ШУ́МАН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУ́МАН (Schumann) Роберт (8.6.1810, Цвиккау, Саксония – 29.7.1856, Эндених, ныне в черте Бонна), немецкий композитор и музыкальный критик. Один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Сын книгоиздателя. С 7 лет обучался игре на фп. у И. Г. Кунтша, в 1821 впервые выступил публично как пианист. С 1828 занимался у фп. педагога Ф. Вика в Лейпциге. Изучал юриспруденцию в Лейпцигском (1828) и Гейдельбергском (1829) университетах. В 1831–32 занимался муз.-теоретич. предметами у Г. Дорна. В нач. 1830-х гг., повредив правую руку в процессе занятий на фп., вынужденно отказался от артистич. карьеры и сосредоточился на композиции. Муз. стиль Ш. сложился в фортепианном творчестве в конце 1820-х и в 1830-е гг., когда им были написаны ставшие знаменитыми циклы пьес «Карнавал» (1835), «Симфонические этюды» (1837), «Крейслериана» (1838), сб. «Фантастические пьесы» (1837) и мн. др. Сочинения Ш. издавались, первой исполнительницей многих из них была пианистка К. Вик, жена Ш. с 1840 (см. Шуман К.), благодаря которой его музыка стала известна во многих странах Европы. В 1834–44 Ш. издавал в Лейпциге основанный им ж. «Neue Zeitschrift für Musik» (одно из самых авторитетных муз. периодич. изданий Германии; существует поныне). Как муз. критик Ш. выступал против бессодержательности виртуозной салонной музыки, призывал к изучению наследия старых мастеров, в частности И. С. Баха, написал ряд статей в поддержку молодых композиторов – Ф. Шопена (1831), Г. Берлиоза (1835), И. Брамса (1853). В 1843–44 преподавал в Лейпцигской конс. С 1844 жил в Дрездене, руководил абонементными концертами (вместе с Ф. фон Хиллером), в 1847–48 – мужским хоровым обществом (см. Лидертафель), с 1847 – основанным им хоровым обществом. В 1840-е гг. круг жанров, в которых сочинял Ш., расширился: наряду с фп. музыкой, он создал значит. количество вокальных и инструментальных сочинений. В связи с интенсивным изучением контрапункта, в особенности полифонич. иск-ва И. С. Баха, написал 6 органных фуг на тему BACH op. 60 и 4 фуги op. 72 (все 1845), использовал полифонич. формы в симфониях (двойная фуга во II ч. 2-й симфонии, канон в I ч. 3-й симфонии). Для собраний лидертафеля написал ряд хоровых произведений a’cappella, в т. ч. Песни на стихи Р. Бёрнса ор. 55 (1846). В 1840–50-х гг. работал в жанрах оратории и театральной музыки. С 1850 жил в Дюссельдорфе, был капельмейстером, руководил регулярными концертами симфонич. оркестра и певческого общества, в 1851 под его руководством исполнены «Страсти по Иоанну» Баха. В 1853 принял участие в организации Нижнерейнского муз. фестиваля, дирижировал здесь Фп. концертом a-moll (1845; солистка – К. Шуман) и др. своими сочинениями. С 1854 до конца жизни жил в лечебнице для душевнобольных в Энденихе.
Муз. творчество Ш., обладавшего также лит. даром (в юности он писал рассказы, повести, стихотворения в прозе), испытало сильное влияние лит-ры романтизма. Воздействием лит. стиля Жан Поля и Э. Т. А. Гофмана отмечены мн. сочинения Ш., запечатлевшие отголосок «таинственно-глубоких процессов нашей духовной жизни <…> сомнений, отчаяний и порывов к идеалу» (по словам П. И. Чайковского); прямая отсылка к Гофману – цикл «Крейслериана». Ш. первым применил к фп. миниатюре название лит. происхождения – новеллетта (цикл «Новеллетты», 1838). Для шумановских фп. пьес и циклов пьес характерны калейдоскопичность, нередко трактованная как мелькание карнавальных масок, и – в широком смысле – театральность. Прихотливая смена образов и настроений, взаимодействие разных «сюжетных» линий, фрагментарность изложения нашли своё выражение в циклах фп. пьес «Бабочки» (1831), «Венский карнавал» (1839) и др., наиболее последовательное выражение – в цикле «Карнавал», состоящем из пьес с программными названиями (портреты, сценки и др.). В «Карнавале» (наряду с масками, здесь «присутствуют» К. Вик, Ф. Шопен, Н. Паганини, Ф. Лист и др.), «Танцах давидсбюндлеров» (1837) отражены образы реальных представителей и вымышленных персонажей – приверженцев высокого иск-ва, которых Ш. объединил в придуманное им в нач. 1830-х гг. «Давидово братство» («Давидсбунд»). Именами вымышленных персонажей – Флорестана и Эвзебия – Ш. подписывал некоторые из своих лит. эссе (всего св. 60). Литературно-романтич. характер носят не только названия пьес и частей циклов («Поэт говорит» – последняя пьеса из «Детских сцен», 1838), но и характерные шумановские ремарки, предназначенные гл. обр. исполнителю: «Stimme aus der Ferne» («Голос издалека») в Новеллетте № 8, «Innere Stimme» («Внутренний голос») в «Юмореске» ор. 20 (1839) и мн. др.
