IN NÓMINE
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
IN NÓMINE (Ин но́мине; лат. «во имя [Господне]»), жанр английской полифонической инструментальной музыки 2-й половины 16–17 вв. История жанра восходит к 6-голосной мессе на кантус фирмус «Gloria tibi Trinitas» («Слава тебе, Троица»; григорианский антифон) Дж. Тавернера (между 1526 и 1529). В конце ординарной части «Benedictus» («Benedictus qui venit in nomine Domini» – «Благословен гряды́й во имя Господне»; см. Месса), написанной на 4 голоса, очередное проведение cantus firmus (в альте), начало которого совпадает со словами «in nomine», обогащено контрапунктирующими голосами с ярким мелодическим ходом. Первоначально современники Тавернера аранжировали этот многоголосный раздел для разных инструментальных составов. В дальнейшем он приобрёл в Англии чрезвычайную популярность под новым названием «In nomine» и на протяжении почти 150 лет использовался в качестве основы для инструментальных полифонических (преимущественно 4- или 5-голосных) вариаций и фантазий. Пьесы под названием «In nomine» обычно представляют собой образцы музыки для консорта (напр., для консорта виол); тема (григорианский распев) проводится у одного из инструментов ансамбля в увеличении (наподобие кантус фирмус), прочие инструменты играют облигатные голоса, выдержанные, как правило, в имитационной технике. В этом жанре писали К. Тай (24 пьесы), Т. Таллис, У. Бёрд, Т. Уилкс, Дж. Булл, О. Гиббонс, Т. Томкинс, У. Лоуз, Г. Пёрселл и др. Изредка пьесы сочинялись для сольных инструментов (напр., клавирная фантазия «Farewell» Дж. Дауленда).
Композиции на «In nomine» возродились в различных формах в музыке 20–21 вв. Напр., Р. Штраус в опере «Молчаливая женщина» цитирует фрагмент из соч. Дж. Булла. Отдельные сочинения под названием «In nomine» создали П. М. Дейвис, Д. Куртаг, В. Рим, Г. Цендер, С. Шаррино и др.