Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́РШИН ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 422-423

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко
В. М. Гаршин. Портрет работы И. Е. Репина. 1883. Третьяковская галерея (Москва).

ГА́РШИН Все­во­лод Ми­хай­ло­вич [2(14).2.1855, име­ние При­ят­ная До­ли­на Бах­мут­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ской губ. – 24.3 (5.4).1888, С.-Пе­тер­бург], рус. пи­са­тель. Дво­ря­нин. В 1874–77 был сту­ден­том Гор­но­го ин-та. Уча­ст­ник рус.-тур. вой­ны 1877–78, был ра­нен. В 1878 воль­но­слу­ша­тель ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­те­та С.-Пе­терб. ун-та. Казнь И. О. Мло­дец­ко­го (1880), со­вер­шив­ше­го по­ку­ше­ние на М. Т. Ло­рис-Ме­ли­ко­ва, к ко­то­ро­му на­ка­ну­не каз­ни Г. об­ра­щал­ся с лич­ной прось­бой о по­ми­ло­ва­нии, вы­зва­ла обо­ст­ре­ние на­след­ст­вен­но­го пси­хич. за­бо­ле­ва­ния; в мае 1880 Г. был по­ме­щён в ле­чеб­ни­цу, за­тем жил у род­ст­вен­ни­ков в Хер­сон­ской губ.; в 1882 вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург. В 1882 по­зна­ко­мил­ся с И. Е. Ре­пи­ным, ко­то­рый пи­сал с Г. ца­ре­ви­ча Ива­на («Иван Гроз­ный и сын его Иван. 16 но­яб­ря 1581 г.»), на­де­лил его чер­та­ми ге­роя кар­ти­ны «Не жда­ли», вы­пол­нил порт­рет Г. в 1884.

В 1876 де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти са­ти­рич. очер­ком «Под­лин­ная ис­то­рия Эн­ско­го зем­ско­го со­б­ра­ния»; со­труд­ни­чал в ка­че­ст­ве ху­дож. кри­ти­ка в газ. «Но­во­сти». Ус­пех при­нёс пер­вый, на­пи­сан­ный под во­ен. впе­чат­ле­ния­ми рас­сказ «Че­ты­ре дня» (1877), где яр­ко вы­ра­жен при­су­щий по­ве­ст­во­ват. ма­не­ре Г. пси­хо­ло­гизм и обо­зна­че­на осн. те­ма его твор­че­ст­ва: уяз­влён­ность че­ло­ве­ка «боль­ной со­вес­ти» со­ци­аль­ным злом и осоз­на­ние сво­его бес­си­лия пе­ред ним (рас­ска­зы «Про­ис­ше­ст­вие», 1878; «Трус», 1879; «Из вос­по­ми­на­ний ря­до­во­го Ива­но­ва», 1883; «На­де­ж­да Ни­ко­ла­ев­на», 1885). Со­че­та­ние ге­рои­ко-ро­ман­тич. па­фо­са с ощу­ще­ни­ем тра­гиз­ма и бе­зыс­ход­но­сти ха­рак­тер­но для сказ­ки-ал­ле­го­рии «Attalea prin­ceps» (1880); оно от­ли­ча­ет и луч­шее про­из­ве­де­ние Г. – сим­во­ли­ко-ал­ле­го­рич. рас­сказ «Крас­ный цве­ток» (1883), в цен­тре ко­то­ро­го – об­раз оди­но­ко­го бе­зум­ца, пред­при­ни­маю­ще­го от­ча­ян­ную по­пыт­ку це­ной сво­ей жиз­ни по­бо­роть «всё зло ми­ра». В рас­ска­зе «Ху­дож­ни­ки» (1879) от­ра­зи­лись раз­мыш­ле­ния Г. о на­зна­че­нии иск-ва и его от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред об­ще­ст­вом. Нрав­ст­вен­ная де­гра­да­ция ин­тел­ли­ген­ции – те­ма рас­ска­за «Встре­ча» (1879). В сти­ли­сти­ке «на­род­ных рас­ска­зов» Л. Н. Тол­сто­го соз­да­ны «Ска­за­ние о гор­дом Аг­гее» (1886) – пе­ре­ра­бот­ка ста­рин­ной рус. ле­ген­ды, и «Сиг­нал» (1887), про­ник­ну­тые иде­ей жерт­вен­но­го са­мо­от­ре­че­ния. По­след­нее про­из­ве­де­ние Г. – по­лу­чив­шая ши­ро­кую из­вест­ность сказ­ка для де­тей «Ля­гуш­ка-пу­те­ше­ст­вен­ни­ца» (1887). По­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

Соч.: Полн. собр. соч. СПб., 1910; Соч. М., 1983.

Лит.: Нenry P. Hamlet of his time: V. Garshin: the man, his works and his milieu. Oxf., 1983; Ла­ты­ни­на А. Н. В. Гар­шин. Твор­че­ст­во и судь­ба. М., 1986.

Вернуться к началу