Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАШМИ́РСКИЙ ШИВАИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Пахомов (Практика.)

КАШМИ́РСКИЙ ШИВАИ́ЗМ, ком­плекс ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. ши­ва­ит­ских школ (см. Ши­ва­изм) мо­ни­стич. ха­рак­те­ра, дей­ст­во­вав­ших в Каш­ми­ре в 8–18 вв. Од­но из са­мо­на­зва­ний К. ш. – три­ка (букв. – триа­да) обо­зна­ча­ет со­во­куп­ность трёх фун­дам. фи­лос. ка­те­го­рий. Сре­ди разл. ва­ри­ан­тов этой триа­ды: Ши­ва (выс­ший Бог), Шак­ти (его бо­жеств. энер­гия) и ин­ди­ви­ду­аль­ная ду­ша; три эле­мен­та зна­ния (по­знаю­щий, по­зна­вае­мое, са­мо­по­зна­ние); три уров­ня ре­чи и др.

По пре­да­нию, уче­ние К. ш. бы­ло пе­ре­да­но лю­дям Ши­вой в не­за­па­мят­ные вре­ме­на, но вви­ду по­сле­дую­ще­го ис­ка­же­ния его лож­ны­ми дуа­ли­стич. пред­став­ле­ния­ми по­тре­бо­ва­лось но­вое от­кро­ве­ние, ко­то­рое по­лу­чил жив­ший близ г. Шри­на­гар (Сри­на­гар) муд­рец Ва­су­гуп­та (8–9 вв.). Ши­ва явил­ся ему во сне и объ­явил, что на го­ре Ма­ха­де­ва на осо­бом кам­не вы­се­че­ны сло­ва уче­ния. Ва­су­гуп­та на­шёл ка­мень, лег­ко пе­ре­вер­нул его и об­на­ру­жил вы­се­чен­ные на нём сут­ры. Это ле­ген­да о про­ис­хо­ж­де­нии од­но­го из важ­ней­ших тек­стов К. ш. – «Ши­ва-сутр». По пре­да­нию, ка­мень со­хра­нил­ся до­ны­не, од­на­ко тек­ста на нём нет.

Источники

Боль­шин­ст­во осн. про­из­ве­де­ний К. ш. бы­ло со­став­ле­но в 8–12 вв. – в пе­ри­од рас­цве­та этой тра­ди­ции. Лит-ра К. ш. со­сто­ит из раз­де­лов «ага­ма», «спан­да» и «прать­яб­хидж­ня». Про­из­ве­де­ния, со­став­ляю­щие раз­дел «ага­ма» (букв. – свя­щен­ная тра­ди­ция), счи­та­ют­ся от­кро­ве­ни­ем, по­лу­чен­ным не­посред­ст­вен­но от Бо­га. В этот раз­дел вхо­дят не­ко­то­рые тан­тры, из ко­то­рых осо­бен­но важ­ны «Ма­ли­ни­вид­жая», «Свачч­хан­да», «Видж­ня­наб­хай­ра­ва», «Не­тра». К это­му же раз­де­лу от­но­сят­ся и «Ши­ва-сут­ры». Осн. текст раз­де­ла «спан­да» – «Спан­да-ка­ри­ки» Кал­ла­ты Бхат­ты (9 в.), уче­ни­ка Ва­су­гуп­ты. В про­из­ве­де­ни­ях, от­но­ся­щих­ся к это­му раз­де­лу, раз­ви­ва­ет­ся идея аб­со­лют­но­го на­ча­ла как уни­вер­саль­ной виб­ри­рую­щей энер­гии (спан­да). В тре­тий раз­дел, «пратья­бхидж­ня» (букв. – уз­на­ва­ние), вхо­дят тек­сты ме­та­фи­зич. ха­рак­те­ра. Сло­вом «прать­яб­хидж­ня» обо­зна­ча­ет­ся так­же от­дель­ное, пре­им. фи­ло­соф­ское, на­прав­ле­ние в рам­ках К. ш., ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го был Со­ма­нан­да (9–10 вв.), ав­тор фун­дам. трак­та­та «Ши­вад­риш­ти» («Со­зер­ца­ние Ши­вы»). Уче­ник Со­ма­нан­ды – Ут­па­ла­де­ва раз­ра­бо­тал клю­че­вое по­ня­тие сис­те­мы – прать­яб­хидж­ня – в трак­та­те «Иш­ва­рап­рать­яб­хидж­ня-ка­ри­ки» («Сти­хи об уз­на­ва­нии Иш­ва­ры»). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель прать­яб­хидж­ни и К. ш. в це­лом – Аб­хи­на­ва­гуп­та (10–11 вв.). Сре­ди др. мыс­ли­те­лей К. ш. вы­де­ля­ют­ся уче­ник Аб­хи­на­ва­гуп­ты Кше­ма­рад­жа (10–11 вв.) и Джая­рат­ха (12 в.), ав­тор ком­мен­та­рия к осн. ра­бо­те Аб­хи­на­ва­гуп­ты – «Тан­тра­ло­ка» («Свет тан­тры»). Час­то по­ня­тие прать­яб­хидж­ни ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния К. ш. как та­ко­во­го.

