. на­пи­сан­ные спе­ци­аль­но для «К.-Г.» (напр., «Обе­рон» Ве­бе­ра, 1826). В 1847 дра­ма­тич. спек­так­ли бы­ли ис­клю­че­ны из ре­пер­туа­ра. В 19 в. в опе­рах уча­ст­во­ва­ли круп­ней­шие ев­роп. пев­цы: М. Ма­либ­ран, Джу­лия Гри­зи, М. Аль­бо­ни, А. Там­бу­ри­ни, Дж. Ма­рио, П. Ви­ар­до-Гар­сия, А. Пат­ти, К. Ниль­сон, П. Лук­ка, H. Мел­ба, Л. Нор­ди­ка, Э. Там­бер­лик и др. В 1858–64, на­ря­ду со спек­так­ля­ми тра­диц. ре­пер­туа­ра (итал., нем., франц. опе­ры 18–19 вв., пре­им. на итал. яз.), осо­бая англ. труп­па ста­ви­ла опе­ры М. Бал­фа, Т. А. Ар­на, У. Бой­са и др. англ. ком­по­зи­то­ров. В кон. 19 в. ус­та­но­ви­лась тра­ди­ция ис­пол­не­ния опер на язы­ке ори­ги­на­ла, со­хра­нив­шая­ся по­ны­не, ста­ли вы­сту­пать разл. иностр. труп­пы, рас­ши­рил­ся ре­пер­ту­ар. Со­бы­тия­ми боль­шой ху­дож. зна­чи­мо­сти яви­лись по­ста­нов­ки тет­ра­ло­гии Р. Ваг­не­ра «Коль­цо ни­бе­лун­га» (в 1892 под упр. Г. Ма­ле­ра, за­тем в 1898, 1903), опер «Элек­тра» Р. Штрау­са (1910), «Де­ре­вен­ские Ро­мео и Джуль­ет­та» Ф. Ди­лиу­са (1910), «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та (1926), «Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на (1927), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1928). В этот пе­ри­од в те­атр при­гла­ша­лись круп­ней­шие за­ру­беж­ные ди­ри­жё­ры – Г. Ма­лер, Ф. Мотль, X. Рих­тер, Ф. Вейн­гарт­нер, пе­ли Э. Ка­ру­зо, М. Бат­ти­сти­ни, Ф. И. Ша­ля­пин. В 1-й пол. 20 в. важ­ную роль в дея­тель­но­сти «К.-Г.» сыг­рал Т. Би­чем (ди­ри­жи­ро­вал с 1910; в 1932–39 худ. рук.), проч­но ут­вер­див­ший в ре­пер­туа­ре те­ат­ра про­из­ве­де­ния англ. ком­по­зи­то­ров 20 в. Раз­ви­тию те­ат­ра спо­соб­ст­во­ва­ли анг­лий­ские (Г. Вуд, A. Ко­утс) и ино­стран­ные (Б. Валь­тер, Р. Штра­ус) ди­ри­жё­ры.

В кон. 1930-х гг. те­атр стал го­су­дар­ст­вен­ным. В 1939 был за­крыт, во­зоб­но­вил свою дея­тель­ность в кон. 1946. Те­атр стре­мит­ся про­па­ган­ди­ро­вать луч­шие опе­ры англ. клас­си­ки (пре­ж­де все­го Г. Пёр­сел­ла) и ком­по­зи­то­ров 20–21 вв.: Р. Во­ан-Уиль­ям­са, Б. Брит­те­на, М. Тип­пет­та, А. Блис­са, Х. Бер­туи­ст­ла, П. М. Дей­ви­са, Т. Аде­са, С. Мак­рея и др. Ре­пер­ту­ар вклю­ча­ет опе­ры разл. нац. школ и эпох, в т. ч. А. Бер­га и А. Шён­бер­га, Л. Яна­че­ка и Б. Бар­то­ка, П. И. Чай­ков­ско­го и А. П. Бо­ро­ди­на, С. С. Про­кофь­е­ва и Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. Опе­ры эпо­хи ба­рок­ко и от­час­ти вен­ской клас­сич. шко­лы ста­вят­ся с учё­том осо­бен­но­стей аутен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (с уча­сти­ем кон­тра­те­но­ров, ис­поль­зо­ва­ни­ем в ор­ке­ст­ре «ис­то­ри­че­ских» ин­ст­ру­мен­тов). В спек­так­лях были за­ня­ты круп­ней­шие пев­цы ми­ра, сре­ди них – Э. Шварц­копф, К. Флаг­стад, М. Кал­лас, В. де Лос Анхе­лес, Дж. Са­зер­ленд, Г. П. Виш­нев­ская, Л. Прайс, Дж. Ви­керс, Т. Гоб­би, Б. Ниль­сон, Б. Хри­стов, Н. Гед­да, П. До­мин­го, Х. Хот­тер, Н. Гя­у­ров, К. Бер­гон­ци, Д. Ма­кин­тайр, М. Ланг­дон, Д. А. Хво­ро­стов­ский, В. В. Га­лу­зин, Дж. Бо­уман, Д. Да­ни­елс. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны муз. ру­ко­во­ди­те­ля­ми те­ат­ра бы­ли ди­ри­жё­ры: К. Ранкль (1946–1951), Р. Ку­бе­лик (1955–58), Г. Шол­ти (1961–71), К. Дей­вис (1971–86), Б. Хай­тинк (1987–2002); с 2002 – А. Пап­па­но. Спек­так­ля­ми ди­ри­жи­ро­ва­ли К. Аб­ба­до, П. Бу­лез, Дж. Э. Гар­ди­нер, К. фон До­на­ньи, К. М. Джу­ли­ни, Р. Кем­пе, Э. Клай­бер, О. Клем­пе­рер, Ч. Мак­ке­рас, Дж. Прит­чард, С. Реттл, Г. Н. Рож­дест­вен­ский, Э. П. Са­ло­нен и др. зна­ме­ни­тые му­зы­кан­ты. Сре­ди круп­ней­ших ре­жис­сё­ров – Ф. Дзеф­фи­рел­ли, Л. Вис­кон­ти.

С 1946 на сце­не «К.-Г.» вы­сту­па­ет так­же ба­лет­ная труп­па «Сэд­лерс-Уэллс» (с 1957 но­сит назв. Ко­ро­лев­ский ба­лет Ве­ли­ко­бри­та­нии).

Зда­ние те­ат­ра два­ж­ды вос­ста­нав­ли­ва­лось по­сле по­жа­ров 1808 и 1856 (1856–1857, арх. Э. М. Бэр­ри). С 1858 спек­так­ли да­ют­ся в совр. зда­нии; по­сле ре­кон­ст­рук­ции 1997–99 зри­тель­ный зал име­ет 2268 мест. Экс­пе­рим. опер­ные по­ста­нов­ки и кон­цер­ты про­хо­дят на сце­не фи­лиа­ла «Лин­бе­ри Стью­дио» (394 мес­та).

Лит.: Northcott R. Covent Garden and the Royal opera. L., 1924; Shawe-Taylor D. Co­vent Garden. L., 1948; Rosenthal H. D. Two cen­turies of opera at Covent Garden. L., 1958; Donald­son F. The Royal Opera House in the twentieth century. L., 1987; Lebrecht N. Covent Garden: the untold story. L., 2001.

Вернуться к началу