Помимо фп. циклов, которые Ш. продолжал сочинять и в дальнейшем (среди них – «Альбом для юношества» ор. 68, 1848), ему принадлежат 3 фп. сонаты (fis-moll op. 11, 1835; g-moll op. 22, 1838; «Большая» соната f-moll op. 14, 1836, 2-я ред. – 1853), неск. одночастных сочинений в свободных и смешанных формах (Фантазия C-dur op. 17, 1838; «Юмореска» op. 20, 1839), ряд произведений в форме вариаций (Вариации на тему Abegg, 1830; Экспромты на тему К. Вик, 1833, 2-я ред. – 1850; выдающийся образец свободных жанрово-характерных вариаций – «Симфонические этюды» для фп., 1837).
В вокальной музыке Ш. продолжил традиции Ф. Шуберта и развил собственные находки, сделанные им в области фп. миниатюры. В его наследии преобладают лирико-психологич. сочинения на стихи поэтов – его современников: циклы «Круг песен» (op. 24, 1840) и «Любовь поэта» (op. 48, 1840) на стихи Г. Гейне, «Круг песен» на стихи Й. фон Эйхендорфа (ор. 39, 1840), «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. фон Шамиссо (ор. 42, 1840), песни на стихи из романа «Годы учения Вильгельма Майстера» И. В. Гёте (ор. 98а, 1849) и др.
Музыке Ш. для фп. и с участием фп. свойственна многослойность фактуры с разнообразными формами скрытого многоголосия, тонким применением имитаций. Мелодия может быть «спрятана» в фигурациях аккомпанемента («Сновидения» из фп. сб-ка «Фантастические пьесы»), нередки случаи появления мелодии в нижнем и средних голосах фактуры. Характерно разнообразие ритмич. рисунков, встречается использование полиритмии («Вечером» из того же сб-ка), мягких синкопированных ритмов и др. В числе гармонических новшеств – начало и окончание пьесы на неустойчивой гармонии: напр., начало на II ступени мажора («Отчего?»), на судбоминанте минора и стремительная модуляция в параллельный мажор («Порыв»; обе пьесы из того же сб-ка), окончание на доминанте («В сияньи тёплых майских дней» из вокального цикла «Любовь поэта»).
Ш. – автор 4 симфоний (1841; 1846; «Рейнская» – 1850; 1851), к которым примыкают в стилевом отношении концерты для фп. (1845), виолончели (1850), скрипки (1853) с оркестром. Стимулом для обращения к жанру симфонии стало впечатление от «Большой» симфонии C-dur Ф. Шуберта, найденной Ш. в 1838 в Вене среди рукописей Шуберта и впервые исполненной в 1839 в Лейпциге под упр. Ф. Мендельсона. Традиции Шуберта наследуют первые три симфонии Ш., в особенности 2-я и 3-я – по характеру тематизма, с большой ролью песенных тем (главная тема III ч. 2-й симфонии, побочная тема I ч. 3-й симфонии и др.), с нац. колоритом, гимническим окончанием цикла. Драматич. 4-я симфония, напротив, по форме приближается к симфонической поэме (первоначальное назв. – «Симфоническая фантазия для большого оркестра»).
Фп. квинтет Es-dur op. 44, Фп. квартет Es-dur op. 47, три струнных квартета ор. 41 (все 1842), Фп. трио d-moll ор. 63 (1847) в значит. мере отразили преемственность стиля Ш. с венской классической школой. Фп. квинтет стал одним из самых масштабных произведений Ш., воплощением «картины мира» в духе симфонии, где II ч. звучит в характере траурного марша (по словам П. И. Чайковского, «целая мрачная трагедия»), а в финале (в тональности g-moll, в медиантовом отношении с тоникой) большую роль играет полифония (двойная фуга в коде и др.). Завершение цикла полифоническим разделом встречается и в др. камерных произведениях Ш., напр. в Фп. квартете, 1-м струнном квартете (a-moll). В числе камерных сочинений Ш. – произведения с программными названиями: фп. трио «Фантастические пьесы» (ор. 88, 1842), пьесы с тем же названием для фп. и кларнета (ор. 73, 1849), «Сказочные картины» для фп. и альта (ор. 113, 1851) и др.
В опере «Геновева» (1848, на либр. Ш. и Р. Райника по драмам Л. Тика и Ф. Хеббеля; пост. в 1850 в Лейпциге), ораториях «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура «Лалла Рук», 1843; исполнена в 1854 в Ганновере при содействии И. Брамса), «Странствия Розы» (либр. Г. М. Хорна, 1851), Сценах из «Фауста» Гёте (1853) на первый план выходит субъективно-лирич. начало, появляется тонкое оркестровое и хоровое письмо. Лучшим сочинением Ш. в области театральной музыки считается музыка к драматич. поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849; пост. в 1852 в Веймаре).