Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН КРЕСТИ́ТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 519

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
Архив БРЭ «Иоанн Креститель – Ангел пустыни». Икона рязанской школы. 16 в. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

ИОА́НН КРЕСТИ́ТЕЛЬ, Ио­анн Пред­те­ча (’Ιωάννης Βαπτιστής) (ум. ок. 29 н. э.), в хри­сти­ан­ст­ве по­след­ний про­рок, пред­те­ча Хри­ста Мес­сии, воз­вес­тив­ший о Его ско­ром при­ше­ст­вии (Ин. 1:19–27), свя­той.

Архив БРЭ Караваджо. «Усекновение главы Иоанна Крестителя». 1607–08. Оратория церкви Святого Иоанна Крестителя (Валлетта).

Упо­мя­нут в Чет­ве­ро­еван­ге­лии, наи­бо­лее пол­ный рас­сказ о ро­ж­де­нии и жиз­ни И. К. со­дер­жит­ся в Еван­ге­лии от Лу­ки. Сын За­ха­рии, свя­щен­ни­ка из Авие­вой чре­ды, и Ели­са­ве­ты, из ро­да Аа­ро­но­ва, со­сто­яв­шей в род­ст­ве с Ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста Ма­ри­ей (см. Бо­го­ро­ди­ца). О бу­ду­щем ро­ж­де­нии сы­на За­ха­рия уз­нал от ан­ге­ла в мо­мент ка­ж­де­ния в хра­ме, со­вер­шав­ше­го­ся им по свя­щен­ни­че­ско­му жре­бию (Лк. 1:5–25). Ме­стом ро­ж­де­ния И. К., про­изо­шед­шего при­мер­но за 6 мес до ро­ж­де­ния Ии­су­са, на­зы­ва­ет­ся «на­гор­ная стра­на Иу­дей­ская» (Лк. 1:65). Ро­ж­де­нию И. К. пред­ше­ст­во­ва­ла встре­ча Ели­са­ве­ты и Ма­рии, ко­гда мла­де­нец во чре­ве Ели­са­ве­ты при­вет­ст­во­вал гря­ду­ще­го Спа­си­те­ля (Лк. 1:44). О го­дах от­ро­че­ст­ва и юно­сти И. К. све­де­ний нет, за ис­клю­че­ни­ем ука­за­ния на по­сто­ян­ное пре­бы­ва­ние его «в пус­ты­нях до дня яв­ле­ния сво­его Из­раи­лю» (Лк. 1:80). В пят­на­дца­тый год прав­ле­ния имп. Ти­бе­рия И. К. на­чал про­по­ведь «по всей ок­ре­ст­ной стра­не Иор­дан­ской» (Лк. 3:3). В ос­но­ву про­по­ве­ди был по­ло­жен при­зыв к очи­ще­нию и бла­го­тво­ре­нию как пре­ду­го­тов­ле­нию к встре­че гря­ду­ще­го Мес­сии: «И он про­хо­дил по всей ок­ре­ст­ной стра­не Иор­дан­ской, про­по­ве­дуя кре­ще­ние по­кая­ния для про­ще­ния гре­хов...» (Лк. 3:3); «…я кре­щу вас во­дою, но идет Силь­ней­ший ме­ня, у Ко­то­ро­го я не­дос­то­ин раз­вя­зать ре­мень обу­ви; Он бу­дет кре­стить вас Ду­хом Свя­тым и ог­нем» (Лк. 3:16). В Ви­фа­ва­ре при Иор­да­не И. К. встре­тил­ся с Ии­су­сом, здесь про­изош­ло кре­ще­ние Ии­су­са (Ин. 1:28–34), уче­ни­ки И. К. то­гда же пер­вы­ми об­ра­ти­лись (при­шли к ве­ре) к Спа­си­те­лю (Ин. 1:35–37). В сво­ей про­по­ве­ди И. К. за­тра­ги­вал зло­бо­днев­ные про­бле­мы ре­лиг.-по­ли­тич. жиз­ни иу­дей­ско­го на­се­ле­ния Па­ле­сти­ны, и пре­ж­де все­го по­стыд­ное и ос­к­вер­няю­щее с точ­ки зре­ния иу­дей­ско­го ре­лиг. за­ко­на (Кни­га Ле­вит) со­жи­тель­ст­во­ва­ние Иро­да Ан­ти­пы, чет­вер­тов­ла­ст­ни­ка в Иу­дее, с Иро­диа­дой, же­ной его бра­та Фи­лип­па, при жиз­ни по­след­не­го. Про­по­ведь И. К. о гря­ду­щем Мес­сии и рез­кая кри­ти­ка нрав­ствен­но­го об­ли­ка пра­ви­те­ля Иу­деи пред­став­ля­ли су­ще­ст­вен­ную по­ли­тич. уг­ро­зу. По при­ка­зу Иро­да И. К. был за­клю­чён в тюрь­му (Лк. 3:19–20), где позд­нее был каз­нён. Еван­гель­ское из­ло­же­ние сви­де­тель­ст­ву­ет, что казнь И. К. (че­рез усек­но­ве­ние гла­вы) со­стоя­лась по тре­бо­ва­нию Са­ло­меи, до­че­ри Иро­диа­ды, спе­ци­аль­но нау­чен­ной ма­те­рью про­сить го­ло­ву И. К. как на­гра­ду за ис­пол­нен­ный на пи­ру Иро­да та­нец (Мк. 6:21–29).

