Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУ́МАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Митина

ШУ́МАН (Schumann) Ро­берт (8.6.1810, Цвик­кау, Сак­со­ния – 29.7.1856, Эн­де­них, ны­не в чер­те Бон­на), немецкий ком­по­зи­тор и музыкальный кри­тик. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей музыкального ро­ман­тиз­ма. Сын кни­го­из­да­те­ля. С 7 лет обу­чался иг­ре на фп. у И. Г. Кунт­ша, в 1821 впер­вые вы­сту­пил пуб­лич­но как пиа­нист. С 1828 за­ни­мал­ся у фп. пе­да­го­га Ф. Ви­ка в Лейп­ци­ге. Изу­чал юрис­пру­ден­цию в Лейп­циг­ском (1828) и Гей­дель­берг­ском (1829) универси­те­тах. В 1831–32 за­ни­мал­ся муз.-тео­ре­тич. пред­ме­та­ми у Г. Дор­на. В нач. 1830-х гг., по­вре­див пра­вую ру­ку в про­цес­се за­ня­тий на фп., вы­ну­ж­ден­но от­ка­зал­ся от ар­ти­стич. карь­е­ры и со­сре­до­то­чил­ся на ком­по­зи­ции. Муз. стиль Ш. сло­жил­ся в фортепианном твор­че­ст­ве в конце 1820-х и в 1830-е гг., ко­гда им бы­ли на­пи­са­ны став­шие зна­мени­ты­ми цик­лы пьес «Кар­на­вал» (1835), «Сим­фо­ни­че­ские этю­ды» (1837), «Крейс­ле­риа­на» (1838), сб. «Фан­та­сти­че­ские пье­сы» (1837) и мн. др. Со­чи­не­ния Ш. из­да­ва­лись, пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­цей мно­гих из них бы­ла пиа­ни­ст­ка К. Вик, же­на Ш. с 1840 (см. Шу­ман К.), бла­го­да­ря ко­то­рой его му­зы­ка ста­ла из­вест­на во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы. В 1834–44 Ш. из­да­вал в Лейп­ци­ге ос­но­ван­ный им ж. «Neue Zeitschrift für Musik» (од­но из са­мых ав­то­ри­тет­ных муз. пе­рио­дич. из­да­ний Гер­ма­нии; су­ще­ст­ву­ет по­ны­не). Как муз. кри­тик Ш. вы­сту­пал про­тив бес­со­дер­жа­тель­но­сти вир­ту­оз­ной са­лон­ной му­зы­ки, при­зы­вал к изу­че­нию на­сле­дия ста­рых мас­те­ров, в ча­ст­но­сти И. С. Ба­ха, на­пи­сал ряд ста­тей в под­держ­ку мо­ло­дых ком­по­зи­то­ров – Ф. Шо­пе­на (1831), Г. Бер­лио­за (1835), И. Брам­са (1853). В 1843–44 пре­по­да­вал в Лейп­циг­ской конс. С 1844 жил в Дрез­де­не, ру­ко­во­дил або­не­мент­ны­ми кон­цер­та­ми (вме­сте с Ф. фон Хил­ле­ром), в 1847–48 – муж­ским хо­ро­вым обще­ст­вом (см. Ли­дер­та­фель), с 1847 – ос­но­ван­ным им хо­ро­вым об­ще­ст­вом. В 1840-е гг. круг жан­ров, в ко­то­рых со­чи­нял Ш., рас­ши­рил­ся: на­ря­ду с фп. му­зы­кой, он соз­дал зна­чит. ко­ли­че­ст­во во­каль­ных и ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний. В свя­зи с ин­тен­сив­ным изу­че­ни­ем кон­тра­пунк­та, в осо­бен­но­сти по­ли­фо­нич. иск-ва И. С. Ба­ха, на­пи­сал 6 ор­ган­ных фуг на те­му BACH op. 60 и 4 фу­ги op. 72 (все 1845), ис­поль­зо­вал по­ли­фо­нич. фор­мы в сим­фо­ни­ях (двой­ная фу­га во II ч. 2-й сим­фо­нии, ка­нон в I ч. 3-й сим­фо­нии). Для со­б­ра­ний ли­дер­та­фе­ля на­пи­сал ряд хо­ро­вых про­из­ве­де­ний a’cappella, в т. ч. Пес­ни на сти­хи Р. Бёрн­са ор. 55 (1846). В 1840–50-х гг. ра­бо­тал в жан­рах ора­то­рии и те­ат­раль­ной му­зы­ки. С 1850 жил в Дюс­сель­дор­фе, был ка­пель­мей­сте­ром, ру­ко­во­дил ре­гу­ляр­ны­ми кон­цер­та­ми сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра и пев­че­ско­го об­ще­ст­ва, в 1851 под его ру­ко­во­дством ис­пол­не­ны «Стра­сти по Ио­ан­ну» Ба­ха. В 1853 при­нял уча­стие в ор­га­ни­за­ции Ниж­не­рейн­ско­го муз. фес­ти­ва­ля, ди­ри­жи­ро­вал здесь Фп. кон­цер­том a-moll (1845; со­ли­ст­ка – К. Шу­ман) и др. свои­ми со­чи­не­ния­ми. С 1854 до кон­ца жиз­ни жил в ле­чеб­ни­це для ду­шев­но­боль­ных в Эн­де­ни­хе.

