Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

IN NÓMINE

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Месса «Gloria tibi Trinitas» Дж. Тавернера. Часть «Benedictus». Фрагмент: раздел «in nomine». Транскрипция.
Григорианский антифон «Gloria tibi Trinitas», который обработал Дж. Тавернер (начало).

IN NÓMINE (Ин но́мине; лат. «во имя [Господне]»), жанр английской полифонической инструментальной музыки 2-й половины 16–17 вв. История жанра восходит к 6-голосной мессе на кантус фирмус «Gloria tibi Trinitas» («Слава тебе, Троица»; григорианский антифон) Дж. Тавернера (между 1526 и 1529). В конце ординарной части «Benedictus» («Benedictus qui venit in nomine Domini» – «Благословен гряды́й во имя Господне»; см. Месса), написанной на 4 голоса, очередное проведение cantus firmus (в альте), начало которого совпадает со словами «in nomine», обогащено контрапунктирующими голосами с ярким мелодическим ходом. Первоначально современники Тавернера аранжировали этот многоголосный раздел для разных инструментальных составов. В дальнейшем он приобрёл в Англии чрезвычайную популярность под новым названием «In nomine» и на протяжении почти 150 лет использовался в качестве основы для инструментальных полифонических (преимущественно 4- или 5-голосных) вариаций и фантазий. Пьесы под названием «In nomine» обычно представляют собой образцы музыки для консорта (напр., для консорта виол); тема (григорианский распев) проводится у одного из инструментов ансамбля в увеличении (наподобие кантус фирмус), прочие инструменты играют облигатные голоса, выдержанные, как правило, в имитационной технике. В этом жанре писали К. Тай (24 пьесы), Т. Таллис, У.  Бёрд, Т. Уилкс, Дж. Булл, О. Гиббонс, Т. Томкинс, У. Лоуз, Г. Пёрселл и др. Изредка пьесы сочинялись для сольных инструментов (напр., клавирная фантазия «Farewell» Дж. Дауленда).

Композиции на «In nomine» возродились в различных формах в музыке 20–21 вв. Напр., Р. Штраус в опере «Молчаливая женщина» цитирует фрагмент из соч. Дж. Булла. Отдельные сочинения под названием «In nomine» создали П. М. Дейвис, Д. Куртаг, В. Рим, Г. Цендер, С. Шаррино и др.

Лит.: Reese G. The origins of the English In Nomine // Journal of the American Musicological Society, II (1949).

Вернуться к началу