Опи­са­ние пус­тын­но­жи­тель­ст­ва И. К., а так­же осн. по­ло­же­ний его про­по­ве­ди по­зво­ля­ет за­клю­чить, что по ре­лиг. ми­ро­воз­зре­нию он был бли­зок к ес­се­ям. На это ука­зы­ва­ют, в ча­ст­но­сти, мес­си­ан­ские и со­ци­аль­ные ас­пек­ты про­по­ве­ди, прак­ти­ка дли­тель­ных по­стов в сре­де уче­ни­ков И. К., обу­сло­вив­шая их по­ле­ми­ку с Ии­су­сом (Мф. 9:14–15), ис­поль­зо­ва­ние ри­ту­аль­но­го омо­ве­ния, ос­мыс­лен­но­го И. К. как эле­мент ду­хов­но­го пре­д­уго­тов­ле­ния к при­ше­ст­вию Мес­сии.

Дни па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 24 ию­ня (7 ию­ля) рож­дест­во, 29 авг. (11 сент.) усе­кно­ве­ние гла­вы, 7(20) янв., 24 февр. (9 мар­та), 25 мая (7 ию­ня), 23 сент. (6 окт.), 12(25) окт.; в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 24 ию­ня, 29 авг., 24 февр.

Иконография

Архив БРЭ Иоанн Креститель. Деисусный чин. Фрагмент. Мозаика. 2-я пол. 12 в. Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбул).
Архив БРЭ Л. Кранах Старший. «Пир Ирода». 1531. Музей «Уодсуорт Атенеум» (Хартфорд, США).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния И. К. встре­ча­ют­ся в рос­пи­сях рим. ка­та­комб (в сце­не Кре­ще­ния Гос­под­ня; 2–3 вв.), где он пред­ста­ёт в об­ра­зе зре­ло­го му­жа с ко­рот­кой бо­ро­дой, оде­тый как фи­ло­соф-ки­ник – в плащ-пал­лий или в пре­поя­са­ние на чрес­лах. С 4 в. он изо­бра­жа­ет­ся как про­рок, в одея­нии из верб­люжь­ей (позд­нее – овечь­ей) шку­ры, с ко­жа­ным поя­сом, в пла­ще, час­то – с об­на­жён­ны­ми до ко­лен но­га­ми (ико­на из мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае, 6 в., Му­зей ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко, Ки­ев). В даль­ней­шем встре­ча­ет­ся трак­тов­ка об­раза И. К. как учи­те­ля и про­по­вед­ни­ка (в ком­по­зи­ции деи­су­са), оде­то­го, по­доб­но апо­сто­лам, в хи­тон и плащ-ги­ма­тий, обыч­но зе­лё­но­го цве­та (сим­вол кре­ще­ния и об­нов­ле­ния). В ви­зант. иск-ве с 13 в. по­яв­ля­ет­ся тип «Ио­анн Кре­сти­тель – Ан­гел пус­ты­ни», где свя­той на­де­лён крыль­я­ми, сим­во­ли­зи­рую­щи­ми его дев­ст­вен­ность и на­по­ми­наю­щи­ми о сло­вах Еван­ге­лия от Мар­ка (1:2): «...вот, Я по­сы­лаю Ан­ге­ла Мое­го пред ли­цем тво­им, ко­то­рый при­го­то­вит путь твой пред то­бою». Ат­ри­бу­ты И. К. – кни­га, аг­нец, по­сох, ча­ша (ино­гда с Жерт­вен­ным Мла­ден­цем или с от­руб­лен­ной го­ло­вой са­мо­го И. К.), в зап. тра­ди­ции так­же кув­шин, ра­ко­ви­на, ак­ри­да, блю­до с пче­ли­ны­ми со­та­ми. На­чи­ная с эпо­хи Ре­нес­сан­са И. К. не­ред­ко изо­бра­жа­ли в ви­де по­лу­об­на­жён­но­го юно­ши (ста­туя До­на­тел­ло и Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но, ок. 1450, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция; кар­ти­на «Ио­анн Кре­сти­тель с агн­цем» Ка­ра­вад­жо, 1601–02, Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим) или ре­бён­ка, час­то со