Учение

В К. ш. ос­но­вой ми­ро­зда­ния счи­та­ет­ся Выс­шее Бо­же­ст­во (Па­ра­меш­ва­ра), или аб­со­лют­ное, ни­чем не обу­слов­лен­ное, не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное Соз­на­ние (Па­ра­сам­вит), ко­то­рое и про­ни­зы­ва­ет весь мир, и на­хо­дит­ся за его пре­де­ла­ми. Это так­же бо­же­ст­вен­ное «Я», все­мо­гу­щая энер­гия. Выс­шее Бо­же­ст­во есть со­еди­не­ние двух не­раз­де­ли­мых и веч­ных прин­ци­пов – Ши­вы и Шак­ти; эти же прин­ци­пы при­ме­ни­тель­но к аб­со­лют­но­му Соз­на­нию по­ни­ма­ют­ся как чис­тый бо­же­ст­вен­ный свет (пра­ка­ша) и ди­на­мич­ное са­мо­соз­на­ние (ви­мар­ша). В по­ле­ми­ке с кон­цеп­ци­ей не­из­мен­но­го Аб­со­лю­та у Шан­ка­ры пред­ста­ви­те­ли К. ш. счи­та­ли, что Аб­со­лют не мо­жет ог­ра­ни­чи­вать­ся толь­ко «бо­же­ст­вен­ным све­том» и пред­став­ля­ет со­бой тес­ную взаи­мо­связь пра­ка­ши и ви­мар­ши. По сло­вам Кше­ма­рад­жи («Па­ра­пра­ве­ши­ка»), «ес­ли бы [выс­шая ре­аль­ность] не об­ла­да­ла ви­мар­шей, она бы­ла бы бес­силь­ной и инерт­ной».

Ши­ва на­де­лён пя­тью осн. функ­ция­ми: са­мо­ог­ра­ни­че­ни­ем, тво­ре­ни­ем, со­хра­не­ни­ем, раз­ру­ше­ни­ем Все­лен­ной, а так­же бла­го­да­тью. Шак­ти же есть един­ст­во пя­ти осн. энер­гий: све­та са­мо­соз­на­ния, аб­со­лют­но­го бла­жен­ст­ва, со­вер­шен­ной во­ли, выс­ше­го зна­ния и выс­шей си­лы дей­ст­вия.

В раз­ра­бо­тан­ной К. ш. слож­ной кар­ти­не эво­лю­ции ми­ро­зда­ния Ши­ва и Шак­ти пред­став­ля­ют со­бой два веч­ных на­ча­ла бы­тия (тат­твы), из ко­то­рых по­сле­до­ва­тель­но эма­ни­ру­ют 34 его сту­пе­ни. Мир по­яв­ля­ет­ся в ре­зуль­та­те спон­тан­но­го во­ле­изъ­яв­ле­ния Аб­со­лю­та, на­кла­ды­ваю­ще­го ог­ра­ни­че­ние на свою пол­но­ту и тем са­мым по­ро­ж­даю­ще­го мир со всей его мно­же­ст­вен­но­стью. Т. о., Все­лен­ная есть лишь ди­на­ми­че­ское и це­ле­на­прав­лен­ное «са­мо­рас­кры­тие» Аб­со­лю­та. Из двух веч­ных таттв вна­ча­ле по­яв­ля­ют­ся три «чис­тые» сту­пе­ни (Са­да­ши­ва, Иш­ва­ра и Шуд­д­ха­ви­дья), где ещё от­сут­ст­ву­ет раз­рыв ме­ж­ду субъ­ек­тив­ным и объ­ек­тив­ным ком­по­нен­та­ми опы­та. За­тем всту­па­ет в дей­ст­вие ом­ра­чаю­щая си­ла майи и пя­ти её прин­ци­пов (кан­чу­ки), об­ра­зую­щих сле­дую­щие шесть сту­пе­ней-таттв, и с них на­чи­на­ет­ся тво­ре­ние «не­чис­то­го» ха­рак­те­ра. Ка­ж­дая из кан­чук пред­став­ля­ет со­бой ог­ра­ни­че­ние бо­же­ст­вен­но­го со­вер­шен­ст­ва и его под­ме­ну ог­ра­ни­чен­ным дей­ст­ви­ем, ог­ра­ни­чен­ным зна­ни­ем, стрем­ле­ни­ем к осу­ще­ст­в­ле­нию отд. же­ла­ний, вре­ме­нем, про­стран­ст­вом, при­чин­но­стью и фор­мой. Един­ст­во опы­та рас­ще­п­ля­ет­ся при этом на «я» и «не-я».

