Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВО́ДЛИБЕТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КВО́ДЛИБЕТ (ср.-век. лат. quodlibet, от лат. quod libet – что угод­но), музыкальный жанр, ос­но­ван­ный на со­еди­не­нии (од­но­вре­мен­ном, а так­же по­сле­до­ва­тель­ном – в ду­хе по­пур­ри) уже су­ще­ст­вую­щих ме­ло­дий и сти­хов. Как пра­ви­ло, К. со­чи­ня­лись с раз­вле­ка­тель­ной це­лью и но­си­ли юмо­ри­стический ха­рак­тер (па­ро­дия на учё­ный дис­пут, за­столь­ная пес­ня и др.). В 3-й книге трактата «Музыкальные пропорции» Й. Тинкториса (ок. 1475)  приведён и описан 2-голосный К. (без использования слова «К.»), в верхнем голосе которого звучит популярная итальянская песня 15 в. «O rosa bella» (приписываемая Дж. Данстейблу), а в теноре одновременно – начало популярной французской песни «L’homme armé», сменяемой двумя другими песнями на французском языке. Ранний пример К. эпохи Ренессанса – вильянсико «Por las sierras de Madrid» Ф. Пеньялосы (ок. 1500), где одновременно звучат 4 испанские мелодии. Локальные разновидности ренессансных К.: в Испании – энсалада  (ensalada, букв. – салат), во Франции – фрикассе (fricassée, букв. – мешанина, солянка). Термин «К.», который ныне используется весьма широко, впервые отмечается в песеннике немецкого композитора В. Шмельцля (ок. 150564) «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение» (1544). Из 25 пьес этого сборника 12 носят название «К.», в т. ч. песня «Da trunken sie...»  («Так пили они…» ). Пер­вое систематическое опи­са­ние К. дал М. Пре­то­ри­ус в 3-й книге трак­та­та «Syntagma musi­cum» (1618). Самый известный К. эпохи барокко  «Свадебный кводлибет» И. С. Баха (BWV 524), представляющий собой почти 10-минутную череду шуток, каламбуров, пародий и цитат. Пример К. в музыке венских классиков  «Му­зы­каль­ная га­ли­ма­тья» В. А. Мо­царта (KV 32). В ря­де сочинений 20 в. ис­поль­зо­ван прин­цип К. вне ра­мок раз­вле­ка­тель­но­сти (во 2-й сим­фо­нии Ч. Айв­за, «Ан­ти­фор­ма­ли­сти­че­ском рай­ке» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча и др.).

  • КВО́ДЛИБЕТ муз. жанр, основанный на соединении уже существующих мелодий и стихов (2009)
Вернуться к началу