Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТЕРИКИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 438-439

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: У. Р. Федер

ПАТЕРИКИ́, отеч­ни­ки (греч. πατεριϰά), жанр хри­сти­ан­ской ас­ке­тич. лит-ры, сбор­ни­ки рас­ска­зов о ду­хов­ных под­ви­гах под­виж­ни­ков хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва, а так­же их из­ре­че­ний (апоф­тегм). Тер­мин «П.» впер­вые встре­ча­ет­ся в со­чи­не­нии ви­зант. агио­гра­фа Ле­он­тия Кипр­ско­го «До­пол­не­ния к жи­тию Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го» (ок. 641–642). Про­слав­ляю­щие под­виг ас­ке­зы, П. пред­на­зна­че­ны для ду­ше­по­лез­но­го чте­ния хри­сти­ан, ук­ре­п­ле­ния в ве­ре. В от­ли­чие от жи­тия П. рас­ска­зы­ва­ют не о всей жиз­ни под­виж­ни­ка, а лишь о наи­бо­лее зна­чи­тель­ном, с точ­ки зре­ния со­ста­ви­те­ля, её эпи­зо­де.

Из­вест­ны П., по­свя­щён­ные еги­пет­ским и от­час­ти па­ле­стин­ским и ви­зант. мо­на­хам 3–6 вв.: «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» (кон. 4 в.), «Лав­са­ик» Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го (нач. 5 в.), два сб-ка «Оте­че­ских из­ре­че­ний» («Apophteg­mata patrum») [«Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» (кон. 5 в.), в ко­то­ром ста­тьи рас­по­ло­же­ны по име­нам от­цов и по те­мам бе­зы­мян­ных тек­стов, и «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние» (нач. 6 в., пе­ре­ве­дён­ное в сер. 6 в. на лат. яз. рим. диа­ко­на­ми Пе­ла­ги­ем и Ио­ан­ном), в нём тек­сты рас­по­ло­же­ны по те­мам], «Луг ду­хов­ный» Ио­ан­на Мос­ха (нач. 7 в.); ита­лий­ским мо­на­хам 5–6 вв. по­свя­ще­ны «Диа­ло­ги о жиз­ни и чу­де­сах ита­лий­ских От­цов и о бес­смер­тии ду­ши» па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го (на лат. яз., кон. 6 в.; в греч. пе­ре­во­де па­пы Рим­ско­го За­ха­рии, ок. 752). «Оте­че­ские из­ре­че­ния», ве­ро­ят­но, бы­ли соз­да­ны по об­раз­цу позд­не­ан­тич­ных сб-ков из­ре­че­ний зна­ме­ни­тых лю­дей, воз­мож­на так­же их связь с трак­та­том «Пир­кей Авот» («По­уче­ния от­цов») Миш­ны. П. пе­ре­во­ди­лись на мн. язы­ки. В ча­ст­но­сти, до 5-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (553) бы­ли сде­ла­ны пе­ре­во­ды на копт­ский, сир., арм., со­гдий­ский, араб. и эфи­оп. язы­ки, со­хра­нив­шие в т. ч. вы­ска­зы­ва­ния лиц, позд­нее осу­ж­дён­ных как ере­ти­ки (напр., Еваг­рия Пон­тий­ско­го).

В 10 в. афон­ским ино­ком (ав­вой) Исаи­ей в свое­об­раз­ном под­ра­жа­нии жан­ру П. был со­став­лен Ми­те­ри­кон с на­став­ле­ния­ми мо­на­хи­ням, в ко­то­ром со­дер­жат­ся мно­го­числ. из­ре­че­ния жён-под­виж­ниц (в 19 в. ру­ко­пись Ми­те­ри­ко­на сер. 15 в. бы­ла най­де­на свт. Фео­фа­ном За­твор­ни­ком в Ие­ру­са­ли­ме и пе­ре­ве­де­на на рус. язык). П. ока­за­ли влия­ние на тра­ди­цию ви­зант. иси­хаз­ма 13–15 вв., в ко­то­рой при­сут­ст­во­ва­ло стрем­ле­ние к воз­вра­ту к ран­ним мо­де­лям ду­хов­ной жиз­ни («иси­хия» – по­кой, мол­ча­ние – од­но из центр. по­ня­тий в из­ре­че­ни­ях под­виж­ни­ков).