Даль­ней­шая эво­лю­ция ми­ра про­ис­хо­дит по схе­ме, опи­сан­ной в фи­ло­со­фии санкхьи, с той раз­ни­цей, что в К. ш. пу­ру­ша (ду­ша) – это не аб­со­лют­ное, а за­ви­си­мое ин­ди­ви­ду­аль­ное на­ча­ло, а прак­ри­ти (пер­вич­ная ма­те­рия) не еди­нич­на, а мно­же­ст­вен­на: для ка­ж­дой пу­ру­ши есть своя прак­ри­ти. По­сле про­яв­ле­ния по­след­ней, 36-й тат­твы (пер­во­сти­хия зем­ли), фор­ми­ру­ет­ся кос­мос, за­се­ляе­мый разл. су­ще­ст­ва­ми. Мыс­ли­те­ли К. ш. раз­де­ля­ли эти су­ще­ст­ва на семь ие­рар­хич. клас­сов в за­ви­си­мо­сти от их от­но­ше­ния к ду­хов­но­му по­зна­нию и на­ли­чию ли­бо от­сут­ст­вию у них трёх т. н. за­гряз­не­ний (ма­лы): из­на­чаль­ной глу­бин­ной ог­ра­ни­чен­но­сти, раз­ли­че­ния и мно­го­об­ра­зия, эгои­стич. по­бу­ж­де­ний, вле­ку­щих за со­бой ог­ра­ни­чен­ные дей­ст­вия с оп­ре­де­лён­ны­ми по­след­ст­вия­ми (кар­ма). На вер­ши­не ие­рар­хии сто­ят со­вер­шен­ные су­ще­ст­ва, на­зы­вае­мые ака­ла­ми (не имею­щи­ми ог­ра­ни­че­ний), чья сфе­ра пре­бы­ва­ния сов­па­да­ет с дву­мя веч­ны­ми (Ши­ва и Шак­ти) тат­тва­ми. Низ­шим же клас­сом су­ществ яв­ля­ют­ся са­ка­лы (имею­щие ог­ра­ни­че­ния), ко­то­рые отя­го­ще­ны все­ми тре­мя ма­ла­ми, мак­си­маль­но от­да­ляю­щи­ми их от ис­тин­но­го по­ни­ма­ния. Ду­ша по сво­ей при­ро­де иден­тич­на Па­ра­меш­ва­ре, од­на­ко, на­хо­дясь под бре­ме­нем «за­гряз­не­ний», не мо­жет осоз­нать это.

Фи­ло­со­фия К. ш. сход­на с сис­те­ма­ми мыс­ли др. ши­ва­ит­ских школ, осо­бен­но с шай­ва сидд­хан­той.

Практика

Мыс­ли­те­ли и на­став­ни­ки К. ш. пред­ла­га­ют сво­им по­сле­до­ва­те­лям со­от­вет­ст­вую­щие пси­хоп­рак­ти­ки, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав их в ви­де че­ты­рёх «средств» (упаи): 1) ана­во­пая (со­зер­ца­ние разл. объ­ек­тов как внеш­них, так и внут­рен­них); 2) шак­то­пая (разл. фор­мы са­мо­со­зер­ца­ния); 3) шамб­ха­во­пая (пе­ре­жи­ва­ние бла­жен­ст­ва ис­тин­но­го «я» и реа­ли­за­ция его бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды без по­мо­щи ума). Выс­шей ча­стью шамб­ха­во­паи яв­ля­ет­ся ану­пая – реа­ли­за­ция «я» без уси­лий. Дви­га­ясь от ана­во­паи к ану­пае, адепт окон­ча­тель­но уда­ля­ет свои «за­гряз­не­ния» и «уз­на­ёт» в се­бе Бо­га, что зна­ме­ну­ет об­ре­те­ние сво­бо­ды (мок­ша). Как и в ши­ва­из­ме в це­лом, в К. ш. ве­ли­ка роль гу­ру, без уча­стия ко­то­ро­го поч­ти не­воз­мож­но нис­хо­ж­де­ние бо­же­ст­вен­ной ми­ло­сти (шак­ти­па­та) на уче­ни­ка, а зна­чит, и ос­во­бо­ж­де­ние. 

Прак­ти­ка.. Лит.: Dyczkowski M. S. G. The doctrine of vi­bration: an analysis of the doctrines and prac­tices of Kashmir Shaivism. Albany, 1987; Mül­ler-Ortega P. E. The triadic Heart of Śiva: Kaula tantricism of Abhinavagupta in the non-dual Shaivism of Kashmir. Albany, 1989; Pan­dit B. N. History of Kashmir Śaivism. Sri­na­gar, 1989; Flood G. D. Body and cosmology in Kashmir ́Saivism. S. F., 1993; Mishra K. Kash­mir Śaivism: the central philosophy of tantrism. New Delhi, 1999; Chatterji J. C. Kashmir Shaivism. 3rd ed. Culver City, 2000; Пан­дит Б. Н. Ос­но­вы каш­мир­ско­го ши­ва­из­ма. М., 2004. См. так­же лит. при ст. Аб­хи­на­ва­гуп­та.

Вернуться к началу