МУЗЫКА́ЛЬНАЯ КРИ́ТИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ КРИ́ТИКА, оценка явлений совр. муз. жизни, связанная с определённой эстетич. позицией и выражаемая в лит.-публицистич. жанрах: критич. статьях, рецензиях, нотографич. заметках, обозрениях, очерках, полемич. репликах, эссе. В широком смысле, как оценка явлений муз. искусства, М. к. входит в состав всякого исследования о музыке. М. к. тесно связана с музыковедением, муз. эстетикой, философией музыки. В древности и Средневековье М. к. ещё не была сложившимся самостоят. явлением. Оценка, с одной стороны, непосредственно определялась прикладными задачами музыки (см. Прикладная музыка), с другой – опиралась на широкие, неспецифич. худож. критерии (см. Этос). В эпоху Возрождения расширялся круг критериев, направленных на оценку эмоционального воздействия музыки (см. Аффектов теория). К 18 в. М. к. обрела самостоятельность, оказывая значит. влияние на муз. жизнь, участвуя в борьбе жанровых и стилевых предпочтений (напр., «война буффонов» в связи с распространением итал. комич. оперы во Франции), композиторских школ. При этом резко увеличилось число оценочных критериев, усложнились связи между ними. Особое значение приобрели специфич. худож. критерии, связанные с оценкой музыки с точки зрения уровня композиторского мастерства. В качестве муз. критиков выступали мн. композиторы (в 18 в. И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, в 19 в. Г. Берлиоз, К. М. фон Вебер, Р. Шуман, Ф. Лист, П. Корнелиус и др.), а также писатели, философы (Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Ф. Ницше и др.). На первый план выдвинулась оценка оригинальности муз. произведения, глубины и неповторимости худож. образа. В М. к. 20–21 вв. оригинальность и совершенство формы муз. произведения связываются с выражением определённых тенденций развития совр. культуры; в качестве центр. оценочного критерия рассматривается соотношение традиций и новаторства, в частности под влиянием эстетики авангардизма (Т. Адорно, Х. Х. Штуккеншмидт в Германии).
В России М. к. начала формироваться в 18 в. (Я. Штелин, П. А. Плавильщиков). В сер. 19 в. развернулась деятельность В. Ф. Одоевского – пропагандиста классич. образцов зарубежной музыки и достижений рус. нац. школы (особенно творчества М. И. Глинки). Среди видных представителей рус. М. к. этого времени – А. Д. Улыбышев, В. П. Боткин. Наибольший подъём М. к. в России относится к 1860–70-м гг. (А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.). Классической рус. М. к. свойственна просветительская демократич. направленность. В нач. 20 в. в отеч. М. к. шла оживлённая полемика о новых тенденциях творчества (В. Г. Каратыгин, А. В. Оссовский, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, Ю. Д. Энгель, Л. Л. Сабанеев и др.). После Окт. революции 1917 М. к. стала более ангажированной; для этого времени характерна классовая ориентация в оценке авторов и произведений. Тенденциям вульгарного социологизма, проявившимся в этот период, противостояла критич. деятельность А. В. Луначарского, Б. В. Асафьева, И. И. Соллертинского. В сер. 1930-х, кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. в сов. М. к. насаждались упрощённые представления о реализме, народности и новаторстве. Догматич. взгляд на обществ. значение иск-ва проявлялся в грубых и несправедливых нападках на творчество Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Односторонние оценочные критерии постепенно изживались в 1960–70-х гг., гл. обр. на страницах единственного в то время проф. муз. ж. «Советская музыка» (с 1992 «Музыкальная академия»; среди ведущих критиков: А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, Ю. С. Корев, М. Д. Сабинина; в качестве критиков выступали также композиторы Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин и др.). Перегибы в оценке разл. худож. направлений музыки 20 в. удалось в осн. преодолеть только к кон. 1980-х гг. Благодаря санкционированному «сверху» плюрализму мнений для М. к. открылись новые возможности; в частности, появились многочисл. новые муз. журналы («Трибуна современной музыки», «Электронная музыка» и др.).