ПАТЕРИКИ́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТЕРИКИ́, отечники (греч. πατεριϰά), жанр христианской аскетич. лит-ры, сборники рассказов о духовных подвигах подвижников христианского монашества, а также их изречений (апофтегм). Термин «П.» впервые встречается в сочинении визант. агиографа Леонтия Кипрского «Дополнения к житию Иоанна Милостивого» (ок. 641–642). Прославляющие подвиг аскезы, П. предназначены для душеполезного чтения христиан, укрепления в вере. В отличие от жития П. рассказывают не о всей жизни подвижника, а лишь о наиболее значительном, с точки зрения составителя, её эпизоде.
Известны П., посвящённые египетским и отчасти палестинским и визант. монахам 3–6 вв.: «История египетских монахов» (кон. 4 в.), «Лавсаик» Палладия Еленопольского (нач. 5 в.), два сб-ка «Отеческих изречений» («Apophtegmata patrum») [«Азбучно-анонимное собрание» (кон. 5 в.), в котором статьи расположены по именам отцов и по темам безымянных текстов, и «Систематическое собрание» (нач. 6 в., переведённое в сер. 6 в. на лат. яз. рим. диаконами Пелагием и Иоанном), в нём тексты расположены по темам], «Луг духовный» Иоанна Мосха (нач. 7 в.); италийским монахам 5–6 вв. посвящены «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» папы Римского Григория I Великого (на лат. яз., кон. 6 в.; в греч. переводе папы Римского Захарии, ок. 752). «Отеческие изречения», вероятно, были созданы по образцу позднеантичных сб-ков изречений знаменитых людей, возможна также их связь с трактатом «Пиркей Авот» («Поучения отцов») Мишны. П. переводились на мн. языки. В частности, до 5-го Вселенского собора (553) были сделаны переводы на коптский, сир., арм., согдийский, араб. и эфиоп. языки, сохранившие в т. ч. высказывания лиц, позднее осуждённых как еретики (напр., Евагрия Понтийского).
В 10 в. афонским иноком (аввой) Исаией в своеобразном подражании жанру П. был составлен Митерикон с наставлениями монахиням, в котором содержатся многочисл. изречения жён-подвижниц (в 19 в. рукопись Митерикона сер. 15 в. была найдена свт. Феофаном Затворником в Иерусалиме и переведена на рус. язык). П. оказали влияние на традицию визант. исихазма 13–15 вв., в которой присутствовало стремление к возврату к ранним моделям духовной жизни («исихия» – покой, молчание – одно из центр. понятий в изречениях подвижников).
Начало переводов П. на слав. яз. датируется 9–10 вв. Древнейший из них, Скитский патерик, переведённый в 9 в. с греч. рукописи «Систематического собрания», приписывается св. Мефодию (см. Кирилл и Мефодий). В дальнейшем были переведены «История египетских монахов» и «Лавсаик», составившие Египетский патерик (до 950), «Азбучно-анонимное собрание» составило Азбучно-Иерусалимский патерик, а «Диалоги…» Григория Великого – Римский патерик (оба до 971). О древности Синайского патерика, являющегося переводом «Луга духовного», свидетельствует то, что его древнейший список (11–12 вв.) транскрибирован с глаголич. оригинала.
В 10 в. возникли слав. обработки переводных П.: изборные П. – Патерик Египетский краткий и «Лимонарь»; компилятивные П. – Скалигеров патерик, Патерик Тиханова, а также Сводный патерик – самый известный из слав. патериков. О широком распространении разл. П. в рус. книжности домонгольского периода свидетельствует их активное использование при составлении учительной части Пролога (2-я пол. 12 в.). Отд. повести и изречения из разных П. наиболее часто встречаются как в др.-рус. рукописных сб-ках 13–17 вв., так и в старообрядч. сб-ках 18–19 вв.
В кон. 12 – нач. 13 вв. по образцу греческих был создан первый собственно слав. П. – Киево-Печерский патерик, дошедший до нас в нескольких редакциях 14–17 вв. и ставший родоначальником жанра рус. П., таких как Волоколамский патерик (с житием Иосифа Волоцкого, 16 в.), П. в составе разл. сб-ков (напр., «Великих Четьих-Миней», 1530–41) и др. С 17 в. Киево-Печерский патерик неоднократно издавался. В 1640-х гг. на моск. Печатном дворе была подготовлена к изданию новая компиляция патериковых рассказов – Патерик Алфавитный, напечатанный (под назв. «Патерик Азбучный») лишь в 1791 старообрядцами в Супрасльском монастыре (Польша). В сер. 19 в. свт. Игнатий (Брянчанинов) составил «Отечник» («Избранные изречения св. иноков и повести о жизни их») – сб-к изречений древних аскетов, гл. обр. егип. отцов, с историями их жизни и духовных подвигов. С сер. 19 в. определение П. получили печатные сб-ки житий святых, организованные по региональному принципу: Афонский патерик, составленный иеросхимонахом Сергием Святогорцем; анонимный Соловецкий патерик, в котором описываются подвиги иноков Соловецкого монастыря начиная с сер. 15 в.; изданные в 1885–1916 Палестинским обществом более 20 выпусков Палестинского патерика, в каждом из которых была представлена биография одного из палестинских подвижников; Троицкий патерик, составленный в 1892 к 500-летию кончины прп. Сергия Радонежского историком М. В. Толстым (1812–96); Архангельский патерик (1901), повествующий о жизни монахов Архангельской епархии 15–19 вв.; Московский патерик (2003); Оптинский патерик (2006) с житиями оптинских старцев, новомучеников и жизнеописаниями простых насельников.
Ряд патериковых повестей послужил источником для произведений русских (Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин) и зарубежных (А. Франс, Ф. Тиммерманс, Й. Йовков) писателей 19 – нач. 20 вв. В новейшей отеч. лит-ре П. получили расширительное толкование (напр., составленный М. А. Кучерской т. н. Современный патерик – сб-к историй из жизни совр. православных людей).