ОССИАНИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОССИАНИ́ЗМ, получившее распространение во 2-й пол. 18 в. подражание образам и стилю «Поэм Оссиана» – литературной мистификации Дж. Макферсона. Поэмы, обращённые к нац. старине и проникнутые сентиментально-меланхолич. тоном, яркой отличит. особенностью которых стали принципиально противопоставленные мирному и солнечному пейзажу классич. традиции картины дикой природы (ревущие водопады, облака и туманы, унылые равнины, зловещий ночной мрак), вызывали интерес у Дж. Байрона и поэтов «озёрной школы» – в Англии; Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гердера, поэтов «Бури и натиска», Ф. Шиллера и И. В. Гёте – в Германии; Ф. Р. де Шатобриана, В. Гюго, А. де Ламартина – во Франции.
В России элементы оссианич. стиля нашли отражение в творчестве Г. Р. Державина (оды «На взятие Измаила», 1790, «Водопад», 1798, и др.), И. И. Дмитриева (стих. «Любовь и дружество», 1791), В. А. Озерова (трагедия «Фингал», 1807), а также Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, Е. А. Боратынского и др. Дань О. отдали юные А. С. Пушкин (стихотворения «Кольна. Подражание Оссиану», «Осгар», оба 1814; «Наполеон на Эльбе», 1815, и др.) и М. Ю. Лермонтов (стих. «Гроб Оссиана», 1830).