На­ча­ло пе­ре­во­дов П. на слав. яз. да­ти­ру­ет­ся 9–10 вв. Древ­ней­ший из них, Скит­ский па­те­рик, пе­ре­ве­дён­ный в 9 в. с греч. ру­ко­пи­си «Сис­те­ма­ти­че­ско­го со­б­ра­ния», при­пи­сы­ва­ет­ся св. Ме­фо­дию (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий). В даль­ней­шем бы­ли пе­ре­ве­де­ны «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» и «Лав­са­ик», со­ста­вив­шие Еги­пет­ский па­те­рик (до 950), «Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» со­ста­ви­ло Аз­буч­но-Ие­ру­са­лим­ский па­те­рик, а «Диа­ло­ги…» Гри­го­рия Ве­ли­ко­го – Рим­ский пате­рик (оба до 971). О древ­но­сти Си­най­ско­го па­те­ри­ка, яв­ляю­ще­го­ся пе­ре­во­дом «Лу­га ду­хов­но­го», сви­де­тель­ст­ву­ет то, что его древ­ней­ший спи­сок (11–12 вв.) транс­кри­би­ро­ван с гла­го­лич. ори­ги­на­ла.

В 10 в. воз­ник­ли слав. об­ра­бот­ки пе­ре­вод­ных П.: из­бор­ные П. – Па­те­рик Еги­пет­ский крат­кий и «Ли­мо­нарь»; ком­пи­ля­тив­ные П. – Ска­ли­ге­ров па­те­рик, Па­те­рик Ти­ха­но­ва, а так­же Свод­ный па­те­рик – са­мый из­ве­ст­ный из слав. па­те­ри­ков. О ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии разл. П. в рус. книж­но­сти до­мон­голь­ско­го пе­рио­да сви­де­тель­ст­ву­ет их ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние при со­став­ле­нии учи­тель­ной час­ти Про­ло­га (2-я пол. 12 в.). Отд. по­вес­ти и из­ре­че­ния из раз­ных П. наи­бо­лее ча­сто встре­ча­ют­ся как в др.-рус. ру­ко­пис­ных сб-ках 13–17 вв., так и в ста­ро­об­рядч. сб-ках 18–19 вв.

В кон. 12 – нач. 13 вв. по об­раз­цу гре­че­ских был соз­дан пер­вый соб­ст­вен­но слав. П. – Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик, до­шед­ший до нас в не­сколь­ких ре­дак­ци­ях 14–17 вв. и став­ший ро­до­на­чаль­ни­ком жан­ра рус. П., та­ких как Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик (с жи­ти­ем Ио­си­фа Во­лоц­ко­го, 16 в.), П. в со­ста­ве разл. сб-ков (напр., «Ве­ли­ких Че­тьих-Ми­ней», 1530–41) и др. С 17 в. Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик не­од­но­крат­но из­да­вал­ся. В 1640-х гг. на моск. Пе­чат­ном дво­ре бы­ла под­го­тов­ле­на к из­да­нию но­вая ком­пи­ля­ция па­те­ри­ко­вых рас­ска­зов – Па­те­рик Ал­фа­вит­ный, на­пе­ча­тан­ный (под назв. «Па­те­рик Аз­буч­ный») лишь в 1791 ста­ро­об­ряд­ца­ми в Суп­расль­ском мо­на­сты­ре (Поль­ша). В сер. 19 в. свт. Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) со­ста­вил «Отеч­ник» («Из­бран­ные из­ре­че­ния св. ино­ков и по­вес­ти о жиз­ни их») – сб-к из­ре­че­ний древ­них ас­ке­тов, гл. обр. егип. от­цов, с ис­то­рия­ми их жиз­ни и ду­хов­ных под­ви­гов. С сер. 19 в. оп­ре­де­ле­ние П. по­лу­чи­ли пе­чат­ные сб-ки жи­тий свя­тых, ор­га­ни­зо­ван­ные по ре­гио­наль­но­му прин­ци­пу: Афон­ский па­те­рик, со­став­лен­ный ие­ро­схи­мо­на­хом Сер­ги­ем Свя­то­гор­цем; ано­ним­ный Со­ло­вец­кий па­те­рик, в ко­то­ром опи­сы­ва­ют­ся под­ви­ги ино­ков Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря на­чи­ная с сер. 15 в.; из­дан­ные в 1885–1916 Па­ле­стин­ским об­ще­ст­вом бо­лее 20 вы­пус­ков Па­ле­стин­ско­го па­те­ри­ка, в ка­ж­дом из ко­то­рых бы­ла пред­став­ле­на био­гра­фия од­но­го из па­ле­стин­ских под­виж­ни­ков; Тро­иц­кий па­те­рик, со­став­лен­ный в 1892 к 500-ле­тию кон­чи­ны прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го ис­то­ри­ком М. В. Тол­стым (1812–96); Ар­хан­гель­ский па­те­рик (1901), по­ве­ст­вую­щий о жиз­ни мо­на­хов Ар­хан­гель­ской епар­хии 15–19 вв.; Мо­с­ков­ский па­те­рик (2003); Оп­тин­ский па­те­рик (2006) с жи­тия­ми оп­тин­ских стар­цев, но­во­му­че­ни­ков и жиз­не­опи­са­ния­ми про­стых на­сель­ни­ков.