Муз. твор­че­ст­во Ш., об­ла­дав­ше­го так­же лит. да­ром (в юно­сти он пи­сал рас­ска­зы, по­вес­ти, сти­хо­тво­ре­ния в про­зе), ис­пы­та­ло силь­ное влия­ние лит-ры ро­ман­тиз­ма. Воз­дей­ст­ви­ем лит. сти­ля Жан По­ля и Э. Т. А. Гоф­ма­на от­ме­че­ны мн. со­чи­не­ния Ш., за­пе­чат­лев­шие от­го­ло­сок «та­ин­ст­вен­но-глу­бо­ких про­цес­сов на­шей ду­хов­ной жиз­ни <…> со­мне­ний, от­чая­ний и по­ры­вов к идеа­лу» (по сло­вам П. И. Чай­ков­ско­го); пря­мая от­сыл­ка к Гоф­ма­ну – цикл «Крейс­ле­риа­на». Ш. пер­вым при­ме­нил к фп. ми­ниа­тю­ре на­зва­ние лит. про­ис­хо­ж­де­ния – но­вел­лет­та (цикл «Но­вел­лет­ты», 1838). Для шу­ма­нов­ских фп. пьес и цик­лов пьес ха­рак­тер­ны ка­лей­до­ско­пич­ность, не­ред­ко трак­то­ван­ная как мель­ка­ние кар­на­валь­ных ма­сок, и – в ши­ро­ком смыс­ле – те­ат­раль­ность. При­хот­ли­вая сме­на об­ра­зов и на­строе­ний, взаи­мо­дей­ст­вие раз­ных «сю­жет­ных» ли­ний, фраг­мен­тар­ность из­ло­же­ния на­шли своё вы­ра­же­ние в цик­лах фп. пьес «Ба­боч­ки» (1831), «Вен­ский кар­на­вал» (1839) и др., наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ное вы­ра­же­ние – в цик­ле «Кар­на­вал», со­стоя­щем из пьес с про­грамм­ны­ми на­зва­ния­ми (порт­ре­ты, сцен­ки и др.). В «Кар­на­ва­ле» (на­ря­ду с мас­ка­ми, здесь «при­сут­ст­ву­ют» К. Вик, Ф. Шо­пен, Н. Па­га­ни­ни, Ф. Лист и др.), «Тан­цах да­вид­сбюнд­ле­ров» (1837) от­ра­же­ны об­ра­зы ре­аль­ных пред­ста­ви­те­лей и вы­мыш­лен­ных пер­со­на­жей – при­вер­жен­цев вы­со­ко­го иск-ва, ко­то­рых Ш. объ­е­ди­нил в при­ду­ман­ное им в нач. 1830-х гг. «Да­ви­до­во брат­ст­во» («Да­вид­сбунд»). Име­на­ми вы­мыш­лен­ных пер­со­на­жей – Фло­ре­ста­на и Эв­зе­бия – Ш. под­пи­сы­вал не­ко­то­рые из сво­их лит. эс­се (все­го св. 60). Ли­те­ра­тур­но-ро­ман­тич. ха­рак­тер но­сят не толь­ко на­зва­ния пьес и час­тей цик­лов («По­эт го­во­рит» – по­след­няя пье­са из «Дет­ских сцен», 1838), но и ха­рак­тер­ные шу­манов­ские ре­мар­ки, пред­на­зна­чен­ные гл. обр. ис­пол­ни­те­лю: «Stimme aus der Ferne» («Го­лос из­да­ле­ка») в Но­вел­лет­те № 8, «Innere Stimme» («Внут­рен­ний го­лос») в «Юмо­ре­ске» ор. 20 (1839) и мн. др.