Св. се­мей­ст­вом (кар­тон «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем и св. Ан­ной» Ле­о­нар­до да Вин­чи, нач. 1500-х гг., Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем» Ра­фа­эля, 1507, Лувр, Па­риж), ино­гда с агн­цем («Мла­де­нец Ио­анн Кре­сти­тель с агн­цем» Б. Э. Му­ри­льо, 1660–1665, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Отд. сце­ны жи­тия И. К. с 4 в. из­вест­ны в рос­пи­сях и мо­заи­ках бап­ти­сте­ри­ев, с 6 в. – в ми­ниа­тю­рах ру­ко­пи­сей (Еван­ге­лие Рав­ву­лы, 586, Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция). Жи­тий­ные цик­лы встре­ча­ют­ся в хра­мах, по­свя­щён­ных И. К. (фре­ски ал­тар­ной ка­пел­лы со­бо­ра Сан­то-Сте­фа­но в Пра­то Фи­лип­по Лип­пи, 1452–66), в диа­кон­ни­ках ви­зант. и рус. церк­вей (со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Ан­то­ние­ва мон. в Нов­го­ро­де, 1125), в жи­тий­ных ико­нах («Св. Ио­анн Пред­те­ча в пус­ты­не», мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае, кон. 12 в.; «Св. Ио­анн Пред­те­ча – Ан­гел пус­ты­ни, с жи­ти­ем в 24 клей­мах», 1-я четв. 17 в., Му­зей-за­по­вед­ник «Ко­ло­мен­ское», Мо­ск­ва). Цик­лы, как пра­ви­ло, вклю­ча­ют сю­же­ты с об­ре­те­ни­ем гла­вы И. К., при­чём вто­рое и третье об­ре­те­ния объ­е­ди­ня­ют­ся. Рас­про­стра­нён­ны­ми са­мо­сто­ят. сю­же­та­ми ико­но­пи­си и жи­во­пи­си ста­ли «Ро­ж­де­ст­во Ио­ан­на Кре­сти­те­ля», «Усек­но­ве­ние гла­вы Ио­ан­на Кре­сти­те­ля» и «Усек­но­вен­ная гла­ва Ио­ан­на Кре­сти­те­ля» [в по­стви­зан­тий­ской и рус. ико­но­пи­си её изо­бра­жа­ют ле­жа­щей в ча­ше или на блю­де; в зап.-ев­роп. тра­ди­ции её не­сёт Са­ло­мея («Са­ло­мея с го­ло­вой Иоан­на Кре­сти­те­ля» Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, ок. 1530, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Бу­да­пешт; то же – Г. Ре­ни, 1639, Нац. га­ле­рея Кор­си­ни, Рим)]. В 19 в. к об­ра­зу И. К. об­ра­ща­лись ред­ко («Усек­но­ве­ние гла­вы Ио­ан­на Кре­сти­те­ля» П. Пю­ви де Ша­ван­на, 1869, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Ио­анн Кре­сти­тель» О. Ро­де­на, 1878–80, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон).

Лит.: Ка­мен­нов В. Ико­но­гра­фия св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в вос­точ­ной и за­пад­ной церк­ви // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1887. Июнь. Июль. Сен­тябрь; Sdrakas E. D. Johannes der Täufer in der Kunst des christlichen Ostens. Münch., 1947; Masseron A. St. Jean Baptiste dans l’Art. P., 1957; Stegemann H. Die Essener, Qumran, Johannes der Täufer und Jesus. Ein Sachbuch. Freiburg, 1993; Taylor J. E. John the Baptist within Second Temple Judaism. L., 1997; Mül­ler Ch .G. Mehr als ein Prophet. Die Charak­ter­zeichnung Johannes des Täufers im luka­ni­schen Erzählwerk. Freiburg, 2001; Müller U. B. Johan­nes der Täufer: jüdischer Prophet und Weg­bereiter Jesu. Lpz., 2002.

Вернуться к началу