Ряд па­те­ри­ко­вых по­вес­тей по­слу­жил ис­точ­ни­ком для про­из­ве­де­ний рус­ских (Н. С. Лес­ков, Л. Н. Тол­стой, В. М. Гар­шин) и за­ру­беж­ных (А. Франс, Ф. Тим­мер­манс, Й. Йов­ков) пи­са­те­лей 19 – нач. 20 вв. В но­вей­шей отеч. лит-ре П. по­лу­чи­ли рас­ши­ри­тель­ное тол­ко­ва­ние (напр., со­став­лен­ный М. А. Ку­чер­ской т. н. Со­вре­мен­ный па­те­рик – сб-к ис­то­рий из жиз­ни совр. пра­во­слав­ных лю­дей).

Изд.: Луг ду­хов­ный / Пер. прот. М. И. Хит­ро­ва. Сер­ги­ев По­сад, 1915. М., 2013; Les Sen­tences des Pères du désert / Ed. L. Régna­ult. Solesmes, 1966–1985. Vol. 1–5; Си­най­ский па­те­рик / Изд. под­гот. В. С. Го­лы­шен­ко, В. Ф. Дуб­ро­ви­на. М., 1967; Лав­са­ик, или По­ве­ст­во­ва­ние о жиз­ни свя­тых и бла­жен­ных от­цов Пал­ла­дия, еп. Еле­но­поль­ско­го. М., 1992; Les apophtegmes des Pères: collection systéma­ti­que / Ed. J.-C. Guy. P., 1993–2005. Vol. 1–3; Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999; Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов. М., 2001; Ми­те­ри­кон. Со­б­ра­ние на­став­ле­ний ав­вы Иса­ии все­че­ст­ной ино­ки­не Фео­до­ре. [Афон], 2001; Па­те­рик Рим­ский: Диа­ло­ги Гри­го­рия Ве­ли­ко­го в древ­не­сла­вян­ском пе­ре­во­де / Изд. под­гот. К. Дид­ди. М., 2001; Афон­ский па­те­рик, или Жиз­не­опи­са­ния свя­тых на Свя­той Афон­ской Го­ре про­си­яв­ших. 7-е изд. [М.], 2002. Ч. 1–2; Ве­ли­кий Па­те­рик, или Ве­ли­кое со­бра­ние из­ре­че­ний стар­цев: сис­те­ма­ти­че­ская кол­лек­ция / Пер. А. В. Мар­ко­ва, Д. А. По­спе­ло­ва. М., 2005; Отеч­ник, со­став­лен­ный свя­ти­те­лем Иг­на­ти­ем (Брян­ча­ни­но­вым). М., 2009.

Лит.: Ере­мин I. П. «Свод­ный» Па­те­рик у пiв­денно-слов’янських, украiнському та мос­ковсь­ко­му пись­мен­ст­вах. Київ, 1927; Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1; Фе­дер У. Р. Сла­вян­ские па­те­ри­ки на Свя­той го­ре // Фе­дер У. Р. Хи­ля­да го­ди­ни ка­то един ден. Жи­вотът на тек­сто­ве­те в пра­во­слав­но­то сла­вян­ст­во. Со­фия, 2005; Иси­хазм: Ан­но­ти­ро­ван­ная биб­лио­гра­фия / Под ред. С. С. Хо­ру­же­го. М., 2004.

Вернуться к началу