По­ми­мо фп. цик­лов, ко­то­рые Ш. про­дол­жал со­чи­нять и в даль­ней­шем (сре­ди них – «Аль­бом для юно­ше­ст­ва» ор. 68, 1848), ему при­над­ле­жат 3 фп. со­на­ты (fis-moll op. 11, 1835; g-moll op. 22, 1838; «Боль­шая» со­на­та f-moll op. 14, 1836, 2-я ред. – 1853), неск. од­но­ча­ст­ных со­чи­не­ний в сво­бод­ных и сме­шан­ных фор­мах (Фан­та­зия C-dur op. 17, 1838; «Юмо­ре­ска» op. 20, 1839), ряд про­из­ве­де­ний в фор­ме ва­риа­ций (Ва­риа­ции на те­му Abegg, 1830; Экс­пром­ты на те­му К. Вик, 1833, 2-я ред. – 1850; вы­даю­щий­ся об­ра­зец сво­бод­ных жан­ро­во-ха­рак­тер­ных ва­риа­ций – «Сим­фо­ни­че­ские этю­ды» для фп., 1837).

В во­каль­ной му­зы­ке Ш. про­дол­жил тра­ди­ции Ф. Шу­бер­та и раз­вил соб­ст­вен­ные на­ход­ки, сде­лан­ные им в об­лас­ти фп. ми­ниа­тю­ры. В его на­сле­дии пре­об­ла­да­ют ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. сочи­не­ния на сти­хи по­этов – его со­вре­мен­ни­ков: цик­лы «Круг пе­сен» (op. 24, 1840) и «Лю­бовь по­эта» (op. 48, 1840) на сти­хи Г. Гей­не, «Круг пе­сен» на сти­хи Й. фон Эй­хен­дор­фа (ор. 39, 1840), «Лю­бовь и жизнь жен­щи­ны» на сти­хи А. фон Ша­мис­со (ор. 42, 1840), пес­ни на сти­хи из ро­ма­на «Го­ды уче­ния Виль­гель­ма Май­сте­ра» И. В. Гё­те (ор. 98а, 1849) и др.

Му­зы­ке Ш. для фп. и с уча­сти­ем фп. свой­ст­вен­на мно­го­слой­ность фак­ту­ры с раз­но­об­раз­ны­ми фор­ма­ми скры­то­го мно­го­го­ло­сия, тон­ким при­ме­не­ни­ем ими­та­ций. Ме­ло­дия мо­жет быть «спря­та­на» в фи­гу­ра­ци­ях ак­ком­па­не­мен­та («Сно­ви­де­ния» из фп. сб-ка «Фан­та­сти­че­ские пье­сы»), не­ред­ки слу­чаи по­яв­ле­ния ме­ло­дии в ниж­нем и сред­них го­ло­сах фак­ту­ры. Ха­рак­тер­но раз­но­об­ра­зие рит­мич. ри­сун­ков, встре­ча­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние по­ли­рит­мии («Ве­че­ром» из то­го же сб-ка), мяг­ких син­ко­пи­ро­ван­ных рит­мов и др. В чис­ле гар­мо­ни­че­ских нов­шеств – на­ча­ло и окон­ча­ние пье­сы на не­ус­той­чи­вой гар­мо­нии: напр., на­ча­ло на II сту­пе­ни ма­жо­ра («От­че­го?»), на суд­бо­ми­нан­те ми­но­ра и стре­ми­тель­ная мо­ду­ля­ция в па­рал­лель­ный ма­жор («По­рыв»; обе пье­сы из то­го же сб-ка), окон­ча­ние на до­ми­нан­те («В си­я­ньи тё­п­лых май­ских дней» из во­каль­но­го цик­ла «Лю­бовь по­эта»).

Ш. – ав­тор 4 сим­фо­ний (1841; 1846; «Рейн­ская» – 1850; 1851), к ко­то­рым при­мы­ка­ют в сти­ле­вом от­но­ше­нии кон­цер­ты для фп. (1845), вио­лон­че­ли (1850), скрип­ки (1853) с ор­ке­ст­ром. Сти­му­лом для об­ра­ще­ния к жан­ру сим­фо­нии ста­ло впе­чат­ле­ние от «Боль­шой» сим­фо­нии C-dur Ф. Шу­бер­та, най­ден­ной Ш. в 1838 в Ве­не сре­ди ру­ко­пи­сей Шу­бер­та и впер­вые ис­пол­нен­ной в 1839 в Лейп­ци­ге под упр. Ф. Мен­дель­со­на. Тра­ди­ции Шу­бер­та на­сле­ду­ют пер­вые три сим­фо­нии Ш., в осо­бен­но­сти 2-я и 3-я – по ха­рак­те­ру те­ма­тиз­ма, с боль­шой ро­лью пе­сен­ных тем (глав­ная те­ма III ч. 2-й сим­фо­нии, по­боч­ная те­ма I ч. 3-й сим­фо­нии и др.), с нац. ко­ло­ри­том, гим­ни­че­ским окон­ча­ни­ем цик­ла. Дра­ма­тич. 4-я сим­фо­ния, на­про­тив, по фор­ме при­бли­жа­ет­ся к сим­фо­ни­че­ской по­эме (пер­во­на­чаль­ное назв. – «Сим­фо­ни­че­ская фан­та­зия для боль­шо­го ор­ке­ст­ра»).

