ПРИРО́ДА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРИРО́ДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из фундаментальных понятий европейской философии и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) совокупность всего сущего, мир в целом; 2) противостоящий человеку объективно существующий и независимый от него мир, противопоставляемый всему, что создаётся человеческой деятельностью, – истории, культуре, искусству, технике и т. д.; 3) сущность вещей.
Др.-греч. слово φύσις («природа») происходит от глагола φύομαι – расти, рождаться, возникать (ему соответствует лат. natura от nascor – родиться, возникать), этимологически восходящего к индоевропейскому корню *bhu-, послужившему в европ. языках основой для глагола «быть» (лат. fui, слав. быти, англ. be и т. д.). Отсюда связь термина «П.» с понятием «роста», происхождения на свет, но также и с понятиями «бытия», «сущего» (τὸ ὄν) и «сущности» (ούσία).
В дошедших до нас фрагментах ранних греч. философов, большинству из которых доксографич. традиция приписывает авторство сочинений «О природе» (Περὶ φύσεως), термин «П.» встречается крайне редко. Впервые в филос. контексте его употребляет Гераклит в значении прячущегося от поверхностного взора внутр. устройства вещей. Сходное значение имеет П. и у Парменида, но в отличие от Гераклита он относит П. к «обманчивому устройству космоса», сфере возникновения и роста, противостоящей подлинному бытию. С 5 в. до н. э. в греч. культуре термин «П.» начинает употребляться в оппозиции к закону, обычаю, мнению, иск-ву и воспитанию. В этих оппозициях, разрабатывавшихся в осн. софистами, П. понималась как самодовлеющий и не зависящий от людей мировой порядок, требования которого обычно не совпадают или даже прямо противоречат принятым в человеческом обществе произвольным нормам и законам (Антифонт и др.).
Для Платона подлинное знание П. вещи означает понимание того, с какой целью они были созданы Демиургом и почему получили именно такое устройство. Называя умопостигаемое бытие «непричастной сну истинной природой», он употребляет слово «П.» почти как синоним идеи.
Если Платон подчёркивает в П. момент идеальности и неизменности, то Аристотель, наоборот, видел в подвижности и изменчивости гл. особенность всего «естественно сущего»: «Природа есть сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом» (Metaphysica. 1015а 13–15) в отличие от всего, что возникает и создаётся при помощи ремесла и иск-ва.
Стоики, понимая под П. вслед за Аристотелем внутренне присущий вещам источник их целесообразной самоорганизации, считают таковым «творческий огонь, последовательно идущий путём порождения». Наделяя П. разумом и провидением, они отождествляют её с божественным логосом, мировым законом и судьбой. В неоплатонизме П. – последний и самый низший уровень сверхчувственной реальности, «порядок, установленный мировой душой» в результате созерцания ею божественных идей (Плотин).
Для патристики особую важность понятие «П.» приобретает в разгоревшихся в 5 в. спорах о Божественной и человеческой природах Христа. Образцовым для всего раннего Средневековья стало четвероякое определение П., данное Боэцием в трактате «Против Евтихия и Нестория»: природа есть 1) все вещи, поскольку они могут быть схвачены умом; 2) субстанции как телесные, так и бестелесные; 3) в более узком, аристотелевском, смысле – только телесные субстанции, содержащие в себе начало движения и покоя; 4) видовое отличие, сообщающее вещи её форму. Т. о., под понятие «П.» (natura) подпадает всё существующее, включая и Бога, и материю, это «наиболее общее наименование для всего, что есть и не есть» (Иоанн Скотт Эриугена, «О разделении природы»). Поскольку «Бог есть природа не сотворенная, но творящая» (Августин, «О Троице») и воля Творца есть П. каждой сотворённой вещи, то ничто происходящее в мире не может быть названо сверх- или противоестественным (supra, contra naturam), ибо в том, что кажется нам чудом, Бог действует не против П. (т. е. против собств. воли), а только против привычного хода вещей. Созданная Богом «Книга природы» становится предметом символич. истолкования. С Августина берёт начало противопоставление П. и благодати. В логике П. отождествляется с самым низшим видом, охватывающим собой ипостаси-индивиды (Иоанн Дамаскин, «Философские главы»). Лат. патристика приравнивает термин «natura» к понятиям «essentia» (сущность) и «substantia» (ипостась).
Для Николая Кузанского П. есть продолжающееся развёртывание абсолютной простоты Божественного единства, таящего в себе неисчерпаемую бесконечность возможностей. Дж. Бруно отождествляет П. с первой материей, которая содержит в своём лоне всевозможные формы и сама же извлекает их оттуда: П. есть самораскрывающееся «всебытие», или бог в вещах (natura est deus in rebus). Р. Декарт, считая единственной характеристикой П. протяжённость, отождествляет её с материей и пространством. Тождество Бога и П. как единой вечной бесконечной субстанции утверждается в пантеистич. концепции Б. Спинозы.
П. как оппозиция обществу выступает в теории «естественного права» Дж. Локка. У Ж. Ж. Руссо П. как естеств. норма человеческой жизни противопоставляется культуре – искусственному порядку, установленному людьми.
И. Кант различает понятие «П.» в формальном значении (П. как «сущность» вещи) и материальном (П. как «совокупность всех предметов опыта», т. е. «явлений», закономерно между собой связанных). К кантовскому различению природной необходимости и свободы восходит произошедшее в сер. 19 в. разделение по предмету и методу наук о П. (естественных) и наук о духе (гуманитарных).
В 20 в. в процессе острых дискуссий о взаимоотношении П. и бурно развивающейся техники подверглось пересмотру традиц. субъект-объектное отношение человека к П., так что П. и общество стали рассматриваться как взаимообусловленные части единой экосистемы.
См. также Философия природы и лит. при этой статье.