ЦЕНТОНИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕНТОНИЗА́ЦИЯ (от лат. cento, род. падеж centonis – лоскут, заплата), принцип музыкальной композиции, основанный на повторении типовых мелодических формул. Термин заимствован из литературоведения, где компиляция нового стихотворения из оригинальных цитат именуется центоном. Теория Ц. приложима ко многим видам традиционной монодии, включая культовую европейскую (григорианский хорал, византийские церковные песнопения, знаменный распев), устную профессиональную восточную (макам, мугам, рага), народную (рунические песни, былины).
Особенно распространено употребление термина «центонизация» (начиная с П. Ферретти, 1934) по отношению к григорианике (cantus planus). Как метод композиции Ц. более отчётлива в жанрах тракта, градуала и респонсория (оффиция), в то время как в других, более поздних жанрах (секвенциях и гимнах) отмечается слабее (либо отсутствует). Сторонники теории Ц. в качестве «исторического» аргумента приводят цитату из Иоанна Диакона, приписавшего папе Григорию Великому составление первого римского антифонария: «...ученейший из певчих, он к вящей пользе составил антифонарий-центон» («…antiphonarium centonem cantorum studiosissimus nimis utiliter compilavit»). Что конкретно имел в виду под «антифонарием-центоном» Иоанн Диакон, из контекста (и при полном отсутствии нотных примеров) неясно; по-видимому, речь шла скорее о компиляции литургических текстов, чем мелодических моделей. Во 2-й пол. 20 в. чрезмерное увлечение идеей Ц. григорианского хорала подвергнуто критике в работах Б. Штебляйна и др. крупных музыковедов-медиевистов (Д. Хайли, Л. Трейтлер).
Данный термин не применяется по отношению к компилятивным жанрам светской музыки западноевропейской традиции, таким как пастиччо, попурри, кводлибет.