Фп. квин­тет Es-dur op. 44, Фп. квар­тет Es-dur op. 47, три струн­ных квар­те­та ор. 41 (все 1842), Фп. трио d-moll ор. 63 (1847) в зна­чит. ме­ре от­ра­зи­ли пре­ем­ст­вен­ность сти­ля Ш. с вен­ской клас­си­че­ской шко­лой. Фп. квин­тет стал од­ним из са­мых мас­штаб­ных про­из­ве­де­ний Ш., во­пло­ще­ни­ем «кар­ти­ны ми­ра» в ду­хе сим­фо­нии, где II ч. зву­чит в ха­рак­те­ре тра­ур­но­го мар­ша (по сло­вам П. И. Чай­ков­ско­го, «це­лая мрач­ная тра­ге­дия»), а в фи­на­ле (в то­наль­но­сти g-moll, в ме­ди­ан­то­вом от­но­ше­нии с то­ни­кой) боль­шую роль иг­ра­ет по­ли­фо­ния (двой­ная фу­га в ко­де и др.). За­вер­ше­ние цик­ла по­ли­фо­ни­че­ским раз­де­лом встре­ча­ет­ся и в др. ка­мер­ных про­из­ве­де­ни­ях Ш., напр. в Фп. квар­те­те, 1-м струн­ном квар­те­те (a-moll). В чис­ле ка­мер­ных сочи­не­ний Ш. – про­из­ве­де­ния с про­грамм­ны­ми на­зва­ния­ми: фп. трио «Фан­та­сти­че­ские пье­сы» (ор. 88, 1842), пье­сы с тем же назва­ни­ем для фп. и клар­не­та (ор. 73, 1849), «Ска­зоч­ные кар­ти­ны» для фп. и аль­та (ор. 113, 1851) и др.

В опе­ре «Ге­но­ве­ва» (1848, на либр. Ш. и Р. Рай­ни­ка по дра­мам Л. Ти­ка и Ф. Хеб­бе­ля; пост. в 1850 в Лейп­ци­ге), ора­то­ри­ях «Рай и Пе­ри» (по по­эме Т. Му­ра «Лал­ла Рук», 1843; ис­пол­не­на в 1854 в Ган­но­ве­ре при со­дей­ст­вии И. Брам­са), «Стран­ст­вия Ро­зы» (либр. Г. М. Хор­на, 1851), Сце­нах из «Фау­ста» Гё­те (1853) на пер­вый план вы­хо­дит субъ­ек­тив­но-ли­рич. на­ча­ло, по­яв­ля­ет­ся тон­кое ор­ке­ст­ро­вое и хо­ро­вое пись­мо. Луч­шим со­чи­не­ни­ем Ш. в об­лас­ти те­ат­раль­ной му­зы­ки счи­та­ет­ся му­зы­ка к дра­ма­тич. по­эме «Ман­фред» Дж. Бай­ро­на (1849; пост. в 1852 в Вей­ма­ре).

Соч.: Пись­ма: В 2 т. М., 1970–1982; О му­зы­ке и му­зы­кан­тах: Собр. ста­тей: В 2 т. М., 1975–1979.

Лит.: Schumann E. R. Schumann: Ein Le­bensbild meines Vaters. Lpz., 1931; Eismann G. R. Schumann: Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen. Lpz., 1956. Bd 1–2; Жи­то­мир­ский Д. Р. Шу­ман: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1964; Laux K. R. Schumann. 2. Aufl. Lpz., 1982; R. Schumann: Thematisches Verzeichnis sämtlicher im Druck erschienenen musikalischen Werke mit Angabe des Jahres ihres Entstehens und Erscheinens. 5. Aufl. Hamb., 1982; Вос­по­ми­на­ния о Р. Шу­ма­не / Ком­мент., пре­дисл. О. В. Ло­се­вой. М., 2000.

Вернуться к началу