ТО́МКИНС ТОМАС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́МКИНС (Tomkins) Томас (1572, Сент-Дейвидс, графство Пембрукшир – 9.6.1656, Мартин Хассингтри, близ Вустера), английский композитор, органист и клавесинист. По происхождению валлиец. Предположительно ученик У. Бёрда. В 1607 получил степень бакалавра в Оксфордском университете. На формирование эстетических взглядов и композиторской техники Томкинса оказал влияние трактат Т. Морли «Простое и лёгкое введение в практическую музыку» (сохранился экземпляр книги с пометками Томкинса). С 1596 органист Вустерского кафедрального собора, одновременно написал ряд сочинений по заказу лондонского королевского двора. С 1621 органист, предположительно с 1625 (после смерти О. Гиббонса) старший органист Королевской капеллы. В 1642 вернулся в Вустер, до 1654 продолжал работать в должности соборного органиста.
Один из самых разносторонних композиторов своего времени, творчество которого объединило черты эпох Возрождения и барокко. Прославился как последний представитель английской школы вирджиналистов и одновременно как автор англиканской церковной музыки (антемы и пьесы других жанров оффиция). Свыше 100 его антемов вошли в большой сборник «Musica Deo sacra et ecclesiae Anglicanae» (1668). «Полный» антем «When David heard» (ныне исполняемый чаще других) демонстрирует основные достоинства «серьёзной» музыки композитора: фундаментальное владение полифонической техникой, баланс в использовании всех средств музыкальной выразительности (гармонии, ритма, фактуры). Около половины всех антемов Томкинса – т. н. стиховые, нередко представляют собой сквозные и многосоставные композиции с инструментальными ритурнелями, чередующимися сольными, ансамблевыми и хоровыми частями («O Lord, lett me knowe myne end», «Turn thou us»).
Светская музыка Томкинса включает фантазии (в т. ч. на «Гвидонов гексахорд», см. Гексахорд), граунды, танцевальные сюиты, хоральные прелюдии и обработки пьес в жанре In nomine (все для клавира и/или консорта). Среди мадригалов (всего около 30, преимущественно 5- и 6-голосные) выделяются «Woe is me» («Горе мне»; использование низкого регистра здесь имеет символическое значение) и «Musicke devine» («Божественная музыка»; также с элементами риторики музыкальной). Некоторые из мадригалов Томкинса представляют собой светские контрафактуры его же антемов; другие, хотя и названы автором мадригалами, в действительности представляют собой жанр balletti, написанные на английские стихи (см. Баллетто, 4-е значение). В экспериментальном мадригале «Too much I once lamented» («Однажды я так горевал») причудливым образом сочетаются типично итальянские диссонантные «мадригализмы» с легкомысленными припевами в стилистике баллетто («fa-la-la»). Из вирджинальных сочинений Томкинса известность в Новое время приобрела большая павана a-moll (№ 123 в Вирджинальной книге Фицуильяма) с хроматическим ходом (a-gis-g-fis-f-e) в финальной части. Вирджинальная пьеса с выразительным названием «Sad pavan for these distracted times» («Печальная павана нашего безвременья») своим пафосом и квази-импровизационной свободой уже не напоминает развлекательную танцевальную музыку Возрождения, но принадлежит новому стилю наступающей эпохи барокко.